Особый ребенок: аутист

1282
Особый ребенок: аутист

Р.Р. Кучкарова, психолог, автор подхода "Терапевтическое движение"Слово «аутизм» происходит от латинского autos, что означает"сам". Это расстройство, при котором страдают так называемые социальные функции: аутистам трудно говорить, понимать других и взаимодействовать с ними (при том что у них нередко сохраняется желание уметь это делать). Отсюда их замкнутость, отгороженность и отчужденность. Аутиста можно узнать по отсутствию длительного контакта "глаза в глаза" или отклика на имя при сохранном слухе, а также по
обращению с другим человеком так, будто это неодушевленный предмет.

Ранний детский аутизм (РДА) – это пожизненное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, стереотипным поведением. Аутисты своеобразно воспринимают и понимают окружающий мир. Уровень их интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше.Пожалуй, самый явный признак аутизма – это необщительность и неконтактность, которые могут проявляться в виде пассивного или активного игнорирования других, либо в виде негативных импульсивных действий в отношении них. Аутисты стремятся ограничивать общение узким кругом детей, родственников. Их контакты с другими людьми, если и имеют место, то носят формальный и искаженный характер, по- скольку – и это важно! – мотивы поведения других людей, их эмоции и переживания им непонятны. Им также сложно выражать собственные эмоции и чувства. Кроме того, они могут не понимать неписаные социальные правила, которые большинство людей усваивает неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку или начинать разговор с неуместной темы. Все это приводит к дополнительным трудностям в социальных ситуациях.

Вообще потребность в общении у аутичных детей есть, но ее реализация затруднена и искажена. Аутичный ребенок стремится быть рядом с другими детьми, но не вместе с ними. Он может подолгу наблюдать за их игрой или сам играть рядом, брать у них игрушки, но не вступать в совместную игру и не общаться. Может казаться, что он не хочет играть с другими детьми, но на самом деле иногда он просто не знает, как заговорить с ними или как включиться в их игру. Если поощрять других детей к тому, чтобы они пригласили такого ребенка поиграть с ними в мяч, то, возможно, он будет рад присоединиться к ним.
Аутисты часто даже не пытаются ни словом, ни жестом привлечь внимание других к заинтересовавшему их объекту. Они также редко обращаются к другим за помощью или утешением, и может сложиться впечатление, что эти дети растут самостоятельными и пытаются все делать сами.

Следует быть деликатным при желании войти в контакт с таким ребенком. Излишняя настойчивость может спровоцировать у него чувство нарастающей тревоги, страха и даже вызвать агрессию по отношению к себе или окружающим.

Статья полностью ( в том числе памятка "Советы тем, кто имеет дело с аутичными детьми") опубликована в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад". Подпишитесь на это издание!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль