Нормы рабочего времени педагогических работников

11603

Норма времени – это установленное работодателем время, которое вынужден будет затратить работник определенной квалификации на выполнение конкретной работы (операции) в данных технических условиях.

При этом время пребывания работника на работе складывается из времени работы и перерывов. Время работы, в свою очередь, состоит из основного, вспомогательного, подготови­тельно-заключительного, а также из времени обслуживания рабочего места.

Нормы рабочего времени педагогических работниковОсновным называется время, в течение которого достигается непосредственная цель, связанная с процессом выполнения конкретной работы (операции), а вспомогательным – время, затрачиваемое работником на действия, связанные с обеспечением выполнения основной работы.

Основное и вспомогательное время в сумме составляют оперативное время.

Время обслуживания рабочего места необходимо для поддержания рабочего места в надлежащем состоянии. Оно складывается из отрезков времени на организационное и техническое обслуживание рабочего места.

Подготовительно-заключительным называется время, требуемое для подготовки работника и средств производства к выполнению заданной работы и ее завершения.

Время перерывов включает в себя время перерывов, зависящих от работника и связанных с различными неполадками.

Нормы рабочего времени педагогических работниковОт работника зависит время перерывов:

  • для его отдыха и личных надобностей;
  • вследствие нарушения им трудовой дисциплины (опоздания к началу работы (смены) и после обеденного перерыва, преждевременный уход с работы перед обеденным перерывом и в конце смены) и отвлечений исполнителя от выполняемой работы.

Норма времени (рабочего времени), отводимого на определенные периоды, исчисляется исходя из установленной законодательством недельной продолжительности рабочего времени, составляющей 40 и менее часов в неделю, с учетом сокращения рабочего времени на 1 ч накануне нерабочих праздничных дней.

В соответствии с нормами времени рассчитываются другие нормы труда, например, нормы выработки, нормы обслуживания.

Объектом нормирования труда является операция (часть процесса), производимая одним работником или их группой на одном рабочем месте и над одним предметом труда. Таким образом, выполнение трудовой операции связано с постоянным рабочим местом, исполнителем и предметом труда.

Для установления норм времени по каждому элементу производимой операции независимо от формы организации труда (индивидуальная или бригадная) отдельно проводится аналитическая и расчетная работа.

Норма обслуживания – это установленный объем работ (число рабочих мест, число обслуживаемых лиц, квадратных метров площади и т. п.), который работник должен выполнить за единицу учетного времени (смена, час, рабочий день, неделя и т. п.) в конкретных технических условиях.

Нормы обслуживания предназначаются, в частности, для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, уборкой площадей, рабочих мест и т. д. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки), когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени. Норма обслуживания производна от установленной нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и от нормы продолжительности рабочего времени.

Нормы рабочего времени педагогических работниковК примеру, должность дворника (уборщика территорий) в образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с нормами убираемой площади, которые утверждаются соответствующими органами власти.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, деятельностью которых должен управлять один руководитель.

Наряду с указанными нормами могут действовать иные нормы труда, утвержденные локальными нормативными актами, например, нормы штатной численности персонала.

Нормы численности отражают количество работников соответствующего профес­сионально-квалификационного состава, которое необходимо для выполнения конкретного объема работ как производственного, так и управленческого характера.

По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по учреждению и организации, а также по их структурным подразделениям.

К нормам труда относится также нормированное задание – установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за определенный период с соблюдением установленных требований к качеству работы.

Нормы рабочего времени педагогических работниковВ зависимости от методов разработки нормы труда подразделяются на научно обоснованные и опытно-статистические, а в зависимости от сферы применения – на локальные и типовые.

Локальные нормы труда разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют типовые нормы (нормативные материалы), и утверждаются работодателем.

Типовые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии, в аналогичных условиях, в одной или ряде отраслей экономики. Их подразделяют на межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные.

Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) двух и более отраслей экономики, а отраслевые – в одной отрасли.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 в соответствии со ст. 161 ТК РФ утверждены Правила разработки и утверждения типовых норм труда, в которых определен порядок разработки и утверждения типовых (межотраслевых, профессиональных, отраслевых и иных) норм труда для однородных работ (далее – Правила).

Нормы рабочего времени педагогических работниковЗаконодательные основы нормирования труда нашли свое отражение в гл. 22 ТК РФ, а также в Положении об организации нормирования труда в народном хозяйстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 № 226/П-6), которое применяется в части, не противоречащей трудовому законодательству.

Установлено, что типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции управления, регулирования и координации деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее – федеральный орган исполнительной власти).

Указанными правилами предусмотрено, что: типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы – федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Типовые нормы труда утверждаются федеральныморганом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, т.е. в форме ведомственных нормативных правовых актов (приказ и т. п.).При этом определено, что пересмотр типовых норм труда в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется впорядке, установленном для их разработки и утверждения.

Локальные нормы и нормативы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие меж­отраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы (нормы и нормативы), а также при создании в учреждении более прогрессивных организационно-техни­ческих условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Локальные нормативные акты в соответствии со ст. 159, 162 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организацией.

Таким образом, государство в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти активно участвует в процессе нормирования труда. Типовые нормы в основе своей могут служить руководством к действию для работодателя, стремящегося создать собственные нормативы труда.

Секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заведующая правовым отделом ЦК Профсоюза
Ж.П. Осипцова

Эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
В.Н. Понкратова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль