НСОТ: Повышающий коэффициент за квалификационную категорию

8104

Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию.

Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационныехарактеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимостиученико-часа. (Все коэффициенты, рассмотренные в данном материале,являются повышающими и представлены в зависимости от того, как онизакреплены в нормативно-правовых документах региона.

Есликоэффициент больше единицы, то предполагается умножение на него базовогооклада (к примеру, 1000 руб. * 1,15), если же меньше, то предполагаетсядобавление к базовому окладу дополнительной части (к примеру, 1000 руб.+ 1000 руб. * 0,15)).

Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога может составлять:

  • 1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
  • 1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;
  • 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

В настоящеевремя в большинстве регионов используются значения повышающегокоэффициента, рекомендованные на федеральном уровне, однако в некоторыхрегионах они пересмотрены и установлены с учетом имеющихся бюджетныхсредств.

Значения повышающего коэффициентаза квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе стоимости ученико-часа:

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Волгоградская область

Калужская область

Кабардино-Балкарская Республика

Вторая

1,05

1,09

1,05

Первая

1,15

1,18

1,10

Высшая

1,30

1,25

1,20


Примечание.В Калужской области выделен еще один дополнительный уровеньквалифицированности педагога – высшая категория и почетное звание. Длятаких работников предусмотрен коэффициент 1,35.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе базовой единицы:

В модели НСОТ,основанной на использовании базовой ставки (единицы), коэффициент заквалификационную категорию напрямую влияет на формирование окладовпедагогических работников.

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Орловская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Вторая

0,5

0,10

Первая

0,6

0,20

Высшая

0,7

0,35

Как правило,значение данного коэффициента при применении НСОТ на основе базовойединицы выше, чем при применении НСОТ, основанной на стоимостиученико-часа, что объясняется стремлением регионов к установлениюзависимости между квалификационными характеристиками педагога и уровнемоплаты труда.

Во Владимирской области используется модель НСОТ, основанная на принадлежности педагога к профессионально-квалификационной группе.В то же время она имеет много общего с моделью, основанной на базовойединице. В этом регионе базовый оклад, установленный по каждой профессионально-квалификационной группе,умножается на повышающие коэффициенты в зависимости от уровняобразования, стажа работы, квалификационной категории, занимаемойдолжности и специфики деятельности.

В данном случае коэффициент за квалификационную категорию играет важную роль в дифференциации педагогов внутри профессионально-квалификационной группе,а также мотивирует их к дальнейшему профессиональному росту: дляпедагогов со второй квалификационной категорией он составляет 1,51, дляпедагогов с первой квалификационной категорией – 1,80, а для педагогов свысшей квалификационной категорией – 2,16.

В большинстве регионов, использующих профессионально-квалификационные группы,должностной оклад педагогических работников устанавливается взависимости от квалификационной категории либо в абсолютном выражении,либо в определенном диапазоне значений.

Должностные оклады педагогов по ПКГ с учетом квалификационной категории

Квалификационная категория

Должностной оклад, руб.

Республика Коми

Сахалинская область

Без категории

3390

В зависимости от стажа

Вторая

3656

5985-6605

Первая

3947

6445-7130

Высшая

4250

6945-7680

Во всехрассмотренных выше случаях предполагается увеличение оклада педагога сповышением квалификационной категории. Однако в некоторых регионах свведением НСОТ статус данных выплат изменился. Например, в Тверскойобласти и Республике Адыгея (оба региона используют профессионально-квалификационные группы)повышающий коэффициент за квалификационную категорию установлен с цельюстимулирования педагогических работников к повышению квалификации иприменяется при расчете стимулирующих выплат.

Значения повышающих коэффициентов за квалификационную категорию при оплате труда по профессионально-квалификационной группе:

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Республика Адыгея

Тверская область

Вторая

0,05

0,10

Первая

0,10

0,15

Высшая

0,15

0,40

Таким образом,НСОТ в регионах различаются не только по значениям повышающегокоэффициента за квалификационную категорию и уровням дифференциациизаработной платы, который он обеспечивает, но и по направлениям выплат(основные или стимулирующие). При этом в большинстве регионов стараютсяучесть квалификационную категорию педагога при расчете оплаты его труда,однако разница между категориями получается неодинаковой.

К примеру, вРеспублике Адыгея оклад педагога высшей квалификационной категориибольше оклада педагога второй категории на 10%, а в Тверской области –на 30%, т. е. значения повышающего коэффициента различаются в 3 раза.Если говорить об относительном выражении, то разница между оплатой трудапедагога второй и высшей квалификационной категории составляет вРеспублике Адыгея 3 раза (0,15/0,05), а в Тверской области 4 раза(0,40/0,10). Разница между регионами в относительном выражении равняется1,33 раза (4/3).

По итогам 2008 г. специалистыЦентра универсальных программ проводили мониторинг введения НСОТ всубъектах РФ. В качестве одного из показателей рассматривалось отношениесредних заработных плат педагогов с высшей квалификационной категорией ибез квалификационной категории (чем оно выше, тем больше стимулов упедагогов к улучшению своих квалификационных характеристик). Врезультате было выявлено существенное различие значения данногопоказателя по регионам. К примеру, на 1 сентября 2008 г. в Магаданскойобласти оно составляло 1,24, в Республике Коми – 1,62, в Калужскойобласти – 1,76, в Сахалинской области – 1,88, а в Волгоградской области –2,06.

А.С. Гармашова,
ведущий консультант Центра универсальных программ, г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль