• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Справка о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

Справка о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

2529

Справка о Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

30.12.2009 г. внесен Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы
22.04.2010 г. принят (одобрен) Государственной Думой
28.04.2010 г. одобрен Советом Федераций
08.05.2010 г. подписан Президентом РФ
12.05.2010 г. опубликован в Российской газете

Эффективность работы государственных (муниципальных) учреждений, качество оказываемых ими услуг является ключевым вопросом проекта Программы повышения эффективности бюджетных расходов, разрабатываемой в настоящее время Правительством Российской Федерации во исполнение положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 мая 2009 мая "О бюджетной политике в 2010-2012 годах".

Рассматриваемый закон получил положительный отзыв ведущих экспертов, специалистов федерального и регионального уровней, его поддержала Общественная палата, субъекты Российской Федерации, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, текст законопроекта был согласован на уровне Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений с участием Правительства РФ, общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей. Нормы закона долгое время отрабатывались в рамках нацпроектов и показали свою эффективность.

наверх

Количество учреждений, которых коснется закон

Общее количество государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороны и др., которых коснется действие закона, достаточно велико (по состоянию на 1 апреля 2009 года) – 327 947 учреждений, из них:

  • На федеральном уровне - 25287 учреждений (без закрытой части), из них:
    9997 учреждений, оказывающих услуги физическим и юридическим лицам;
    6752 учреждения – это территориальные и центральные аппараты федеральных органов государственной власти;
    8538 учреждений выполняют функции в сфере обороны, правоохранительной деятельности, безопасности.

           
  • На региональном и муниципальном уровнях - 302660 учреждений.

В целом доля государственной и муниципальной формы собственности в экономике России составляет 31,5%, где работает 21,5 млн. человек.

наверх

Причины разработки законопроекта


Содержание существующей системы бюджетных учреждений осуществляется вне зависимости от объема и качества, оказываемых ими услуг и не создает условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вызвано необходимостью повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление.

Основными причинами низкой эффективности функционирования существующей системы бюджетных учреждений являются:

  • содержание сети бюджетных учреждений за счет средств федерального бюджета вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг;
  • сметное финансирование и невозможность организации полного контроля за распоряжением имуществом и доходами бюджетный учреждений;
  • высокая степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от граждан, которые являются непосредственными потребителями государственных (муниципальных) услуг.


Большинство бюджетных учреждений фактически уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от деятельности. Так, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3786 учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1030 учреждений полностьюфинансировались за счет таких доходов.

В предыдущие годы для решения основных проблем развития бюджетной сети был предпринят ряд последовательных действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Однако на практике к 2009 году на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения.
Ускорению процесса создания и функционирования автономных учреждений, в том числе на федеральном уровне, препятствует ряд факторов. Среди них - неоправданно сложная процедура создания автономных учреждений; опасения руководителей большинства бюджетных учреждений по поводу организационных и иных трудностей, связанных с переходом в автономное учреждение; отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится. Необходимо отметить и то, что принцип финансирования государственного задания по нормативам затрат не подходит для многих учреждений, в которых нельзя четко определить объем предоставленных услуг.
Соответственно, ранее закрепленные правовые механизмы не были реализованы на практике, что не позволило решить проблемы оптимизации бюджетной сети.

наверх

Основные направления действия закона


Закон призван сформировать основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризацию бюджетной сети через внесение изменений в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также соответствующие отраслевые законы.
Концептуальные изменения вносимые законом потребуют разработки более 40 нормативных правовых актов.

Федеральный закон решает две основные задачи реформирования бюджетной сети:
Во-первых, это создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных средств, расширения самостоятельности учреждений бюджетной сферы, повышение ответственности за конечные результаты их деятельности, а также сохранение социальной ответственности государства за те сектора, где действие рыночных механизмов нецелесообразно.
Во-вторых, создание условий и стимулов для федеральных органов государственной власти по оптимизации сети учреждений.

Для решения этих задач закон предусматривает следующее:

1. Государственное или муниципальное учреждение будет функционировать в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения.

Выбор соответствующего правового статуса будет осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.

Законом установлено, что существующие государственные учреждения будут отнесены к бюджетным или казенным на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (до 1 ноября 2010 года на федеральном уровне и до 1 декабря 2010 года на региональном уровне).

До 1 июня 2011 года федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, должны будут внести соответствующие изменения в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений (до 1 декабря 2011 года – аналогичные изменения должны быть осуществлены в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании).

2. Изменение механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав и перевод их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

Первоначальные нормативы затрат индивидуализированы:

субсидия на оказание услуг в соответствии с госзаданием будет рассчитываться, исходя из фактически сложившихся расходов учреждения, при постепенной унификации по группам однопрофильных учреждений. госзадание будет устанавливать показатели эффективности, объема, категории получателей госуслуги, а также и результаты от оказания услуг,
таким образом устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы.

Не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения.

В переходный период, установленный с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, первоначальные нормативы затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных на 2010 год.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания, при этом допускается уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения задания при соответствующей корректировке задания.
Органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления будут наделены гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений.

3. Предоставление права бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений.
Законодательно закреплено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. В пределах госзадания платные услуги можно оказывать только, если это прямо установлено в законе (например, плата за вход в театр, музей) (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В остальном все в пределах госзадания, т.е. бесплатно для населения.

3. Устранение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом (за исключением всего недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником, или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели).

4. Расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

5. Создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение.
Статус казенных учреждений, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
При этом процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий и сводиться только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
Предусмотрен автоматический перевод, в силу закона, в казенные учреждения следующих федеральных бюджетных учреждений:
а) управлений объединений, управлений соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатов, органов управления внутренними войсками, органов управления войсками гражданской обороны, соединений и воинских частей внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
б) следственных изоляторов уголовно-исправительной системы и исправительных учреждений, исполняющих наказания;
в) специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
г) учреждений Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федерального космического агентства, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
д) психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозориев и противочумных учреждений.

Введение казенных учреждений позволит обеспечить гарантированную реализацию высокозначимых социальных функций вне зависимости от объема предоставляемых услуг, от экономического результата деятельности оказывающих эти услуги учреждения.

6. Упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения), ликвидации учреждений и перевода казенных учреждений в бюджетные путем изменения типа учреждения, передав соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации федеральным органам государственной власти.

7. Упрощение нормативных требований к содержанию госзадания, в том числе отказ от универсальной формы госзаданий для учреждений, выполняющих определенные виды работ, а также передача дополнительных полномочий по формированию госзадания федеральным органам власти - учредителям.

8. Законодательное закрепление гарантий сохранения сложившегося объема бюджетных ассигнований при реорганизации (в форме слияния, присоединения) или ликвидации учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

9. Публичная отчетность о деятельности.
Бюджетные учреждения начинают публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества на интернет-сайте, созданном Федеральным казначейством с 1 июля 2011 года.

наверх

Сроки реализации закона

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. При этом устанавливается переходный период до 1 июля 2012 года.

В переходный период федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета может быть принято решение о предоставлении бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу, субсидий из федерального бюджета.
По истечении переходного периода вступят в силу все ключевые нормы законопроекта, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов. 

наверх

Таблица "Распоряжение имуществом и ответственность"

 

Критерии сравнения

  Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав)     Автономное учреждение   Казенное учреждение  

Субсидиарная ответственность государства

Предлагается отменить

Нет

Есть

Ответственность учреждения по своим обязательствам

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Находящимися в его распоряжении денежными средствами

Распоряжение имуществом

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником;

б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Не вправе распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним собственником

Право на совершение крупных сделок

С предварительного согласия учредителя

С предварительного согласия наблюдательного совета

Отсутствует

Особо ценное движимое имущество

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Не выделяется

Органы управления

Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.).

Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления.  

Наблюдательный совет

Руководитель

Иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.)

Руководитель.

Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления.

Создание учреждения

1. Новые федеральные БУ создаются по решению Правительства РФ.

2. Предлагается установить возможность создания БУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений (изменение типа не является реорганизацией).  

1. Новые федеральные АУ создаются по решению Правительства РФ.

2. Предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам

1. Новые федеральные КУ создаются по решению Правительства РФ.

2. Массовый перевод части БУ в КУ в силу закона с 1 января 2010 года.

Реорганизация и ликвидация

(банкротство запрещено)

Предлагается упростить, передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам.

По решению учредителя, -

в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ.

В отношении федеральных КУ – по решению профильного министерства.

Право внесения

имущества в капитал хозяйственных обществ

Только в случаях, прямо установленных законом ( к примеру, Федеральным законом от 2 августа2009 года № 217-ФЗ)

Есть

Нет

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя.

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя.

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

На основе бюджетной сметы.

Полученные доходы зачисляются в бюджет.

Документы о планах деятельности

План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности),

государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности),

государственное (муниципальное) задание

Смета,

государственное (муниципальное) задание

Открытие счетов

Только в органах казначейства

Вправе открывать счета в банках

Только в органах казначейства

Распространение действия 94-ФЗ

Распространяется в полном объеме

Не распространяется

Распространяется в полном объеме

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров

Заключает от своего имени

(за исключением случаев участия в реализации ФЦП и ФАИП, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты)

Заключает от своего имени

Заключает от имени публично-правового образования

Привлечение заемных средств

Могут

Могут

Не могут

Учет

Бухгалтерский учет,

в случае участия БУ в ФЦП и ФАИП (т.е. действия как получателя бюджетных средств) - бюджетный учет

 

Бухгалтерский учет

 

Бюджетный учет

Финансовый контроль и контроль учредителя

В основном – последующий

(контроль выполнения госзадания, отчета о плане ФХД).

Возможен предварительный (проверка Казначейством соответствия операций кодам бюджетной классификации) – по субсидиям, не связанным с госзаданием.

В случае участия БУ в ФЦП и ФАИП – также текущий контроль за целевым расходованием средств.

Последующий (контроль выполнения госзадания, отчета о плане ФХД)

Предварительный (проверка Казначей-ством соответствия всех операций кодам бюджетной классифика-ции), текущий (контроль учредителя и финансовых органов за целевым расходованием средств).

Независимый аудит

Не проводится

Обязателен

Не проводится

Отчетность

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

ежегодная публикация отчетов. В случае участия в ФЦП и ФАИП – также бюджетная отчетность

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

ежегодная публикация отчетов (см. ниже)

бюджетная отчетность,

статистическая отчетность

Открытость

Сведения об учреждениях, указанные в законе, публикуются в открытом доступе в сети Интернет на специальном сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 июля 2011 г.

Обязано ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения СМИ.

Представляют необходимую информацию по требованию учредителя или иных уполномоченных органов

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль