Медицинская сестра в детском саду: из штата дошкольного учреждения в штат ЛПУ

50184

Традиционно медицинским обслуживанием в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО, ДОУ) занимались два ведомства: образования и здравоохранения. В ДОУ работали штатные медсестры, а врачебное обслуживание детей осуществляли штатные педиатры лечебно­-профилактических учреж­дений (ЛПУ), в зоне деятельности которых находились детские сады.

Пару лет назад во многих городах встал вопрос о необходимости перевода среднего медперсонала из штатов дошкольных учреждений в штаты ЛПУ, а после возникли сложности с получением лицензии на медицинскую деятельность. Попробуем разобраться, чем именно такая необходимость обусловлена и есть ли она на самом деле.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Медицинское обслуживание»


Медицинское обслуживание в ДОУ: особенности реализации

Согласно п. 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", медицинское обслуживание в детском саду, школе обеспечивают органы здравоохранения.

Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медперсонала.

При этом в п. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, определялось, что медобслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медперсоналом.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В 2008 г. вышло новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, где указание на штатный медицинский персонал ДОО отсутствует, а в п. 25 прописывается норма Закона РФ "Об образовании" о том, что медобслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения.

Некоторые юристы стали толковать данное изменение как прямое указание на необходимость перевода штатного медперсонала детских садов в штаты ЛПУ. Вопрос, главным образом, встал по старшим медсестрам в детском саду, поскольку именно эти штатные единицы традиционно присутствуют в большинстве ДОУ и их потеря может нанести урон как сложившейся организации работы учреждения, так и непосредственно медобслуживанию в ДОУ.

Однако в письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" разъясняется:

…органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медобслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях и, в частности, о том, штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ.

Таким образом, согласно разъяснению Минобрнауки России, действующие нормативные правовые акты не обязывают переводить штатных медсестер в детском саду в штаты ЛПУ. Тем не менее вопрос о необходимости такого перевода сохраняется, но в связи с другими нормами законодательства, связанными с обязательностью лицензирования меддеятельности.

Ключевым в данном вопросе является решение о том, кто должен получать лицензию на медицинскую деятельность, осуществляемую в дошкольном образовательном учреждении: ДОУ или ЛПУ.

Лицензия на медицинское обслуживание в ДОУ

Действующее законодательство устанавливает двухстороннюю ответственность отраслей здравоохранения и образования за здоровье и физическое развитие детей, но не определяет получателя лицензии на осуществление меддеятельности в образовательных учреждениях. Это обстоятельство вызвало в регионах острые споры между специалистами двух отраслей, в которых высказывались совершенно противоположные мнения.

Точка зрения Минздравсоцразвития России изложена в письме от 13.04.2009 № 15-2/10/2-2569:

…Министерство здравоохранения и социального развития не считает получение дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление меддеятельности противоречащим действующим нормативным правовым актам в случае, если медперсонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медобслуживание в ДОУ должно получать учреждение здравоохранения, в штат которого включен медперсонал для оказания медпомощи в данном дошкольном учреждении.

Руководители ЛПУ (в известных автору статьи случаях) связывают получателя лицензии на право осуществления меддеятельности с наличием в штате учреждения медсестры: если медсестра в детском саду в штате, то лицензию получает ДОУ, а если медсестра в штате ЛПУ, тогда лицензию получает ЛПУ. При этом врач-педиатр был и остается в штате ЛПУ.

Таким образом, у заведующей ДОО обозначилось два варианта решения проблемы организации медобслуживания в ДОУ: получить лицензию на право осуществления меддеятельности или передать штаты медсестер в ЛПУ, которое в этом случае оформит лицензию на себя. Но вопросы все равно остались.

Каким образом органы здравоохранения будут обеспечивать медобслуживание в ДОУ воспитанников в соответствии с Законом РФ "Об образовании", если ДОО, получив соответствующую лицензию, осуществляет меддеятельность самостоятельно?

В Положении о лицензировании меддеятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (далее – Положение о лицензировании), устанавливается, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

  • наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, – соискателя лицензии (лицензиата) – высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования;
  • послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Однако в обычных детских садах нет подразделений, осуществляющих меддеятельность, а есть только один работник – старшая медсестра, работающая в соответствии со штатным расписанием ДОУ на 0,5; 1; или 1,5 ставки. Если лицензию такие ДОО начнут получать сами, то насколько это будет соответствовать Положению о лицензировании?

В Положении о лицензировании также указывается, что лицензионным требованием к осуществлению меддеятельности является обеспечение лицензиатом "контроля за соответствием качества выполняемых медработ (услуг) установленным требованиям (стандартам)". Однако, как уже отмечалось, в обычных учреждениях только один медработник. Кто должен обеспечивать контроль выполняемых медработ этим единственным работником?

Таким образом, вопросы остались. Тем не менее проблему нужно как-­то решать. И решать ее нужно в образовательной отрасли, поскольку претензии надзорные органы предъявляют сегодня руководителям образовательных учреждений. В отдельных случаях доходит до судебных разбирательств (впрочем, о судебных решениях говорить преждевременно, пока не пройдены все судебные инстанции).

Заведующие детскими садами опасаются следующих возможных последствий передачи штатов медицинского персонала в штаты ЛПУ:

  1. Ухудшение укомплектованности детских садов средним медперсоналом (в условиях нехватки кадров главные врачи в первую очередь будут "закрывать" кадровые потребности ЛПУ).
  2. Уменьшение в некоторых случаях штатных единиц среднего медперсонала и связанное с этим сокращение времени деятельности медсестер в детском саду (Штатным расписанием яслей-садов предусматривались ставки старших медсестер из расчета 0,5 ед. на 2 группы; 1 ед. на 3–7 групп; 1,5 ед. на 8–12 групп. Штатным расписанием городских поликлиник предусмотрены должности медсестер для детских садов, в штате которых отсутствуют должности среднего медперсонала, из расчета 1 должность на 100 детей).
  3. Изменение функциональных обязанностей медсестры в соответствии с нормативными актами, которыми руководствуется ЛПУ, и представлением главных врачей ЛПУ об этих обязанностях.
  4. Отвлечение медперсонала ДОО на решение производственных вопросов ЛПУ (особенно в периоды эпидемий).
  5. Потеря "управляемости" работником детского сада, принятым в штаты ЛПУ, отсутствие возможности влиять на подбор и расстановку кадров.

Возможно, что не все эти опасения оправдаются, но если оправдается даже их часть, то и это может внести определенный разлад в сложившуюся за многие годы систему работы детского сада, качество медицинского обслуживания в ДОУ.

Справедливости ради следует отметить и положительную сторону передачи штатов медицинских работников из детских садов в ЛПУ: у медицинских сестер детского сада будет нарабатываться стаж в области здравоохранения, за который после 20 лет работы полагаются надбавки к заработной плате.

Правда, как изменится заработная плата конкретных медсестер в ДОУ при переходе из отрасли образования в отрасль здравоохранения, сказать сложно. У должности теряется приставка "старшая", так как для работы в детских садах штатами ЛПУ предусмотрена должность "медицинская сестра". Вполне вероятно изменение трудовой нагрузки, потому что в ЛПУ и ДОУ штатные единицы медсестер рассчитываются по-разному и результаты этих расчетов не во всем совпадают. Кроме того, в ЛПУ и ДОУ действуют различные положения о надбавках и доплатах к заработной плате.

Альтернатива передачи штатов медицинского персонала в штаты ЛПУ – получение лицензии на право осуществления медобслуживания в ДОУ самим детским садом.

Что следует за принятием решения о получении лицензии?

  1. Оформление пакета лицензионных документов и оплата услуг по его оформлению специалистам в области здравоохранения.
  2. Направление медсестры детского сада на курсы повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет и оплата этих курсов работодателем, получение медсестрой соответствующего сертификата.
  3. Прохождение процедуры лицензирования, оплата лицензирования, получение лицензии.
  4. Соблюдение всех лицензионных условий и наступление ответственности руководителя детского сада за осуществление меддеятельности в учреждении в соответствии с действующим законодательством.

Получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности налагает на руководителя детского сада дополнительную ответственность в сложнейшей и весьма специфической области знаний, в которой он специалистом не является.

Наверное, не случайно в Положении о лицензировании в качестве условия ведения медицинской деятельности оговаривается наличие у руководителя или его заместителя профессионального (медицинского) образования. Так, руководитель детского сада, взявший на себя ответственность за осуществление и лицензирование медицинской деятельности детского сада, должен будет следовать при организации этой работы нормативным правовым актам, действующим в сфере здравоохранения. Насколько руководитель детского сада готов к профессиональному пониманию и трактовке этих актов – большой вопрос.

В настоящее время в регионах по-разному решают проблему лицензирования меддеятельности: где­-то лицензии получают детские сады, а где­-то штатные единицы медсестер были переданы в штаты ЛПУ вместе с ответственностью за медобслуживание в ДОУ. Какой вариант предпочтительнее с точки зрения качества медобслуживания воспитанников детских садов – покажет время.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль