Медицинская сестра в детском саду: из штата дошкольного учреждения в штат ЛПУ

49050

Традиционно медицинским обслуживанием в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО, ДОУ) занимались два ведомства: образования и здравоохранения. В ДОУ работали штатные медсестры, а врачебное обслуживание детей осуществляли штатные педиатры лечебно­-профилактических учреж­дений (ЛПУ), в зоне деятельности которых находились детские сады.

Пару лет назад во многих городах встал вопрос о необходимости перевода среднего медперсонала из штатов дошкольных учреждений в штаты ЛПУ, а после возникли сложности с получением лицензии на медицинскую деятельность. Попробуем разобраться, чем именно такая необходимость обусловлена и есть ли она на самом деле.

Медицинское обслуживание в ДОУ: особенности реализации

Согласно п. 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", медицинское обслуживание в детском саду, школе обеспечивают органы здравоохранения.

Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медперсонала.

При этом в п. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, определялось, что медобслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медперсоналом.

В 2008 г. вышло новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, где указание на штатный медицинский персонал ДОО отсутствует, а в п. 25 прописывается норма Закона РФ "Об образовании" о том, что медобслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения.

Некоторые юристы стали толковать данное изменение как прямое указание на необходимость перевода штатного медперсонала детских садов в штаты ЛПУ. Вопрос, главным образом, встал по старшим медсестрам в детском саду, поскольку именно эти штатные единицы традиционно присутствуют в большинстве ДОУ и их потеря может нанести урон как сложившейся организации работы учреждения, так и непосредственно медобслуживанию в ДОУ.

Однако в письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" разъясняется:

…органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медобслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях и, в частности, о том, штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ.

Таким образом, согласно разъяснению Минобрнауки России, действующие нормативные правовые акты не обязывают переводить штатных медсестер в детском саду в штаты ЛПУ. Тем не менее вопрос о необходимости такого перевода сохраняется, но в связи с другими нормами законодательства, связанными с обязательностью лицензирования меддеятельности.

Ключевым в данном вопросе является решение о том, кто должен получать лицензию на медицинскую деятельность, осуществляемую в дошкольном образовательном учреждении: ДОУ или ЛПУ.

Лицензия на медицинское обслуживание в ДОУ

Действующее законодательство устанавливает двухстороннюю ответственность отраслей здравоохранения и образования за здоровье и физическое развитие детей, но не определяет получателя лицензии на осуществление меддеятельности в образовательных учреждениях. Это обстоятельство вызвало в регионах острые споры между специалистами двух отраслей, в которых высказывались совершенно противоположные мнения.

Точка зрения Минздравсоцразвития России изложена в письме от 13.04.2009 № 15-2/10/2-2569:

…Министерство здравоохранения и социального развития не считает получение дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление меддеятельности противоречащим действующим нормативным правовым актам в случае, если медперсонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медобслуживание в ДОУ должно получать учреждение здравоохранения, в штат которого включен медперсонал для оказания медпомощи в данном дошкольном учреждении.

Руководители ЛПУ (в известных автору статьи случаях) связывают получателя лицензии на право осуществления меддеятельности с наличием в штате учреждения медсестры: если медсестра в детском саду в штате, то лицензию получает ДОУ, а если медсестра в штате ЛПУ, тогда лицензию получает ЛПУ. При этом врач-педиатр был и остается в штате ЛПУ.

Таким образом, у заведующей ДОО обозначилось два варианта решения проблемы организации медобслуживания в ДОУ: получить лицензию на право осуществления меддеятельности или передать штаты медсестер в ЛПУ, которое в этом случае оформит лицензию на себя. Но вопросы все равно остались.

Каким образом органы здравоохранения будут обеспечивать медобслуживание в ДОУ воспитанников в соответствии с Законом РФ "Об образовании", если ДОО, получив соответствующую лицензию, осуществляет меддеятельность самостоятельно?

В Положении о лицензировании меддеятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (далее – Положение о лицензировании), устанавливается, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

  • наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, – соискателя лицензии (лицензиата) – высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования;
  • послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Однако в обычных детских садах нет подразделений, осуществляющих меддеятельность, а есть только один работник – старшая медсестра, работающая в соответствии со штатным расписанием ДОУ на 0,5; 1; или 1,5 ставки. Если лицензию такие ДОО начнут получать сами, то насколько это будет соответствовать Положению о лицензировании?

В Положении о лицензировании также указывается, что лицензионным требованием к осуществлению меддеятельности является обеспечение лицензиатом "контроля за соответствием качества выполняемых медработ (услуг) установленным требованиям (стандартам)". Однако, как уже отмечалось, в обычных учреждениях только один медработник. Кто должен обеспечивать контроль выполняемых медработ этим единственным работником?

Таким образом, вопросы остались. Тем не менее проблему нужно как-­то решать. И решать ее нужно в образовательной отрасли, поскольку претензии надзорные органы предъявляют сегодня руководителям образовательных учреждений. В отдельных случаях доходит до судебных разбирательств (впрочем, о судебных решениях говорить преждевременно, пока не пройдены все судебные инстанции).

Заведующие детскими садами опасаются следующих возможных последствий передачи штатов медицинского персонала в штаты ЛПУ:

  1. Ухудшение укомплектованности детских садов средним медперсоналом (в условиях нехватки кадров главные врачи в первую очередь будут "закрывать" кадровые потребности ЛПУ).
  2. Уменьшение в некоторых случаях штатных единиц среднего медперсонала и связанное с этим сокращение времени деятельности медсестер в детском саду (Штатным расписанием яслей-садов предусматривались ставки старших медсестер из расчета 0,5 ед. на 2 группы; 1 ед. на 3–7 групп; 1,5 ед. на 8–12 групп. Штатным расписанием городских поликлиник предусмотрены должности медсестер для детских садов, в штате которых отсутствуют должности среднего медперсонала, из расчета 1 должность на 100 детей).
  3. Изменение функциональных обязанностей медсестры в соответствии с нормативными актами, которыми руководствуется ЛПУ, и представлением главных врачей ЛПУ об этих обязанностях.
  4. Отвлечение медперсонала ДОО на решение производственных вопросов ЛПУ (особенно в периоды эпидемий).
  5. Потеря "управляемости" работником детского сада, принятым в штаты ЛПУ, отсутствие возможности влиять на подбор и расстановку кадров.

Возможно, что не все эти опасения оправдаются, но если оправдается даже их часть, то и это может внести определенный разлад в сложившуюся за многие годы систему работы детского сада, качество медицинского обслуживания в ДОУ.

Справедливости ради следует отметить и положительную сторону передачи штатов медицинских работников из детских садов в ЛПУ: у медицинских сестер детского сада будет нарабатываться стаж в области здравоохранения, за который после 20 лет работы полагаются надбавки к заработной плате.

Правда, как изменится заработная плата конкретных медсестер в ДОУ при переходе из отрасли образования в отрасль здравоохранения, сказать сложно. У должности теряется приставка "старшая", так как для работы в детских садах штатами ЛПУ предусмотрена должность "медицинская сестра". Вполне вероятно изменение трудовой нагрузки, потому что в ЛПУ и ДОУ штатные единицы медсестер рассчитываются по-разному и результаты этих расчетов не во всем совпадают. Кроме того, в ЛПУ и ДОУ действуют различные положения о надбавках и доплатах к заработной плате.

Альтернатива передачи штатов медицинского персонала в штаты ЛПУ – получение лицензии на право осуществления медобслуживания в ДОУ самим детским садом.

Что следует за принятием решения о получении лицензии?

  1. Оформление пакета лицензионных документов и оплата услуг по его оформлению специалистам в области здравоохранения.
  2. Направление медсестры детского сада на курсы повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет и оплата этих курсов работодателем, получение медсестрой соответствующего сертификата.
  3. Прохождение процедуры лицензирования, оплата лицензирования, получение лицензии.
  4. Соблюдение всех лицензионных условий и наступление ответственности руководителя детского сада за осуществление меддеятельности в учреждении в соответствии с действующим законодательством.

Получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности налагает на руководителя детского сада дополнительную ответственность в сложнейшей и весьма специфической области знаний, в которой он специалистом не является.

Наверное, не случайно в Положении о лицензировании в качестве условия ведения медицинской деятельности оговаривается наличие у руководителя или его заместителя профессионального (медицинского) образования. Так, руководитель детского сада, взявший на себя ответственность за осуществление и лицензирование медицинской деятельности детского сада, должен будет следовать при организации этой работы нормативным правовым актам, действующим в сфере здравоохранения. Насколько руководитель детского сада готов к профессиональному пониманию и трактовке этих актов – большой вопрос.

В настоящее время в регионах по-разному решают проблему лицензирования меддеятельности: где­-то лицензии получают детские сады, а где­-то штатные единицы медсестер были переданы в штаты ЛПУ вместе с ответственностью за медобслуживание в ДОУ. Какой вариант предпочтительнее с точки зрения качества медобслуживания воспитанников детских садов – покажет время.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль