Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образования

10836

Действующие в настоящее время механизмы оценки и оптимизации расходов в сфере общего образования вызывают много вопросов как у представителей органов власти, так и у директоров школ.

Существующая методика оценки эффективности деятельности и расходования бюджетных средств частично противоречит законодательству, в том числе положениям, гарантирующим гражданам РФ равный доступ к качественному образованию.

Тем не менее, работа по оптимизации бюджетных расходов должна быть продолжена. Общеобразовательные учреждения относятся к производителям общественных благ, деятельность которых должна оцениваться с точки зрения эффективности. Однако результаты обучения в школе для потребителей могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время, что не позволяет объективно и однозначно оценить качество полученного ими блага. Таким образом, проанализировать деятельность общеобразовательного учреждения с точки зрения результативности достаточно сложно, как сложно разработать и внедрить действенные механизмы влияния на них с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Тем не менее, эти задачи могут и должны быть решены.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ основных российских законах установлены государственные гарантии получения доступного и качественного общего образования гражданам РФ. Это значит, что государство гарантирует предоставление одинакового объема средств, расходуемых на образование каждого ребенка. Нормативы данных расходов различаются только по объективным причинам и зависят от расположения общеобразовательного учреждения (в городской или сельской местности), видов общеобразовательных программ, ступеней образования и т. д.

О повышении эффективности бюджетных расходов можно говорить в двух случаях: когда при одних и тех же расходах достигаются более высокие результаты и когда те же результаты обеспечиваются меньшими затратами. Поскольку результаты в образовании – понятие сложное и спорное, в качестве индикатора эффективности расходов будет рассматриваться законодательно утвержденный показатель – доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на общее образование.

Однако необходимо помнить, что методика расчета индикатора, а также оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления подвергается в настоящее время обоснованной критике, поскольку не учитывает распределения полномочий в сфере оказания общеобразовательных услуг.

Вопросы оказания услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования муниципальными общеобразовательными учреждениями относятся к ведению как региональных, так и местных органов власти.

В соответствии со ст. 15 и 16 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного значения относится "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пункт 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относит "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации".

Следовательно, финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательного учреждения  и учебных расходов должно осуществляться посредством выделения субвенций местным бюджетам строго в соответствии с установленными на уровне субъекта РФ нормативами.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ бюджетном послании Президента РФ от 23.06.2008 Федеральному Собранию говорится о необходимости решения в течение ближайших трех лет задачи эффективного расходования бюджетных средств "за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно–подушевого финансирования". При этом должны быть предусмотрены "стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям".

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) определяет государственные (муниципальные) услуги как "услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами". Государственное (муниципальное) задание должно содержать, в т. ч.: показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг; порядок контроля за исполнением и требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания (ст. 69.2 БК РФ).

Таким образом, федеральным законодательством определены:

  • полномочия по финансовому обеспечению услуг в рамках предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам;
  • понятие государственных (муниципальных) услуг;
  • понятие государственного (муниципального) задания;
  • требования к содержанию государственного (муниципального) задания.

Нормативные документы

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009)  Закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009)  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009-2011 годах"  Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 № 55-оз "Об установлении нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию основных общеобразовательных программ"

В.А. Горяйнова,
заместитель директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль