Проведение Дня прав ребенка в образовательном учреждении

6980
  • Методические рекомендации Академии подготовки кадров и переподготовки работников образования от 20.11.2009
  • Урок-беседа на тему "Конвенция о правах ребенка"
  • Урок-практикум на тему "О ребенке – особая забота!"

Методические рекомендации Академии подготовки кадров и переподготовки работников образования от 20.11.2009

В конце ноября 2009 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) стала первым и основным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия – 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция ввела ряд новых прав для детей:

  • на выживание и развитие;
  • на сохранение индивидуальности;
  • на свободное выражение своих взглядов;
  • на неучастие в военных действиях;
  • на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка всеми государственными, частными, административными, судебными и законодательными органами и организациями.

В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Необходимость изучения этого важного в истории человечества международного документа по правам ребенка продиктована временем, является актуальной и обусловлена рядом причин.

Во-первых, права человека и права ребенка признаются мировым сообществом, как важный элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности в борьбе с расовыми, этническими и религиозными предрассудками и ненавистью. За последний период ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы приняли десятки документов (конвенций, деклараций, рекомендаций), в которых они призывают "все государства и учреждения обратить внимание на обучение правам человека и включать вопросы прав человека в учебные программы всех учебных заведений".

10 декабря 2004 г. на 70-м заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная программа образования в области прав человека. Основные цели Всемирной программы:

  • содействовать включению материалов по правам человека в программы начального и среднего школьного образования и их реальному осуществлению;
  • оказывать поддержку в разработке, принятии и реализации всеобъемлющих, эффективных и устойчивых национальных стратегий образования в области прав человека в образовательных учреждениях и на основе их анализа совершенствовать указанную деятельность и стимулировать проявление инициативы в этом вопросе.

Во-вторых, образование в области прав человека – прямое обязательство нашего государства, которое подписало ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей Декларации прав человека ("Пакт о гражданских и политических правах", "Пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Конвенция о правах ребенка").

В-третьих, стимулированием Министерством образования и науки РФ деятельности общеобразовательных учреждений по гражданскому образованию и по обучению правам человека, в частности.

За последние годы Минобрнауки России подготовило ряд нормативно-рекомендательных документов по данной проблеме. Особое значение приобретает базовый документ – письмо Минобрнауки России от 15.03.2007 № 03-519 "О методических рекомендациях по обучению правам человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации", в котором дана Концепция изучения прав человека в общеобразовательной школе.

В-четвертых, необходимость знаний прав ребенка продиктована повсеместным нарушением этих прав.

За последние пять лет количество выявленных нарушений прав ребенка увеличилось в 2,5  раза. Так, по данным Росстата, на 1 октября 2004 г., в нарушение Закона РФ "Об образовании", выявлено 12 693 чел. в возрасте от 7 до 15 лет, которые нигде не обучаются.

В последние годы исключительную актуальность приобрела проблема насилия. Насилию в  семье подвергается ежегодно около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет, что обуславливает возрастание числа беспризорников и детей, "выброшенных" из семей, многие из которых лишены средств к существованию, находятся в "тисках" бедности.

По данным Правительства РФ, в стране насчитывается один миллион беспризорных детей, по сведениям Генпрокуратуры России, – их три миллиона. Независимые эксперты считают, что в нашей стране 4–5 миллионов детей "выброшены на улицу".

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, следует также отнести детей-инвалидов. Сегодня, только по приблизительным подсчетам, более миллиона школьников, имеющих дефекты развития, лишены возможности получить какое-либо образование.

Ситуация, в которой оказалось наше общество, обуславливает необходимость введения в образовательных учреждениях курсов "Права человека" и "Права ребенка". Особенность обучения правам ребенка заключается в том, что оно призвано не только передавать знания, но и обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры, т. е. формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости. Такое обучение должно носить творческий характер, иметь практико-ориентированную направленность.

Наиболее эффективной формой работы может стать факультативный курс "Права ребенка"/"Права человека". Начало изучения курса можно приурочить к Дню прав ребенка.

При адаптации уроков курса "Права ребенка" к различным условиям, несомненно, следует руководствоваться уровнем развития детей, их возрастными особенностями.

Так, например, в начальной школе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий, работе с иллюстрациями, рисованию.

В основной школе при обучении правам ребенка целесообразнее использовать комплекс познавательных и практических занятий, который учитывает содержательную и организа­ционно-деятельностную специфику нового курса, опирается на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

В старшей школе лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику.

Другими формами работы могут стать:

  • проведение правовой игры "Конвенция о правах ребенка";
  • конкурсы: "Подари игрушку и книжку ребенку из детского дома", "Мир глазами детей";
  • викторины: "Мир дому твоему", "Знаешь ли ты свои права? Конвенция о правах ребенка";
  • классные часы по темам: "Всемирный день ребенка", "Детство – это краски радуг", "Молодежь и права человека";
  • выставки творческих работ на темы: "Разноцветный мир детства", "Дружат дети на планете", "Мир семьи" и т. п.

Успех обучения правам ребенка во многом зависит от атмосферы, сложившейся в школе и классе, организации обучения, взаимоотношений субъектов образовательного процесса между собой, реально действующих норм и правил школьной жизни (насколько они демократичны и основаны на законе и праве).

Совокупность таких условий жизни в школе называется ее правовым пространством.

В целях совершенствования демократического правового пространства школы и защиты прав участников образовательного процесса возможно избрание или назначение на должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

Уполномоченные по защите прав (вместе со своими помощниками) обязаны систематически проводить индивидуальную и групповую просветительскую работу, разъяснять права и обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Ниже приведены сценарии нескольких уроков по изучению темы "Права ребенка". Данные материалы помогут учителям разработать свои уроки с учетом специфики класса, школы, региона.

Урок-беседа на тему "Конвенция о правах ребенка" (автор - Н.И. Элиасберг)

Оформление. На доске крупными буквами написаны названия документов: "Декларация прав ребенка" принята 20 ноября 1959 г., "Конвенция о правах ребенка" принята 20 ноября 1989 г.

 Вводное слово учителя. Ребята, в первом классе вы узнали о самом важном документе в области прав человека – Всеобщей декларации прав человека, принятой на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т. е. относятся ко всем людям независимо их возраста: как к взрослым, так и к детям.

Всеобщая декларация прав человека – это образец справедливого отношения к человеку для всех стран и народов и призвание всех государств мира признать эти права и обеспечить их для своих граждан.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которой призывает все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права.

Ровно через 30 лет после принятия этой Декларации, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в  них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору. А теперь вы скажите, в чем различие Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка?

(После ответов учащихся, учитель вывешивает на доске плакаты с текстами: "Декларация  – образец-призыв"; "Конвенция – договор, обязательный для выполнения".)

После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный договор. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира. Они побывали в африканских странах, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем. В странах Азии они видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить. Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы своей жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о том, как организовано образование детей в разных странах. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях: детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все собранные ими сведения были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.

В 1989 г. созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором гораздо подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.

После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 г. началось ее подписание представителями разных стран мира. В первый же день Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

Наша страна, подписав Конвенцию, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все перечисленные в ней права. Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

Задание учащимся: обсудите в парах ответы на вопросы:

  • Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?
  • К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

(Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает им необходимую информацию.)

Заключительное слово учителя. В Конституции Российской Федерации – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.

Это значит, что все главные лица государства – его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях жестокого обращения с детьми и возникновения опасности для жизни ребенка, их обязаны защищать милиция, суд и прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в проблемах, волнующих школьников (например, если учащийся считает, что с ним поступают несправедливо), смогут помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

Урок-практикум на тему "О ребенке – особая забота!" (автор - Н.И. Элиасберг)

Оформление. На доске записана цитата из Конвенции о правах ребенка:

  • "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".
  • Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему "Забота о детях – общее дело" и представляют их. Каждое выступление одобряется аплодисментами.

Основная часть урока – мини-дискуссия на тему "Почему ребенок нуждается в особой заботе?"

I этап. Слово учителя:

"Мировая Конституция прав ребенка" – так называют Конвенцию о правах ребенка.

Принятие этой Конвенции означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.

Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все люди в мире через Организацию Объединенных Наций?

Задание учащимся. Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

  • он маленький и беспомощный;
  • он еще мало знает о жизни;
  • он мало что умеет делать;
  • он не может делать многое, что делают взрослые;
  • если не заботиться о детях, их могут обидеть;
  • ребенок еще не умеет себя защитить;
  • его могут обидеть;
  • он маленький и не может сам себя защитить;
  • из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;
  • его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

  • Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.
  • Аргументировано дополнить эти ответы.

II этап. Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.

После выступления учащихся учитель зачитывает текст из Декларации прав ребенка: "…ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе…".

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.

  1. Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.
  2. Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.
  3. В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

Заключительная часть. Игра "Встретимся с друзьями!". Учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыток. По сигналу ребята начинают общаться для поиска остальных частей "своей открытки". Побеждают первые четыре человека, собравшие открытку. Однако игра завершается только тогда, когда все участники соберут открытки – "найдут друзей".

Домашнее задание. Подумайте и запишите, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.

Дополнительно на портале по изучению темы "Права ребенка" в старшей школе в статье Урок "Права ребенка" и изучение Конвенции о правах ребенка в школе



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль