Повышение ИКТ-компетентности педагогов

49637

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Эффективный контракт. Подходы к стимулированию повышения эффективности труда педагогических работников образовательных организаций общего образования»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий инструментами управлениями информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без ИКТ уже невозможно представить современную школу.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Актуальность использования информационных технологий

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила работы с компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к ИКТ.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности воспитателей, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог применять современные компьютерные технологии в образовании для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных педагогических решений.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют:

  • интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка);
  • стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

В 2007 г. в рамках городского конкурса "Территория детства" в ДОУ был разработан проект "Формирование начал информационной культуры у детей дошкольного возраста", который занял 1-е место с выделением гранта 200 тыс. руб. В настоящее время данный проект успешно реализуется. Приобретено 10 ноутбуков, интер­активная техника (проектор, интерактивная доска, проекционный экран), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры. Воспитателями ДОУ разработаны и апробированы занятия с применением мультимедийных презентаций.

Однако в ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью применения ИКТ в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педработника и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных воспитателей и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.

Цели и задачи проекта

Данные противоречия позволили определить цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами проекта стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности воспитателей;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по применению информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции воспитателей в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кад­ров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.

В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3));
  • индивидуального собеседования;
  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов воспитателей.

Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ.

Причины личной заинтересованности воспитателя в повышении уровня ИКТ-компетентности:

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;
  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  • переход на новый уровень педагогического мас­терства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – ИКТ позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно­образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям ИКТ, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ.

Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов ДОУ. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для обеспечения профессиональной  компетентности педагога ДОУ в сфере ИКТ нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.

Формы работы с воспитателями

В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства.

В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших воспитателей в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Критерии развития способностей педагогов:

  • умеет создавать текстовые и графические документы;
  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • умеет использовать средства информатизации и ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Мастер-классы проводятся с целью обучения воспитателей методам и приемам работы с детьми с использованием ИКТ и т. д.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педработком во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении ИКТ. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня воспитателей и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педработник, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, представитель группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4.

Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: 

  • “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”;
  • “Сеть Интернет”;
  • “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

В помощь воспитателям была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических ра­ботников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования ИКТ в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.

С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:

  • компьютерных плакатов;
  • компьютерных презентаций “Моя группа”;
  • электронных методических материалов и презентаций для занятий;
  • информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher;
  • электронных групповых газет.

Использование ИКТ в методической работе

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

  • организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей, воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
  • внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс по художественному развитию воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
  • опыт работы дошкольного учреждения по нравственно-эстетическому развитию воспитанников в рамках городского конкурса “Старший воспитатель года”;
  • проект “Формирование начала информационной культуры у детей дошкольного возраста” в рамках городского конкурса проектов “Территория детства”;
  • методическое портфолио;
  • портфолио дошкольного учреждения;
  • программы развития дошкольного учреждения;
  • “Этнопедагогизация педагогического процесса ДОУ” – на конференции в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

 Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют ИКТ в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ДОУ разработана инструкция мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки с целью повысить компетентность воспитателя ДОУ в области информационных технологий. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 50 занятий с использованием ИКТ.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, всестороннее развитие и компьютерное обучение детей.

Читайте еще об ИКТ в детском саду:

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

Анкета
Скачать в .docx

Диагностическая карта педагога по темам семинаров

Приложение
Скачать в .docx

Приложение 2

Ф.И.О.педагога

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы семинаров:

I.    Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

II.   Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

III. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.
  2. Подготовка буклета и печать.

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Электронная почта.

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Диагностическая карта

Приложение
Скачать в .docx

"Использование информационно-компьютерных технологий в работе"

 Приложение 3

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов

 

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми

 

Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы

 

Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий

 

Использование сети Интернет для самообразования

 

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

 

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

 

Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам

 

Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему)

 

Примечание.Поставьте значок “+” в столбцах, содержащих положительный ответ.

Эффективный контракт. Подходы к стимулированию повышения эффективности труда педагогических работников образовательных организаций общего образования

Сергей Заир-Бек, вед. науч. сотр. ЛАМИД ИНИИ НИУ ВШЭ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Анкета для определения степени использования ИКТ.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль