Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

14516

Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника

Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.

Большое внимание оценочным отношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания, критерии оценки развития дошкольников

С самых ранних лет малыш слышит мнения, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, воспитанниками). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.

Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильному оцениванию его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дошкольники, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

Вербальные виды оценок

Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

  • прямая, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";
  • косвенная, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"», "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
  • опосредованная, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямое оценивание другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
  • предвосхищающая, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Функции педагогической оценки

Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул широко применяют все педагоги ("Умница моя, у тебя получится хорошая работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и поэтому не забудешь поблагодарить!" и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по-нашему мнению, педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. Поэтому мы стараемся прибегать именно к такому способу оценивания. Например: "Марина – культурная девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом", "Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава – умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка", "Жанна – заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу". Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим воспитанникам ориентироваться в правильности своих действий и поступков.

Наглядные пособия в виде оценочных карт

Кроме подобных вербальных оценок, мы разработали специальные наглядные пособия, позволяющие дошкольникам представить себе идеальный образец действия, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте "Умывание" зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рук после посещения туалета.

фамилия,
имя
ребенка

эмблема

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

 

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

Их изображения понятны для дошкольников. Кроме этого в карте перечислены имена воспитанников, а для нечитающих воспитанников представлены их индивидуальные значки-картинки. Каждому ребенку в соответствующую графу ставится значок оценивания, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либо иного действия.

Пособие используется для работы с малышами среднего и старшего дошкольного возраста. При этом учитываются данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценочных значков дошкольникам среднего возраста лучше не ставить, а оценивать только их успехи. Для старших дошкольников успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть воспитанников неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности.

Такие карты разработаны для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода за растениями, трудовых навыков и т. д. Они одновременно являются планом работы педагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данные пособия помогают повысить самоконтроль и самооценку дошкольников. Решению этой задачи способствуют и другие наши пособия, например «Абажур "Культурный ребенок"», где в качестве опорных сигналов изображены правила культурного поведения. Пособие представляет собой куб на ножке. Так его легко можно повернуть любой из 4 граней, на каждой из которых изображены способы культурного приема пищи:

  • умение правильно держать ложку;
  • пользоваться ножом и вилкой;
  • пользоваться салфеткой.

Каждая картинка снабжена рифмовкой, вызывающей положительный эмоциональный настрой. Абажур "Культурный ребенок" способствует сохранению в группе доброжелательной атмосферы во время приема пищи. Педагог не делает воспитанникам замечания, призывая соблюдать то или иное правило культурного поведения за столом, а просто поворачивает абажур перед малышом нужной гранью, ориентируя на его выполнение. Это побуждает дошкольника соотнести свои действия с изображенными и оценить их. Такие пособия в большей степени являются ориентирующими.

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка
Красиво, чисто, вкусный вид – Вот, что рождает аппетит!

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка
Если так держать, то с ложки
Не будут падать капли, крошки!
Вот так держат дети ложку –
Набирают понемножку!

В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной способ их решения – помощь детям в усвоении моральных норм, регулирующих поведение. Дошкольник овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения.

Образцами служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения. На собственном примере мы демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр, пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные педагоги", "Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговаривает грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т. д.).

Понять и оценить качества и поступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевленные предметы. Эта особенность позволяет воспитателю обеспечить формирование личности дошкольника, а ребенку – соотносить свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.

Усвоению норм поведения способствует созданное нами наглядное пособие "Хорошо – плохо", где в качестве образца используется изображение различных ситуаций, в которых герои совершают положительные или отрицательные поступки. Цель пособия: качественное оценивание поступка, оценочная классификация, соотнесение представляемого и реального.

Для косвенной оценки мы применяем наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком, например "Бегать нельзя", "Громкие звуки запрещены" и т. д. Выполнение правил для малышей является игрой, в которой постепенно формируется привычка следовать указанным нормам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение, основанное на понимании.

Разновозрастное комплектование групп в нашем детском саду способствует оптимизации работы в данном направлении: старшие дошкольники не только сами выполняют эти правила, но и обучают им малышей. Педагогическое сопровождение детей в детском саду позволяет держать процесс воспитания под контролем. 

Наш опыт показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватному оцениванию своих действий является единство в оценке окружающих. Если результаты оценивания противоречивы, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.

Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику дошкольника, ее необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.

И.Б. Едакова,
канд. пед. наук, заведующая кафедрой дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения РФ

О.А. Кузьмина,
педагог высшей категории МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 353" г. Челябинска

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль