Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Тема и содержание аттестационной работы

51412

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: тема и содержание

Современная система образования в России реформируется, а потому потребность в саморазвитии, самосовершенствовании педагогов и их профессиональной компетентности стабильно растет. Интерес педагогов к новым знаниям, инновационной и исследовательской деятельности повышается, в практику внедряются лучшие педагогические достижения. 

Подтверждением профессионализма становятся аттестационные работы с любопытными педагогическими находками и авторскими методическими разработками. Однако аттестация воспитателя детского сада на первую категорию зачастую вызывает сложности не в написании, а в правильном ее оформлении, анализе теоретических материалов, передаче педагогического опыта, поскольку не могут логично строить мысли, аргументировать, излагать собственную мысль. 

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


К оформлению документов в ходе аттестации воспитателя детского сада на первую категорию выдвигаются достаточно высокие требования. Тема и содержание аттестационной работы должны иметь логическое завершение, структуру, иметь научное подтверждение положений, использовать статические методы анализа и обработки информации, полученной в ходе эксперимента, демонстрировать сопоставление имеющегося опыта и авторских методик.  

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

При этом важно отметить живое общение старшего воспитателя с аттестуемым педагогом. В ходе беседы важно донести, какие ошибки были сделаны, какие аспекты выполнены правильно. Беседа призвана не только мотивировать педагога на самосовершенствование, но также на повышение качества педагогической деятельности. Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию выступает законченным, зафиксированным результатом оценки деятельности педагога. Перед плановой проверкой компетентности педагогов администрации детского сада важно сконцентрироваться на повышение педагогической компетентности аттестуемых. Желательно уделить внимание трудностям, которые поджидают педагогов в ежедневной практике, оценить возможности и потребности специалистов. 

Аттестационная работа воспитателя имеет четкую структуру: 

  1. титульный лист;
  2. содержание (оглавление);
  3. введение;
  4. основной текст;
  5. заключение;
  6. список литературы;
  7. приложения.

Что представляет собой аттестационная работа? Это научно-практическое исследование педагога, в котором он занимается выбранной проблемой, доказывая свои знания в сфере образования. Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию требует обоснования актуальности темы, анализа степени ее изученности, наличия собственных обобщений и выводов, авторских методик, разработок, наличия последовательного и четкого изложения мысли, убедительности. 

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: ключевые моменты работы 

Крайне важно правильно выбрать тему, а после заняться выбором и изучением литературы, которая освещает ее - этим воспитатель занимается самостоятельно. Старший воспитатель может помочь аттестуемому выделить ключевые направления проекта, указать на важные источники теоретических знаний, дать рекомендации по оформлению. Подбирая литературу, следует особое внимание уделить картотекам библиотек и каталогам, в случае необходимости используют интернет-ресурсы. 

Не стоит забывать о периодической печати, средствах массовой информации, в которых содержится ключевая информация, расширяющая кругозор, эрудицию, способствующая развитию творческого потенциала. Актуально использовать социологические, психологические, педагогические, исторические, медицинские и культурологические источники. Порядок проведения аттестации воспитателя ДОУ на первую категорию предполагает, что стоит использовать не только отечественные, но и зарубежные источники. 

Подготовку начинают с составления библиографической картотеки, в которую вносят пометки об изданиях, что поможет в подборе литературе и правильной ее обработке. В написании работы желательно использовать 15-20 источников. В ходе обработки литературы лучше делать пометки о сведениях, вычитанных из источников. Краткий конспект изученной литературы поможет быстрее и качественнее обработать материал. Выделенные сведения следует классифицировать по параграфам и главам, поскольку аттестация воспитателя детского сада на первую категорию предусматривает анализ фактического материала, который стимулирует творческую активность педагога, стимулирует появление у него собственных взглядов. Суждения, которые складываются в результате, становятся основой для аттестационной работы. 

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию предполагает обоснованное и четкое сочетание теоретических положений и практики. Стоит приводить примеры из литературы, поскольку отсутствие ссылок на источники в работе расценивается как недостаток труда. В аттестационной разработке должны быть творческие аспекты, которые станут доказательством стремления автора к повышению квалификации, выражению своих профессиональных и интеллектуальных возможностей. Важным критерием является самостоятельное написание аттестационной работы. 

О том, что в работе нет творческого подхода, свидетельствует:

  • отсутствие ссылок на нормативный материал и теоретические источники;
  • использование высказываний других авторов, чужих мнений и выводов без необходимой критики и аналитики;
  • отсутствие собственных интерпретаций и мыслей. 

Аттестационная работа выполняется письменно, а потому во внимание принимаются особенности изложения материала и его анализ. Для письменной научной речи характерен формально-логический способ изложения материала, а потому в документе должны быть логически построенные рассуждения, которые доказывают истины, выявленные в ходе изучения проблемы. Нельзя забывать о целостности, смысловой завершенности и связности текста. Логические связи в тексте выражаются посредством специальных функционально-синтаксических средств, которые демонстрируют: 

  • последовательность изложения мысли (сперва, прежде всего, вначале, во-первых, значит и другие);
  • противоречия (между тем, однако, тем не менее);
  • причинно-следственные связи (поэтому, вследствие этого, следовательно, к тому же);
  • последовательность изложения (рассмотрим, обратимся к, перейдем к, прежде чем перейти к…)
  • выводы (таким образом, итак, значит, следует сказать, подведя итог). 

В работе используется специфическая фразеология. Одна должна продемонстрировать логические связи, но также использовать специализированную терминологию. Научный материал излагается в логической последовательности, чтобы предложения и части синтаксического целого были взаимосвязаны. В тексте должно быть преобладание сложных союзных предложений, в которых необходимо использовать составные подчинительные союзы (например, благодаря тому что, между тем как, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы) и производные предлоги (в соответствии с, в течение, в результате). 

Объективность изложения подтверждается ссылками на автора высказывания или мысли, указанием источника. Достаточно использовать вводные слова (например, по данным, по мнению, по сведениям, по сообщению), чтобы реализовать указание на авторство или источник. 

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: оформление текста

Культуру научной речи определяет ясность, краткость, точность изложения. Практическую и научную ценность документа обеспечивает смысловая точность текста. Размер должен составлять 25-30 страниц компьютерного текста без учета приложений. 

Текст подается в последовательном порядке. Заголовки структурных частей текста печатают прописными буквами, а заголовки параграфов – с прописной буквы, выделяя жирным шрифтом. Для глав и параграфов следует подбирать краткие заголовки. Не допускаются сокращения слов кроме общепринятых аббревиатур. Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых открывается красной строкой.

На титульном листе указывают наименование учреждения; тема разработки; фамилию и инициалы автора, наименование должности; название города и год написания проекта.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: структура текста

Содержание (оглавление) – вторая страница, включающая перечень заголовков структурных элементов деятельности с указанием страниц, с которых они начинаются; должно соответствовать теме и плану аттестационной работы.

Введение (1–3 страницы) начинается с обоснования научно-теоретической актуальности выбранной темы, ее новизны и оценки современного состояния решаемой проблемы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать суть проблемы. Далее называются объект и предмет, цели и задачи исследования. Аттестация на высшую категорию воспитателя детского сада: тема и содержание описывают задачи, допуская, что в тексте можно использовать глаголы изучить, проанализировать, описать, определить, выявить, исследовать и т. д. Указание на личный интерес к рассматриваемой теме и методы исследования, которые послужили инструментом в поиске фактического материала, придаст значимость поисковой деятельности.

Основной текст должен содержать 2 части (теоретическую и практическую), в которых анализируются теоретические источники по изучаемой теме, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы, приемы и способы решения проблемы. Каждая из частей имеет свое название и состоит из 2–4 параграфов, содержащих законченную информацию.

Текст теоретической части должен соответствовать теме проекта и полностью раскрывать ее. В практической – целесообразно представить личный педагогический опыт ДОУ по теме аттестационной работы, его анализ; обосновать полученные результаты и сделать выводы.

Краткий вывод следует сделать по завершении раскрытия содержания каждой части.

В заключении (2–3 страницы) приводятся краткие выводы, итог выполненной задачи, оценка полноты решения поставленных задач; отмечаются практическая направленность и ценность работы, область ее применения. После готовиться презентация воспитателя детского сада для аттестации.

Список литературы должен содержать сведения обо всех литературных и нормативных источниках, отражающих степень изученности данной проблемы автором.

Библиография списком размещается в алфавитном порядке или систематическим способом. В первом случае книги располагаются по фамилии авторов согласно алфавиту, а во втором – материал группируют в разделы, которые размещают последовательно (нормативные документы, научная литература, учебники, методические материалы, программы, справочная литература, архивы, периодика). Оформляя библиографию, следует указывать автора (авторов), заглавие, место и год издания, издательство, количество страниц. 

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: оформление приложений

Приложения к документу подаются на последних ее страницах, размещаясь в порядке появления ссылок на них. Цифровой материал лучше формировать в таблицы, которые размещают непосредственно под текстом, в котором они упоминаются или на следующем листе. Ссылки на таблицы оформляются в круглые скобки. Для нумерации таблиц используют арабские цифры со сквозной нумерацией. Если таблица заимствована из источников, на это делается дополнительная ссылка. Если она составлена на базе собственных исследований, в примечании делается соответствующая приписка. Схемы и графики также нумеруются арабскими цифрами, которые размещают под ней.

В документе используется сквозная нумерация страниц по тексту, включая список литературы и оглавление. Правила нумерации строго регламентированы, потому нумерация располагается в середине верхнего поля. Структурные блоки документа должны начинаться с нового листа, а титульный лист включен в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставится, как и на приложениях. 

Важно правильно оформлять сноски и ссылки. Использование цитат высоко ценится в аттестационных работах, а потому дословную передачу речи или выдержку из текста выделяют кавычками и помечают сноской на источник. В тексте следует также указать либо название источника, либо автора (например, по мнению Л.М. Маневцовой, как подчеркивает Л.В. Поздняк). 

Сноска в виде цифр приводится после цитаты в скобках. Первая цифра обозначает название автора и книги, статьи и т. д. и соответствует номеру в списке использованной литературы, вторая цифра – номер страницы, на которой размещена цитата в данной книге, статье и т. д. Между цифрами ставится точка с запятой. В использовании цитат необходимо соблюдать меру. Нагромождение цитат свидетельствует о неспособности автора излагать мысли своими словами.

 Выполненная и оформленная аттестационная работа в установленные сроки сдается старшему воспитателю (или руководителю). Он знакомится с ней, определяет ее научный уровень, пишет отзыв, в котором раскрывает положительные и отрицательные стороны исследования, дает рекомендации. Далее документ передается в экспертный совет, где на нее составляется рецензия. По завершении успешной аттестации работник получает удовлетворение, испытывает ощущение новизны и приобретения чего-либо полезного. Ведь аттестация – это мощный мотивационный фактор, так как стимулирует качественное выполнение, а также, по закону возвышения потребностей, подводит работника к более продуктивной деятельности, способствует проявлению его творческих способностей.

При написании аттестационной работы у педагога развиваются следующие качества:

  • профессиональные:
  • профессиональные педагогические знания;
  • риторические умения и навыки;
  • способность к накоплению и обновлению педагогического опыта;
  • способность к творческому применению профессионального опыта;
  • деловые:
  • организованность и собранность в практической деятельности;
  • ответственность и исполнительность;
  • инициатива и предприимчивость;
  • самостоятельность решений и действий;
  • морально-психологические:
  • способность к самооценке;
  • этика поведения, коммуникативная культура;
  • дисциплинированность;
  • оптимизм;
  • интегральные:
  • авторитетность;
  • интенсивность труда (работоспособность);
  • культура работы с документацией;
  • потребность в новых достижениях.

Таким образом, аттестация способствует:

  • росту педагогического мастерства;
  • повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
  • активному внедрению в практику новых направлений и технологий;
  • развитию творческой инициативы;
  • активизации деятельности по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • пополнению методических кабинетов дошкольных образовательных учреждений материалами из опыта работы аттестуемых.

Написание педагогической разработки, презентация воспитателя детского сада для аттестации помогает объективно оценить вклад аттестуемого в педагогическую деятельность коллектива ДОУ, соответствие конкретного человека занимаемой должности; способствует активизации творческого потенциала педагогического работника.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". Подписаться на журнал!

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ статьи из рубрики "Аттестации педагогов"

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования