Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ

24315

О.М. Ельцова,
преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ИПКиПРО г. Новосибирска

Н.Н. Горбачевская,
заведующий МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 493" г. Новосибирска

А.Н. Терехова,
старший воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка – дет­ский сад № 493" г. Новосибирска

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет­ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно­образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.H

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико­социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Праздники и культурно­досуговая деятельность в МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 493" рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредст­венность малышей, их постоянную готовность к "чуду" и социально­педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или камерно в группах (приложение 1).

Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.

Эффективному проведению праздника способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
  • отбор художественного материала;
  • выбор эмоционально­выразительных средств;
  • подбор исполнителей;
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во­первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно­досуговой деятельности. Во­вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В­третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника – это подробная литературно­текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязанно излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художест­венные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформ­ления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1­й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем­либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2­й этап – построение композиции  – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сцениче­ском действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально­ритмической деятельности дети с большим удовольст­вием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально­игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

Развлечения как один из видов культурно­досуговой деятельно­сти имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно­досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Виды развлечений по степени активности участия детей

  • дети являются только слушателями или зрителями;
  • дети – непосредственные участники;
  • участники – взрослые и дети.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно­досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.

Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

Классификация развлечений по содержательной направленности

  • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;
  • познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
  • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  • музыкально­литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно­досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

Творчество – еще один важный вид культурно­досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период
в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естест­венным способом бытия.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творче­ской личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что­то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески­проектировочную среду.

В качестве примера в приложении 2 представлен конспект коллективного детского творческого проекта в детском саду "Детский сад моей мечты".

Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых;
  • эмоционально­положительное отношение между сверстниками;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, развития творческих способностей;
  • создание предметно­развивающей и творчески­проектировочной среды;
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщест­ва (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить;
  • быть рядом с ним в этом процессе;
  • принять и понять его позицию;
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
  • самому быть творцом;
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип "интеллектуального голода"), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

 

Приложение 1

Праздничный календарь

Месяц

Праздник

Открыто(в музыкальном зале, с гостями)

Камерно(в группе)

Сентябрь

День знанийВ гостях у сказкиСпортивные эстафеты

В дошкольных группахВ группах раннего возраста

В старшей и подготовительной группах

Октябрь

Осенины

Средняя, старшая, подготовительная группы

Ноябрь

Театрализованное представление по мотивам народных сказок

Старшие дошкольники – малышам

Декабрь

Новогодниеутренники

Во всех возрастных группах

Январь

Рождественские вытворяшкиЗимние забавы

Во всех возрастных группахСтаршие группы

Февраль

День защитника Отечества
День добра

Старшие группы

Младшая и средняя группыВо всех возрастных группах

Март

8 МАРТА –Женский деньДети, книжки берегите!

Во всех возрастных группах

Во всех возрастных группах

Апрель

Праздник смехаДень космонавтикиВесенняя капель

Старшие группыВо всех дошкольных группах

Май

Выпускной утренник "До свидания, детский сад!"

Подготовительная к школе группа

Июнь

Открытие малых олимпий­ских игр. Спортивный праздник для детей в ДОУ
"Я и моя семья"Праздник мыльных пузырей

Старшие группыВо всех дошкольных группах

В группах раннего
и младшего дошкольного возраста

Июль

День Нептуна

Старшие группы

Август

Закрытие малых олимпий­ских игр

Старшие группы

 

Приложение 2

Коллективный творческий проект
"Детский сад моей мечты"

Задачи:

  • развитие творческих способностей детей в коллективной деятельности;
  • создание условий для формирования активной жизненной позиции и позитивного отношения
    к окружающему миру;
  • совершенствование умения следовать правилам;
  • формирование потребности в совместной деятельности со сверстниками;
  • развитие детского воображения.

Предварительная работа: создание макета "детской" комнаты для куклы; составление плана­цсхемы сказочного теремка.

Материал: заготовки плана­схемы игровой комнаты – цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых группах.

Часть 1

Педагог проводит среди детей экспресс­опрос:

  • "Детский сад – это…";
  • "Мне нравится в детском саду…";
  • "Мне не нравится в детском саду…";
  • "В детском саду у меня есть…";
  • "Я люблю, когда в детском саду…";
  • "Я не люблю, когда в детском саду…".

Часть 2

Педагог приглашает детей на экскурсию по группе. При этом взрослый берет на себя роль новенького в группе, а дети выступают в роли экскурсоводов.

Экскурсия начинается с приемной. Педагог задает вопросы, а дети отвечают на них, рассказывают, показывают, объясняют.

В игровой комнате взрослый интересуется игровыми зонами (где, во что и как можно играть). Далее педагог спрашивает, где дети занимаются, где и как отдыхают и т. д.

Часть 3

Проводится работа в малых творческих группах ("мастерских").

Организационный момент: педагог рассыпает цветные карандаши на ковре (пять цветов). Каждый ребенок выбирает себе один карандаш. По цвету карандашей дети объединяются в "малые" группы и рассаживаются за столы с соответствующей пометкой: "синий", "зеленый", "красный", "желтый", "коричневый".

На столах разложены заготовки плана­схемы игровой комнаты. Взрослый помогает детям сориентироваться, где на схеме находятся окна и двери, сравнить, где в действительности они находятся.

Задание группам: создать макет групповой комнаты (игровой).

Варианты макетов:

  • "Группа моей мечты";
  • "В сказочном лесу";
  • "Центр свободной игры";
  • "Комната превращений";
  • "Сказочный городок".

Часть 4

Каждая мини­группа приглашает к себе в "гости" детей из других групп. Дети­"гости" вместе с педагогом рассматривают макет, задают вопросы. Дети­"хозяева" объясняют рассказывают, показывают, отвечают на вопросы.

В ходе творческого дела педагог учитывает пожелания детей, их творческие находки, проявившиеся при изготовлении макета. Совместно с детьми обогащает предметно­пространственную среду группы к новому учебному году.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль