Профильное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

4098

Как учесть интересы, склонности, способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и помочь им определиться в выборе профессии? Авторы статьи предлагают опыт решения проблемы выбора профиля обучения учащимися через внедрение индивидуальных учебных планов в образовательный процесс школы надомного обучения.

В соответствии с планом модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения, призванной учесть интересы, склонности, способности, а также возможности здоровья обучающихся и помочь им определиться в выборе профессии.

Общеобразовательные школы, изучая социальный запрос, определяют один или несколько профилей обучения. Учащиеся выбирают в данном районе школу с приоритетным для себя профилем. Не всегда в таких школах созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, согласно решению комиссии для детей с ОВЗ.

Исследования школьных психологов показывают, что дети, имеющие проблемы в здоровье, не могут адекватно сделать выбор профиля обучения. Некоторые из них вообще лишены возможности определить свою будущую профессию и нуждаются в развитии специфических навыков.

Педагогическая стратегия работы в нашей школе надомного обучения строится на принципах преемственности всех ступеней обучения, использовании в учебном процессе проектной деятельности и профориентационной работы.

Предпрофильная подготовка учащихся начинается в 9­м классе. Организуются беседы детей с врачом о противопоказаниях по состоянию здоровья в выборе профессий, с социальным педагогом – о наиболее востребованных вакансиях в Москве и округе. Чтобы определиться в выборе своего будущего профиля обучения, ученики:

  • привлекаются к работе в секциях, кружках и учреждениях дополнительного образования детей;
  • на уроках и во внеурочной деятельности по предмету обучаются проектной деятельности;
  • участвуют в общественной жизни своего ОУ.

В нашей школе обучаются дети, имеющие широкий диапазон интеллектуальных и учебных навыков, интересов и возможностей. Так что в этой ситуации определить один или два профиля для школы не представляется возможным.

В старшей школе ребята переходят к обучению на основе индивидуальных учебных планов (далее – ИУП). По нашему мнению, именно эта модель профильного образования полностью отвечает задачам школы надомного обучения. Именно она помогает создать для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья "мини-профильную" школу на одном месте.

Для введения ИУП в штатный режим работы нами разработано положение "О выборе учащимися ИУП в школе надомного обучения" (приложение 1). Учебный план школы составляется на основе московского базисного учебного плана. Распределение аудиторных часов на учебные предметы (базового или профильного уровня) в 10–11­х классах приведено в приложении 2.

Выбор ИУП учащимися осуществляется на основе положения и школьного учебного плана. В начале 2008/2009 учебного года школьники выбрали для изучения на профильном уровне следующие предметы: литературу – 2, математику – 2, физику – 2, химию – 1, английский язык – 6, информатику – 2 человека. Базовый уровень изучения предметов выбрали 2 ученика. Примеры ИУП учеников 10­го класса, обучающихся по классно-урочной и индивидуальной формам, представлены в приложении 3, сводный учебный план 10­го профильного класса – в приложении 4.

В течение года ИУП учащихся были скорректированы, т. к., во-первых, многим детям оказалась не под силу выбранная ими учебная нагрузка, во-вторых, оказало влияние изменение формы государственной итоговой аттестации и порядка поступления в вузы и ссузы. В результате предмет "литература" по желанию детей и их родителей был заменен на "русский язык"; снят с профиля предмет "химия", а "базовый уровень" пополнился двумя учениками.

Также мы составляем портфолио как индивидуальную накопительную оценку (далее – ИНО) учащихся, которая позволяет интегрировать количественную и качественную оценку знаний ученика, перейти от оценки к самооценке, перенеся акцент с того, что ученик не знает, на то, что знает и умеет. ИНО учащегося определяется в конце 11­го класса. Для этого школьник заполняет специально разработанный нами бланк (приложение 5), который станет важной составляющей характеристики выпускника.

По итогам учебного года можно говорить об определенных успехах. Среди наших учеников, работающих по ИУП:

  • победитель Московской городской олимпиады по математике и информатике;
  • лауреат Всероссийского конкурса "Надежда";
  • участник команды-победительницы Московского городского конкурса школьных музеев "Первые шаги";
  • участница телепередачи о юных поэтах.

Большинство десятиклассников уже выбрали учебное заведение, в которое пойдут учиться после окончания школы.

 

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
"О выборе учащимися ИУП в школе надомного обучения"

1. Общие положения

1.1. Основной целью модернизации столичного образования является совершенствование структуры содержания общего образования и переход на личностно ориентированную работу с учащимися.

1.2. Больные дети, дети-инвалиды не могут обучаться в любой общеобразовательной школе, где существует выбранный ими профиль.

1.3. Школа надомного обучения обеспечивает обучающимся условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

1.4. Один из вариантов реализации идеологии профильного обучения в школе надомного обучения – внедрение индивидуальных учебных планов (далее – ИУП).

2. Содержание и организация образовательного процесса

2.1. Учебный план школы предусматривает наличие трех форм обучения: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

2.2. Основой для составления ИУП школы являются Положение о государственном ОУ надомного обучения (школе надомного обучения), Московский базисный учебный план.

2.2. По ИУП могут обучаться школьники старших классов всех трех форм обучения. Учащимся предлагается заранее выбрать программу изучения ряда учебных предметов школьного учебного курса, отдельные модули и элективные курсы.

2.3. Возможны два уровня учебных программ:

2.3.1. Общеобразовательная программа (базовый уровень изучения предмета);

2.3.2. Профильная программа (расширенный уровень изучения предмета).

2.4. В старшей школе предусматривается интеграция изучения учебных программ по отдельным предметам.

2.5. Допустимо создание смешанных групп учащихся, обучающихся по разным формам обучения.

2.6. Перечень учебных предметов, модульных и специальных курсов, предлагаемых школьникам для разноуровневого обучения, определяется ежегодно Экспертным советом школы исходя из интересов учащихся и их родителей, а также с учетом кадровых, финансовых и материально-технических возможностей школы.

2.7. Зачисление в группы с расширенным объемом изучения отдельных предметов производится на добровольной основе с учетом мнения ученика и его родителей (законных представителей), рекомендации учителя.

2.8. Окончательные списки учебных групп для расширенного обучения утверждаются на заседании Экспертного совета школы. Группа считается сформированной, если ее численность не более 8 человек для учащихся классно-урочной формы, и не более 3 человек для групповой формы обучения.

2.9. Количество часов в неделю в ИУП каждого школьника старшей ступени должно быть:

2.9.1. Для классно-урочной формы – не менее 31;

2.9.2. Для групповой формы – не менее 21;

2.9.3. Для индивидуальной формы – не менее 20.

2.10. Изменение ИУП может быть осуществлено в процессе обучения на основании пожеланий школьника (по письменному заявлению родителей) и с учетом показателей успешности овладения им учебных предметов по выбранным программам.

В случае неудовлетворительного освоения школьником расширенной программы (по результатам промежуточной полугодовой или годовой аттестации) педагогический совет вправе решить вопрос о переводе ученика в общеобразовательную группу по ранее установленной форме обучения.

2.11. Предусматривается наличие двух промежуточных (по окончании 1-го и 2­го полугодия) в 10­м классе и одной итоговой аттестации (по окончании 11-го класса) по предметам, изучаемым на расширенном уровне.

2.12. Учащиеся других ОУ принимаются в школу надомного обучения на основании документа о неполном среднем образовании и зачисляются в сформированные группы расширенного изучения отдельных предметов по результатам собеседования.

Приложение 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ
на учебные предметы (базового или профильного уровня)
в 10–11­х классах

Учебные предметы

Количество часов в неделю за 2 года обучения

Группы предметов, обязательно включаемые в учебный план школы

Базовый уровень

Профильный уровень

Классно-урочная форма обучения

Индивидуальная форма обучения

Классно-урочная
форма обучения

Индивидуальная форма обучения

Русский язык

 

3

 

3

 

6

 

6

 

Изучается каждый из предметов на базовом или профильном уровне. Может изучаться второй иностранный язык на базовом или профильном уровне

 

Литература

 

6

 

4

 

10

 

8

 

Иностранный язык

 

6

 

4

 

12

 

10

 

Математика

 

9

 

9

 

10

 

12

 

История

 

5

 

4

 

8

 

6

 

Физическая культура

 

2

 

0

 

8

 

0

 

Искусство и МХК

 

2

 

1

 

6

 

4

 

Технология

 

2

 

1

 

8

 

6

 

Физика

 

5

 

2

 

10

 

8

 

В число изучаемых предметов должно войти естествознание или три других предмета на любом уровне

 

Биология

 

4

 

4

 

8

 

6

 

Химия

 

4

 

4

 

6

 

6

 

Информатика и ИКТ

 

2

 

1

 

8

 

6

 

Изучается на базовом уровне (можно интегрировано) или на профильном

 

ОБЖ

 

2

 

0

 

4

 

0

 

Экология Москвы и устойчивое развитие

 

2

 

1

 

2

 

1

 

Каждый из предметов может изучаться на профильном или базовом уровне: обществознание, ОБЖ, экология Москвы и устойчивое развитие, география. Возможно интегрированное изучение предметов с общим объемом не менее 6 ч

 

География

 

2

 

2

 

6

 

4

 

Обществознание

 

2

 

2

 

8

 

6

 

Экономика

 

1

 

1

 

4

 

4

 

Право

 

1

 

1

 

4

 

0

 

Компонент ОУ

 

6

 

2

 

 

 

Элективные курсы
(в т. ч. проектная
деятельность)

 

 

 

10

 

7

 

Допустимая аудиторная нагрузка, 5-дневная неделя (за 1 год обучения)

33

23

33

23

 

Приложение 3

ПРИМЕР ИУП
на 2008/2009 учебный год учащегося 10­го класса__________________                                                                                                                            (Ф.И.О. учащегося)

Форма обучения

Школьный предмет

Количество часов в неделю

I полугодие (ч)

II полугодие (ч)

Индивидуальная

(возможный максимум часов в неделю – 23)

Литература

3

3

Русский язык

1

1

Математика (алгебра и геометрия)

4

4

Физика*

5

5

Химия

2

2

Биология

1

1

География

1

1

История

1

1

Обществознание

1

1

Английский язык

2

2

Информатика

1

1

Технология

-

-

Экология Москвы и устойчивое развитие

-

-

ОБЖ

-

-

Физкультура

-

-

МХК

-

-

Итого:

22

22

* Выбранные учеником профильные предметы.  

Название элективного курса (2 курса в год)

I полугодие

II полугодие

Подготовка к ЕГЭ по математике

+

+

 

 

Подпись ученика: ____________________

Подпись родителей: ____________________

Подпись заместителя директора по учебно-воспитательной работе __________________

"___"____________________2008 г.

ПРИМЕР ИУП
на 2008/2009 учебный год ученика 10­го класса ____________________                                                                                                                  (Ф.И.О. учащегося)

Форма обучения

Школьный предмет

Количество часов в неделю

I полугодие (ч)

II полугодие (ч)

Классно-урочная(возможный максимум часов в неделю – 33 ч)

Литература

5

3

Русский язык

1

3

Математика (алгебра и геометрия)

5

5

Физика

2

2

Химия *

2

2

Биология

2

2

География

2

2

История

2

2

Обществознание

2

2

Английский язык *

6

6

Информатика

1

1

Технология

-

-

Экология Москвы и устойчивое развитие

1

1

ОБЖ

1

1

Физкультура

1

1

МХК

1

1

Итого:

33

33

* Выбранные учеником профильные предметы.  

Название элективного курса (2 курса в год)

I полугодие

II полугодие

История мировых религий

+

 

 

 

Подпись ученика: ____________________

Подпись родителей: ____________________

Подпись заместителя директора по учебно-воспитательной работе__________________

"_____"____________________2008 г.

Приложение 4

СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
10-го профильного класса 2008/2009 учебный год (I полугодие)

Фамилия, имяучащихся

Школьные предметы

Итого часов

литература

русский язык

математика

физика

химия

биология

география

история

Общество-знание

английский язык

информатика

технология

экология

ОБЖ

физическая культура

МХК

Классно-урочная форма обучения – максимум 33 ч

Ученик 1

5*

1

5

2

2

2

2

2

2

6

1

-

1

1

1

1

33

Ученик 2

3

1

5

2

3

2

2

2

2

3

1

-

1

1

1

1

30

Ученик 3

5

1

5

2

2

2

2

2

2

6

1

-

1

1

1

1

33

Ученик 4

3

1

5

2

2

2

2

2

2

6

3

-

1

1

1

1

33

Ученик 5

3

1

6

2

2

2

2

2

2

3

1

-

1

1

1

1

30

Ученик 6

3

1

5

2

2

2

2

2

2

3

3

-

1

1

1

1

31

Ученик 7

3

1

6

5

2

2

2

2

2

3

1

-

1

1

1

1

33

Элективные курсы – 2 курса в течение года

Индивидуальная форма обучения – максимум 23 ч

Ученик 1

3

1

4

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

-

-

-

22

Ученик 2

5

1

4

2

2

1

1

1

1

6

1

-

1

-

-

-

22

Ученик 3

5

1

4

2

2

1

1

1

1

2

1

-

1

-

-

-

22

Ученик 4

3

1

4

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

-

-

-

22

Ученик 5 (23 ч)

3

1

4

5

2

1

1

1

1

2

1

-

1

-

-

-

23

Ученик 6 (22 ч)

5

1

4

2

2

1

1

1

1

6

1

-

1

-

-

-

22

Элективные курсы – 2 курса в течение года

Полужирным шрифтом выделены часы обучения по профильным предметам

Приложение 5

ПОРТФОЛИО
индивидуальная накопительная оценка учащегося

1. Сведения об учащемся

Ф. И. О.

Дата рождения

Класс

Заявленный профиль

 

 

 

 

 2. Результаты государственной (итоговой) аттестации

Экзамен

Наименование предмета

Балл

Отметка о щадящем режиме

 

 

 

 

 3. Участие в олимпиадах (за 10–11­е классы)

Класс

Уровень проведения (международная, всероссийская, областная, районная / городская, школьная)

Предмет

Итог (занятое место, участие)

 

 

 

 

 4. Участие в конкурсах (за 10–11­е классы)

Класс

Уровень проведения(международный, всероссийский, областной, районный / городской, школьный)

Предмет

Итог (занятое место, участие)

 

 

 

 

 5. Проектно­исследовательская деятельность (за 10–11­е классы)

Класс

Уровень презентации (международный, всероссийский, областной, районный / городской, школьный)

Название работы

Предмет

Итог(наличие грамоты, диплома лауреата, оценка)

Наличие рецензии (Ф. И. О. и должность рецензента)

 

 

 

 

 

 

 6. Элективные курсы:_________________________________________________

7. Дополнительное образование:_______________________________________

8. Дополнительные образовательные курсы:____________________________

9. Отчеты и рекомендации:

Вид

Отметка о наличии

Подпись

резюме

 

 

В.М. Рогачева,
зам. директора по УВР школы надомного обучения № 410, г. Москва,

Е.В. Николаева,
классный воспитатель школы надомного обучения № 410, г. Москва

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль