Функционал координатора по работе с семьей

4286

Н.Н. Королева,
зам. заведующего по УВР МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 476" г. Челябинска

Очевидно, что ДОУ и семья должны прийти к согласию для построения конструктивного взаимодействия, ведь то, насколько успешно ребенок будет проживать период посещения детского сада, зависит и от активного включения родителей в образовательный процесс.

Координатор по работе с семьей – специалист, организующий эффективные взаимоотношения родителей и ДОУ. Многоаспектная деятельность специалиста отражена в циклограмме работы на неделю (приложение).

Одной из основных задач координатора по работе с семьей является создание условий, способствующих эмоциональному сближению, получению родителями, педагогами и детьми опыта партнерских отношений.

Для достижения этой цели специалист стремится сформировать у родителей определенные позиции. Способы и цели формирования этих позиций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формирование родительской позиции

Формируемая позиция родителя Цели Методы работы
1. Партнер Определение социальной функции семьи
и ДОУ;
укрепление детско-родительских отношений;
осознание и принятие статуса каждого участника образовательного процесса
Привлечение родителей к участию в управлении ДОУ (педсоветы, совет ДОУ), конференциях, мастер-классах, фестивалях
2. Эксперт Образование открытого и доступного информационного пространства в ДОУ;
осознание семейного потенциала, его границ и возможностей;
понимание и принятие противоположных и взаимных взглядов на ситуацию;
понимание законов детского развития;
повышение педагогической эрудиции;
овладение технологией проведения диагностик, экспертиз
Привлечение родителей к определению качества работы ДОУ.
Анкеты, опросники, тесты, памятки (приложение 3)
3. Исследователь Активизация и развитие педагогической рефлексии;
развитие навыков самонаблюдения, самоанализа, опыта общения с ребенком, умения видеть свои успехи и затруднения;
повышение ответственности родителя за собственный личностный рост
Открытый анализ детской деятельности (просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов, анализ результатов детского творчества);
выполнение родителями игровых заданий для семейного общения;
совместное решение проблемных педагогических задач

Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через координатора по работе с семьей позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родители действительно осознают себя более значимыми, уверенными, компетентными в вопросах образования своих детей. Они понимают, что для полноценного развития ребенка им необходимо сотрудничать с ДОУ.

Немаловажной задачей координатора по работе с семьей также является выработка творческого подхода, умения на высоком профессиональном уровне строить взаимоотношения с семьями. Это необходимо для создания системы взаимодействия всех участников образовательного процесса, основанной на реализации стратегий, с учетом социальных установок родителей, их интересов и предпочтений, согласованности по вопросам воспитания и обучения ребенка, опыта семейного воспитания.

Специалист разрабатывает методы коррекции социальных установок родителей (табл. 2).

Таблица 2

Методы коррекции социальных установок родителей
Тип родительской позиции Социальные установки Методы коррекции
Уклоняющаяся Равнодушие к ребенку; пассивность в отношениях с ним (к контакту не стремятся, но не уклоняются
от него);
безучастность к его проблемам. Не проявляют сочувствия, часто отличаются уступчивостью ради собственного спокойствия. Им свойствены беспечность по отношению к опасностям, которые могут угрожать ребенку, отсутствие интереса к проблемам его воспитания. Их педагогические знания минимальны, стихийны, обеднены.
Они не могут адекватно оценить ребенка, к детскому саду относятся безразлично.
Не способны определить и привить необходимые ребенку качества.
Присутствие минимума знаний о социальном развитии ребенка.
Наличие нечеткости в определении собственной роли в воспитании жизненно необходимых качеств ребенка
Содействие воспитанию ответственности за собственного ребенка:
– визит в семью;
– организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом;
– участие в конкурсе "Эмблема семьи";
– составление "Социального паспорта" ребенка;
– вовлечение в совместные развлекательные мероприятия;
– организация тренингов, посвященных способам общения с ребенком ("Я – сообщение" и др.)
Отвергающая Вспыльчивы, неуживчивы, подозрительны;
воспринимают ребенка как обузу;
оценивают ребенка отрицательно, в общении с ним конфликтны, возможны насмешки;
в контакте ориентируются на свои переживания и интересы;
не умеют общаться с ребенком;
отсутствует желание анализировать свое поведение, воздействие на ребенка;
почти не контактируют с дошкольным учреждением, но считают, что все заботы о ребенке должно взять на себя последнее;
неверие в возможности ребенка;
убежденность в неспособности ДОУ сформировать социальные компетенции воспитанников;
отсутствие знаний о социальном развитии ребенка;
присутствие неадекватной оценки личностных качеств ребенка
Обеспечение взаимодействия со всеми членами семьи на подчеркнуто положительном эмоциональном фоне с учетом воспитательного потенциала родителей:
– осуществление взаимных визитов (в ДОУ и семью);
– составление индивидуальных программ взаимодействия по социальному развитию ребенка;
– привлечение родителей и других членов семей в клубы по интересам;
– организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом;
– оформление информации о достижениях ребенка;
– поощрение родителей за участие в мероприятиях ДОУ;
– участие в выставке семейных работ и др.
Чрезмерно требовательная Приспосабливают ребенка к выработанному ими образу;
не всегда считаются с его возрастными, индивидуальными возможностями;
чрезмерно контролируют, стремясь ускорить темп его развития;
активно совершенствуют ребенка, устраняют его недостатки;
не проявляют сочувствия к его переживаниям и желаниям;
анализируя свои воздействия на ребенка, считают их единственно правильными;
требовательное отношение к ДОУ;
критическое отношение к педагогам;
уверенность только в собственных возможностях;
недоверие к обществу
Обеспечение повышения педагогической грамотности родителей по вопросам возрастных и индивидуальных возможностей детей:
– индивидуальные встречи родителей с психологом, социальным педагогом;
– тренинг "Любить ребенка – значит позволить ему быть самим собой";
– заочные формы взаимодействия (журнал "Я с тобой", газета "Карусель", письменные сообщения и т. д.);
– участие в совместных мероприятиях ДОУ и семьи
Чрезмерно оберегающая Эмоциональная концентрация на ребенке;
отношение к нему некритичное, считают его совершенством;
возрастные особенности ребенка воспринимаются как уникально-индивидуальные;
стремятся перестраховать ребенка;
делают все возможное для него и за него, ограничивая его свободу;
ставят ребенка в зависимость от себя;
не могут адекватно объяснить причины поступков ребенка;
тревожно и беспокойно относятся к детскому саду;
чрезмерно опекают малыша;
стремятся уберечь его от участия в жизни общества;
не всегда проявляют желание участвовать в работе ДОУ по формированию социальной компетенции семьи
Обеспечение развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей с активным включением родителей в образовательный процесс:
– индивидуальные встречи с психологом, социальным педагогом (знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка);
– привлечение родителей к неформальному взаимодействию (посиделки, клубы по интересам и т. д.);
– участие в туристических и культпоходах, персональных семейных выставках;
– индивидуальные программы взаимодействия по формированию социальной компетенции детей
Разумная Воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, специфическими потребностями и интересами;
основа отношений – уважение ребенка;
выражают ребенку свои чувства и переживания, определенную категоричность и настойчивость;
умеют анализировать свои воздействия на ребенка, прогнозировать эффекты влияния на ребенка;
отношения с ребенком теплые, ровные, характеризуются сочувствием и участием;
умеют играть, занимаются с детьми, учат их помогать другим;
отношения с детским садом доброжелательные;
уважительное отношение к ребенку, педагогу;
правильные социальные установки;
адекватная оценка ребенка, вера в его возможности;
восприятие ребенка как развивающейся личности
с определенными индивидуальными качествами;
позитивная оценка современного общества;
желание участвовать в работе ДОУ по формированию основных социальных компетенций
Обеспечение расширения возможности вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ:
– участие в работе семейного клуба по обмену опытом воспитания ребенка;
– поощрение родителей за активное участие в образовательном процессе ДОУ;
– участие в выпуске семейной газеты "Знакомьтесь, это – мы"

Специалист также отслеживает факторы жизни семьи, которые влияют на ее социальное благополучие, с помощью анкеты "Социальные факторы жизни семьи" (приложение 4). Используя различные методики, координатор по работе с семьей собирает информацию, которую вносит в таблицу "Социально-педагогическая модель семьи" (приложение 5). Модель также содержит в себе блок "Социальный паспорт ребенка", каждый признак которого отмечается в таблице галочкой по принципу присутствия/отсутствия.

Приложение 3

Анкета "Давайте познакомимся!"

Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся!
Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________
3. Мама
Ф. И. О. ___________________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
4. Папа
Ф. И. О. __________________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
5. С кем проживает ребенок? ________________________________________
6. Назовите членов семьи, не живущих с ребенком, но принимающих активное участие в его жизни ____________________________________________________
7. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________
8. Часто ли болеет ребенок? _________________________________________
9. Назовите основные виды игр и занятий, которые проводятся дома _______
10. Какие игрушки любит ребенок? ___________________________________
11. Проводятся ли развивающие занятия дома? Какие? Как часто? _________
12. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _____________________________
13. Часто ли Вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда? ___________________
14. Наказываете ли Вы ребенка? Как? _________________________________
15. Какие меры поощрения ребенка Вы применяете? _____________________
16. Как ребенок относится к посещению ДОУ? _______________________
17. Опишите условия жизни ребенка (например, отдельная комната, уголок
в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем­-то из детей или взрослых и др.) ________________________________________________________

Ваши пожелания ___________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 4

Анкета­-тестирование "Социальные факторы жизни семьи"

Уважаемые родители!
Вам предлагаются вопросы для самоанализа некоторых социальных факторов жизни вашей семьи как института вос­питания. Руководствуясь исключительно профессиональны­ми интересами, просим Вас принять участие в опросе, выделив в каждом из семи показателей по одному утверждению.

Социально-­педагогические показатели семьи

Балл

Состав семьи:

– мать, отец, дедушка, бабушка

– только мать и отец

– мать и отчим, отец и мачеха

– одна мать, один отец

– бабушка, дедушка, другие родственники (нет родителей)

 

5

4

3

2

1

Санитарно­-жилищные условия семьи:

– благоустроенная отдельная квартира

– квартира с родителями супруги (супруга)

– более одной комнаты в коммунальной квар­тире с удобствами

– комната в коммунальной квартире, общежитие с удобствами

– комната в общежитии, бараке без удобств

 

5

4

3

2

1

Доход семьи:

– можем практически ни в чем себе не отка­зывать

– денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берем кредит или в долг

– на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

– живем от зарплаты до зарплаты

– денег до зарплаты не хватает

 

5

4

 

3

2

1

Педагогический стиль семьи:

– присутствует разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия и поддержки друг друга

– родительская любовь сопровождается силь­ной опекой одного из членов семьи

– преобладает понимание ценности собственной личной жизни при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

– хроническая нехватка времени для осуществления заботы о детях; дети – дополнительная проблема жизни

– приходится применять физические наказания из­-за напряженно­-конфликтных отношений с детьми

 

5

4

3

2

1

Уровень социального здоровья семьи:

– атмосфера взаимной поддержки, доброжела­тельности, любви

– здоровый образ жизни без особой эмоцио­нальной окраски: без ссор и без большой привязанности, жизнь "по привычке"

– в семье нередки ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

– к сожалению, имеют место факты пьянства кого­-то из членов семьи, рукоприкладство

– кто­-то из членов семьи имеет вредные привычки (алкоголизм, наркомания), психически болен

 

5

4

3

2

1

Ценность детей в семье:

– дети – для нас главная ценность

– дети – равнозначная ценность наряду с супружеством

– дети дополняют наши супружеские отношения

– дети, скорее всего, элемент социального статуса: "как у всех, так положено"

– дети – проблема, доставляющая много до­полнительных забот, беспокойства

 

5

4

3

2

1

Отношения семьи с дошкольным учреждением:

– полная информированность о жизни ребенка в группе, ощущение полной взаимопомощи и взаимоподдержки

– обращение к педагогам за советами по воп­росам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских группо­вых встречах

– интерес к жизни ребенка в детском саду поддерживается одним из родителей (ма­терью) или бабушкой

– критическое отношение к педагогическим методам ДОУ, родительские собрания малоинтересны, посещение их не увлекает

– сознательное дистанцирование от контактов

 

5

4

3

 

2

 1

Благодарим за сотрудничество и искренность!

Определение уровня социального здоровья семьи

Подсчитайте общую сумму баллов по всем вопросам и сравните со следующими результатами:
– менее 21 балла – семья попадает в группу повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
– от 22 до 30 баллов – семья находится в пределах допустимой нормы;
– более 31 балла – семья социально благополучная (чем выше балл, тем устойчивее благополучие).

Приложение 5

Социально-педагогическая модель семьи _____________

(фамилия)

Общие сведения Состав и полнота семьи Тип родительской позиции Социально-педагогические установки родителей Социальный паспорт ребенка Примечания (традиции, потребности, интересы семьи)
Отец ___________(Ф. И. О.)
Образование ___________
Профессия ___________
Мать ___________(Ф. И. О.)
Образование ___________
Профессия ___________
      Хорошо ориентируется
в новой обстановке

Способен выбрать адекватный стиль поведения

Знает меру своих возможностей

 
Совместно проживающие члены семьи ___________
Жилищные условия ___________
Уровень материального дохода ___________
      Умеет попросить о помощи и оказать ее

Уважает желание других людей

Может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми

Умеет сдерживать себя, изъяснять о своих потребностях в приемлемой форме

Способен избежать нежелательного общения

Чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношений к нему окружающих

Управляет своим поведением и способами общения

 
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль