Функционал координатора по работе с семьей

4276

Н.Н. Королева,
зам. заведующего по УВР МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 476" г. Челябинска

Очевидно, что ДОУ и семья должны прийти к согласию для построения конструктивного взаимодействия, ведь то, насколько успешно ребенок будет проживать период посещения детского сада, зависит и от активного включения родителей в образовательный процесс.

Координатор по работе с семьей – специалист, организующий эффективные взаимоотношения родителей и ДОУ. Многоаспектная деятельность специалиста отражена в циклограмме работы на неделю (приложение).

Одной из основных задач координатора по работе с семьей является создание условий, способствующих эмоциональному сближению, получению родителями, педагогами и детьми опыта партнерских отношений.

Для достижения этой цели специалист стремится сформировать у родителей определенные позиции. Способы и цели формирования этих позиций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формирование родительской позиции

Формируемая позиция родителя Цели Методы работы
1. Партнер Определение социальной функции семьи
и ДОУ;
укрепление детско-родительских отношений;
осознание и принятие статуса каждого участника образовательного процесса
Привлечение родителей к участию в управлении ДОУ (педсоветы, совет ДОУ), конференциях, мастер-классах, фестивалях
2. Эксперт Образование открытого и доступного информационного пространства в ДОУ;
осознание семейного потенциала, его границ и возможностей;
понимание и принятие противоположных и взаимных взглядов на ситуацию;
понимание законов детского развития;
повышение педагогической эрудиции;
овладение технологией проведения диагностик, экспертиз
Привлечение родителей к определению качества работы ДОУ.
Анкеты, опросники, тесты, памятки (приложение 3)
3. Исследователь Активизация и развитие педагогической рефлексии;
развитие навыков самонаблюдения, самоанализа, опыта общения с ребенком, умения видеть свои успехи и затруднения;
повышение ответственности родителя за собственный личностный рост
Открытый анализ детской деятельности (просмотр видео, прослушивание аудиоматериалов, анализ результатов детского творчества);
выполнение родителями игровых заданий для семейного общения;
совместное решение проблемных педагогических задач

Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через координатора по работе с семьей позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родители действительно осознают себя более значимыми, уверенными, компетентными в вопросах образования своих детей. Они понимают, что для полноценного развития ребенка им необходимо сотрудничать с ДОУ.

Немаловажной задачей координатора по работе с семьей также является выработка творческого подхода, умения на высоком профессиональном уровне строить взаимоотношения с семьями. Это необходимо для создания системы взаимодействия всех участников образовательного процесса, основанной на реализации стратегий, с учетом социальных установок родителей, их интересов и предпочтений, согласованности по вопросам воспитания и обучения ребенка, опыта семейного воспитания.

Специалист разрабатывает методы коррекции социальных установок родителей (табл. 2).

Таблица 2

Методы коррекции социальных установок родителей
Тип родительской позиции Социальные установки Методы коррекции
Уклоняющаяся Равнодушие к ребенку; пассивность в отношениях с ним (к контакту не стремятся, но не уклоняются
от него);
безучастность к его проблемам. Не проявляют сочувствия, часто отличаются уступчивостью ради собственного спокойствия. Им свойствены беспечность по отношению к опасностям, которые могут угрожать ребенку, отсутствие интереса к проблемам его воспитания. Их педагогические знания минимальны, стихийны, обеднены.
Они не могут адекватно оценить ребенка, к детскому саду относятся безразлично.
Не способны определить и привить необходимые ребенку качества.
Присутствие минимума знаний о социальном развитии ребенка.
Наличие нечеткости в определении собственной роли в воспитании жизненно необходимых качеств ребенка
Содействие воспитанию ответственности за собственного ребенка:
– визит в семью;
– организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом;
– участие в конкурсе "Эмблема семьи";
– составление "Социального паспорта" ребенка;
– вовлечение в совместные развлекательные мероприятия;
– организация тренингов, посвященных способам общения с ребенком ("Я – сообщение" и др.)
Отвергающая Вспыльчивы, неуживчивы, подозрительны;
воспринимают ребенка как обузу;
оценивают ребенка отрицательно, в общении с ним конфликтны, возможны насмешки;
в контакте ориентируются на свои переживания и интересы;
не умеют общаться с ребенком;
отсутствует желание анализировать свое поведение, воздействие на ребенка;
почти не контактируют с дошкольным учреждением, но считают, что все заботы о ребенке должно взять на себя последнее;
неверие в возможности ребенка;
убежденность в неспособности ДОУ сформировать социальные компетенции воспитанников;
отсутствие знаний о социальном развитии ребенка;
присутствие неадекватной оценки личностных качеств ребенка
Обеспечение взаимодействия со всеми членами семьи на подчеркнуто положительном эмоциональном фоне с учетом воспитательного потенциала родителей:
– осуществление взаимных визитов (в ДОУ и семью);
– составление индивидуальных программ взаимодействия по социальному развитию ребенка;
– привлечение родителей и других членов семей в клубы по интересам;
– организация индивидуальных встреч с психологом, социальным педагогом;
– оформление информации о достижениях ребенка;
– поощрение родителей за участие в мероприятиях ДОУ;
– участие в выставке семейных работ и др.
Чрезмерно требовательная Приспосабливают ребенка к выработанному ими образу;
не всегда считаются с его возрастными, индивидуальными возможностями;
чрезмерно контролируют, стремясь ускорить темп его развития;
активно совершенствуют ребенка, устраняют его недостатки;
не проявляют сочувствия к его переживаниям и желаниям;
анализируя свои воздействия на ребенка, считают их единственно правильными;
требовательное отношение к ДОУ;
критическое отношение к педагогам;
уверенность только в собственных возможностях;
недоверие к обществу
Обеспечение повышения педагогической грамотности родителей по вопросам возрастных и индивидуальных возможностей детей:
– индивидуальные встречи родителей с психологом, социальным педагогом;
– тренинг "Любить ребенка – значит позволить ему быть самим собой";
– заочные формы взаимодействия (журнал "Я с тобой", газета "Карусель", письменные сообщения и т. д.);
– участие в совместных мероприятиях ДОУ и семьи
Чрезмерно оберегающая Эмоциональная концентрация на ребенке;
отношение к нему некритичное, считают его совершенством;
возрастные особенности ребенка воспринимаются как уникально-индивидуальные;
стремятся перестраховать ребенка;
делают все возможное для него и за него, ограничивая его свободу;
ставят ребенка в зависимость от себя;
не могут адекватно объяснить причины поступков ребенка;
тревожно и беспокойно относятся к детскому саду;
чрезмерно опекают малыша;
стремятся уберечь его от участия в жизни общества;
не всегда проявляют желание участвовать в работе ДОУ по формированию социальной компетенции семьи
Обеспечение развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей с активным включением родителей в образовательный процесс:
– индивидуальные встречи с психологом, социальным педагогом (знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка);
– привлечение родителей к неформальному взаимодействию (посиделки, клубы по интересам и т. д.);
– участие в туристических и культпоходах, персональных семейных выставках;
– индивидуальные программы взаимодействия по формированию социальной компетенции детей
Разумная Воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, специфическими потребностями и интересами;
основа отношений – уважение ребенка;
выражают ребенку свои чувства и переживания, определенную категоричность и настойчивость;
умеют анализировать свои воздействия на ребенка, прогнозировать эффекты влияния на ребенка;
отношения с ребенком теплые, ровные, характеризуются сочувствием и участием;
умеют играть, занимаются с детьми, учат их помогать другим;
отношения с детским садом доброжелательные;
уважительное отношение к ребенку, педагогу;
правильные социальные установки;
адекватная оценка ребенка, вера в его возможности;
восприятие ребенка как развивающейся личности
с определенными индивидуальными качествами;
позитивная оценка современного общества;
желание участвовать в работе ДОУ по формированию основных социальных компетенций
Обеспечение расширения возможности вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ:
– участие в работе семейного клуба по обмену опытом воспитания ребенка;
– поощрение родителей за активное участие в образовательном процессе ДОУ;
– участие в выпуске семейной газеты "Знакомьтесь, это – мы"

Специалист также отслеживает факторы жизни семьи, которые влияют на ее социальное благополучие, с помощью анкеты "Социальные факторы жизни семьи" (приложение 4). Используя различные методики, координатор по работе с семьей собирает информацию, которую вносит в таблицу "Социально-педагогическая модель семьи" (приложение 5). Модель также содержит в себе блок "Социальный паспорт ребенка", каждый признак которого отмечается в таблице галочкой по принципу присутствия/отсутствия.

Приложение 3

Анкета "Давайте познакомимся!"

Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся!
Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1. Ф. И. О. ребенка _________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________
3. Мама
Ф. И. О. ___________________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
4. Папа
Ф. И. О. __________________________________________________________
Образование ______________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
5. С кем проживает ребенок? ________________________________________
6. Назовите членов семьи, не живущих с ребенком, но принимающих активное участие в его жизни ____________________________________________________
7. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________
8. Часто ли болеет ребенок? _________________________________________
9. Назовите основные виды игр и занятий, которые проводятся дома _______
10. Какие игрушки любит ребенок? ___________________________________
11. Проводятся ли развивающие занятия дома? Какие? Как часто? _________
12. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _____________________________
13. Часто ли Вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда? ___________________
14. Наказываете ли Вы ребенка? Как? _________________________________
15. Какие меры поощрения ребенка Вы применяете? _____________________
16. Как ребенок относится к посещению ДОУ? _______________________
17. Опишите условия жизни ребенка (например, отдельная комната, уголок
в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем­-то из детей или взрослых и др.) ________________________________________________________

Ваши пожелания ___________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 4

Анкета­-тестирование "Социальные факторы жизни семьи"

Уважаемые родители!
Вам предлагаются вопросы для самоанализа некоторых социальных факторов жизни вашей семьи как института вос­питания. Руководствуясь исключительно профессиональны­ми интересами, просим Вас принять участие в опросе, выделив в каждом из семи показателей по одному утверждению.

Социально-­педагогические показатели семьи

Балл

Состав семьи:

– мать, отец, дедушка, бабушка

– только мать и отец

– мать и отчим, отец и мачеха

– одна мать, один отец

– бабушка, дедушка, другие родственники (нет родителей)

 

5

4

3

2

1

Санитарно­-жилищные условия семьи:

– благоустроенная отдельная квартира

– квартира с родителями супруги (супруга)

– более одной комнаты в коммунальной квар­тире с удобствами

– комната в коммунальной квартире, общежитие с удобствами

– комната в общежитии, бараке без удобств

 

5

4

3

2

1

Доход семьи:

– можем практически ни в чем себе не отка­зывать

– денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берем кредит или в долг

– на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

– живем от зарплаты до зарплаты

– денег до зарплаты не хватает

 

5

4

 

3

2

1

Педагогический стиль семьи:

– присутствует разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия и поддержки друг друга

– родительская любовь сопровождается силь­ной опекой одного из членов семьи

– преобладает понимание ценности собственной личной жизни при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

– хроническая нехватка времени для осуществления заботы о детях; дети – дополнительная проблема жизни

– приходится применять физические наказания из­-за напряженно­-конфликтных отношений с детьми

 

5

4

3

2

1

Уровень социального здоровья семьи:

– атмосфера взаимной поддержки, доброжела­тельности, любви

– здоровый образ жизни без особой эмоцио­нальной окраски: без ссор и без большой привязанности, жизнь "по привычке"

– в семье нередки ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

– к сожалению, имеют место факты пьянства кого­-то из членов семьи, рукоприкладство

– кто­-то из членов семьи имеет вредные привычки (алкоголизм, наркомания), психически болен

 

5

4

3

2

1

Ценность детей в семье:

– дети – для нас главная ценность

– дети – равнозначная ценность наряду с супружеством

– дети дополняют наши супружеские отношения

– дети, скорее всего, элемент социального статуса: "как у всех, так положено"

– дети – проблема, доставляющая много до­полнительных забот, беспокойства

 

5

4

3

2

1

Отношения семьи с дошкольным учреждением:

– полная информированность о жизни ребенка в группе, ощущение полной взаимопомощи и взаимоподдержки

– обращение к педагогам за советами по воп­росам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских группо­вых встречах

– интерес к жизни ребенка в детском саду поддерживается одним из родителей (ма­терью) или бабушкой

– критическое отношение к педагогическим методам ДОУ, родительские собрания малоинтересны, посещение их не увлекает

– сознательное дистанцирование от контактов

 

5

4

3

 

2

 1

Благодарим за сотрудничество и искренность!

Определение уровня социального здоровья семьи

Подсчитайте общую сумму баллов по всем вопросам и сравните со следующими результатами:
– менее 21 балла – семья попадает в группу повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
– от 22 до 30 баллов – семья находится в пределах допустимой нормы;
– более 31 балла – семья социально благополучная (чем выше балл, тем устойчивее благополучие).

Приложение 5

Социально-педагогическая модель семьи _____________

(фамилия)

Общие сведения Состав и полнота семьи Тип родительской позиции Социально-педагогические установки родителей Социальный паспорт ребенка Примечания (традиции, потребности, интересы семьи)
Отец ___________(Ф. И. О.)
Образование ___________
Профессия ___________
Мать ___________(Ф. И. О.)
Образование ___________
Профессия ___________
      Хорошо ориентируется
в новой обстановке

Способен выбрать адекватный стиль поведения

Знает меру своих возможностей

 
Совместно проживающие члены семьи ___________
Жилищные условия ___________
Уровень материального дохода ___________
      Умеет попросить о помощи и оказать ее

Уважает желание других людей

Может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми

Умеет сдерживать себя, изъяснять о своих потребностях в приемлемой форме

Способен избежать нежелательного общения

Чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношений к нему окружающих

Управляет своим поведением и способами общения

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль