text

Бесплатный вебинар 13 ноября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Современные подходы к аттестации кадров детского сада

  • 15 июня 2009
  • 12130

Аттестация руководителя ДОУ, как известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств аттестуемых управленцев. Интервью с заместителем начальника ГОУ Городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы В.П. Шутовым.

Владимир Павлович, на какие основные моменты в ходе аттестации руководителей ДОУ Вы обращали внимание в прошедшем году?

В.П. Шутов: Аттестация руководителя ДОУ, как известно, проводится в целях определения уровня его профессиональной компетентности, стимулирования профессионализма, развития творческой инициативы и продуктивности труда. Данную процедуру можно считать периодической комплексной проверкой уровня компетентности, деловых, личностных качеств аттестуемых управленцев.

В 2008/09 уч. г. мы особое внимание обращали на уровень образования руководителей ДОУ. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях является приоритетной задачей. В настоящее время руководителей, имеющих высшее профессиональное образование, стало больше, примерно на 40%.

Появление в учреждении профессионального педагога положительно влияет на работу ДОУ. При этом нельзя пренебрегать опытом руководителей, которые не имеют специального высшего образования, но достойно выполняют свои обязанности. Вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов, не имеющих высшего профессионального образования, – задача номер один. На базе наших городских площадок – например, в Московском институте открытого образования – проводится большая работа по переподготовке и повышению   образования кадров.

Возникает необходимость серьезной работы по подбору и обучению будущих руководителей. Отмечу, что в идеале аттестация руководителя ДОУ должна проходить до вступления в должность и на конкурсной основе.

Соответствует ли существующая система аттестации педагогов ДОУ и руководящих работников ДОУ требованиям – доступность, качество и эффективность, – которые предъявляются к образованию в условиях его модернизации?

В.П. Шутов: Далеко не во всем. Необходимо добиться того, чтобы аттестация реально стимулировала педагогов к освоению продуктивных образовательных технологий, способствовала формированию соответствующих компетенций у руководителей образовательных учреждений. Качество образования, адекватное потребностям личности, социума и рынка труда, должно стать одним из важнейших показателей профессионализма и квалификации педагогического работника. Как это сделать? Мы говорим о создании региональной модели аттестации.

Необходимость создания региональной модели аттестации обусловлена двумя причинами. Во­первых, передачей финансирования расходов, в т. ч. заработной платы, на региональный уровень. Во­вторых, введением новой отраслевой системы оплаты труда, где разница в оплате труда работников рядом стоящих квалификационных категорий будет более значительной.

Аттестация должна обеспечивать баланс интересов различных субъектов как внутри образования, так и в широком социальном пространстве, но действующая модель аттестации и практика ее реализации не удовлетворяют интересы и потребности общества, государства, рынка труда, участников образовательного процесса. Аттестация призвана приводить к объективной оценке процесса и результатов образовательной и управленческой деятельности работников и их реальной дифференциации в оплате труда на этой основе, а также выступать для оцениваемых работников как сервис, услуга, в получении которой они жизненно заинтересованы. К сожалению, нередко педагоги рассматривают аттестацию как процедуру, унижающую их достоинство, ведущую к стрессам и перегрузке. Аттестация должна обеспечивать большую открытость образования и рост влияния профессиональных объединений и общественности, работать на получение общего системного эффекта модернизации образования, развиваться в комплексе с проводимыми изменениями. Действующая же модель аттестации, на наш взгляд, мало связана с приоритетами развития образования.

Что Вы предлагаете в качестве исходных стартовых установок для разработки региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров?

В.П. Шутов: Во­-первых, под моделью аттестации следует понимать конкретный эффективный подход к комплексной оценке кадров, базовый вариант аттестации. Речь идет не об идеальной, а о действующей модели, опирающейся на определенные концептуальные обоснования. Ее важнейшей, но не исчерпывающей особенностью является взаимосвязь уровня квалификации, качества образования и оплаты труда педагогических и руководящих работников.

Во-­вторых, разработка региональной модели аттестации педагогических и руководящих кадров не должна вести к нарушению принципа единства образовательного пространства страны и несовместимости подходов к данной процедуре в разных субъектах РФ.

В-третьих, действующая модель аттестации и регламентирующая ее нормативная и правовая база не отвергаются, а рассматриваются в комплексе с другими приоритетными линиями модернизации образования.

В-четвертых, при разработке модели необходимо обеспечить баланс между инвариантностью и вариативностью порядка и методов аттестации. 

Какие вопросы специалисты ГСЛиА рассматривают в настоящее время?

В.П. Шутов: В настоящее время мы работаем над внедрением в практику принятого в конце минувшего года Типового положения о дошкольном учреждении, реализующего программы для дошкольного образования.

Стоит упомянуть и о том, что на уровне правительства Москвы проделана огромная работа по организации семейных детских садов. Принято соответствующее распоряжение, подписанное мэром Москвы Юрием Лужковым. Так решается проблема катастрофической нехватки мест в детских садах столицы, с одной стороны, и вопрос трудоустройства многодетных мам – с другой стороны. В настоящее время и Департаментом образования Москвы, и ГСЛиА прорабатываются вопросы лицензирования этих новых структурных подразделений. Требуются уточнения по поводу получения заключений санитарно­эпидемиологического, государственного пожарного надзора, оформления имущественных отношений: ведь семейный детский сад может быть организован на базе квартиры, отнесенной в собственность или находящейся на условиях договора социального найма, и т. д. В ближайшее время выйдут методические рекомендации.

Многое сделано городом по введению в строй новых дошкольных учреж­дений, реконструкции старых учреждений и их модернизации. В тесном сотрудничестве с Департаментом образования Москвы мы постоянно прорабатываем эффективные механизмы лицензирования дополнительных площадей, чтобы в кратчайшие сроки ДОУ могли принять новых воспитанников.

Подготовила Л.В. Проноза

Источник: www.menobr.ru

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.