Технология подготовки и проведения дебатов

35924

Одной из организационных форм методической работы, обеспечивающей развитие творческой активности и личностных качеств педагогов, повышение их квалификации и профессионализма, являются дебаты. Авторы статьи считают целесообразным применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.

По мнению Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, имеющий целью тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. С.А. Пуйман, В.В. Чечет определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

С нашей точки зрения, дебаты – организационная форма проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и ком­муникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Это качество позволяет использовать дебаты как в процессе организации методической и экспериментальной работы непосредственно в ДОУ, так и в учреждениях повышения квалификации работников образования .

Как указывает Е.О. Галицких, отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности: жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Мы считаем, что наряду с данными характеристиками можно дополнительно выделить следующие: запрет на свободные высказывания, возможность заявить определенную точку зрения только один раз.

Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет:

  • вовлечь в диалог всех педагогов;
  • концентрировать внимание участ­ников и зрителей на содержании проблемы;
  • избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения, отступления от обсуждения главной проблемы ради второстепенной;
  • исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы с педагогами.

В основе дебатов, по мнению Е.О. Галицких, лежит спорный тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для дебатов могут выступать утверждения "Участие в разных формах методической работы обязательно для педагогов", "Педагогам необходимо проходить аттестацию", "Группы кратковременного пребывания детей должны быть в каждом детском саду". Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например, "Участие в разных формах методической работы не обязательно для педагогов", "Педагогам не нужно проходить аттестацию", "Группы кратковременного пребывания детей не должны быть в каждом детском саду". Мы считаем, что в качестве темы дебатов может выдвигаться не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения, например, "Собственная образовательная программа ДОУ: за и против", «Вариативная программа по экологическому образованию детей: "Юный эколог" С.Н. Николаевой или "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой» и др.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для педагогов.

Кроме того, следует обратить внимание на недопустимость очень широкой формулировки темы из-за невозможности ее раскрытия и обсуждения в коротких временных рамках. В приложении 1 представлены три примерные темы дебатов с вопросами для подготовки и списком литературы.

 Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Сложность дебатов как организационной формы методической работы заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе. Именно поэтому, а также в связи с большими психологическими и эмоциональными нагрузками как в процессе подготовки, так и при проведении дебатов нецелесообразно чрезмерно увлекаться данной формой работы. Мы считаем, что проводить дебаты следует не чаще 1–2 раз в год при условии заинтересованности педагогов как в самой проблеме, так и в форме проведения.

Правила организации дебатов

  • в дебатах участвуют все (часть педагогов принимает на себя роли спикеров, председателя, секретаря и экспертов и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
  • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм­аут длительностью до 2 мин;
  • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
  • эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:

  • знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • подбор, изучение и анализ основной литературы;
  • распределение ролей;
  • разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
  • разработка экспертами критериев оценки;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

В первую очередь заведующий или старший воспитатель знакомит педагогов с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами их организации.

Следующим шагом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. Руководитель ДОУ может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами педагоги. Для работы над формулировкой тезиса можно создать несколько групп, которые выберут тему методом "мозгового штурма". После определения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или по рейтингу) один по­нравившийся тезис для предстоящих дебатов.

После определения темы дебатов перед педагогами ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. По нашему мнению, возможны три варианта определения списка основной литературы:

  • подбор осуществляют непосредственно заведующий и старший воспитатель;
  • педагоги самостоятельно подбирают необходимые источники информации;
  • список формируется совместно руководителем ДОУ и педагогами.

В процессе изучения и анализа информации педагоги определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Вариантами работы с основной литературой могут выступать схемы, таблицы, алгоритмы, отражающие обе позиции.

Следующий важный этап – распределение ролей. Непосред­ственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по четыре человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые в последующем будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные педагоги играют роль зрителей.

После определения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наи­лучшей обоснованности своей позиции.

Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются 1–2 прилагательными. Например, "педагогический", "методический", "социальный", "психологический", "экономический", "кадровый" и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 3 до 6).

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективной, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты. Следует обратить внимание педагогов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые выдвигаются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое формулируется на основании всех предыдущих элементов.

К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех педагогов, которые не определились с позицией.

Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения.

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами.

Качество проделанной на подготовительном этапе работы проявляется в процессе проведения дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
  • справа от председателя – 4 человека команды "Утверждения" – "У" (защитники тезиса);
  • слева от председателя – 4 человека команды "Отрицания" – "О" (противники тезиса);
  • напротив председателя – эксперты;
  • в конце аудитории посередине – педагоги, не имеющие определенной точки зрения, – "зрители" (рис. 2).

Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую подобную форму.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса (рис. 3). Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты личности каждого. Мы считаем наиболее приемлемыми три формы презентации:

  • первый участник знакомит со всеми остальными;
  • каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;
  • последний участник может представить всех.

Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия распределяются следующим образом:

  • вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • третьи номера формулируют контраргументы и поддержки;
  • четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

Спикер должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 мин, вторых–четвертых – 3–4 мин, участники дебатов – по 2 мин. Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры. В приложении 2 более подробно отражены действия всех участников дебатов.

Примерные вопросы для обсуждения дебатов

  • Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?
  • Как вы оцениваете активность каждого из участников дебатов?
  • Чьи выступления вам понравились? Почему?
  • Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
  • Чьи вопросы вызвали "мыслительное затруднение"? Почему?
  • Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
  • Почему некоторые педагоги не принимали активного участия в дебатах?
  • Были ли отходы от основной темы, сужение темы? Почему?
  • Как вы оцениваете общую культуру участников? В чем она проявилась?
  • Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?
  • Как вы оцениваете свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.)?
  • Достигнута ли главная цель дебатов?

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одно умение, которое формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным.

Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на вопрос. Каждая команда имеет право получить не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.

В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии оценки и зафиксированы в соответствующих протоколах. В приложении 3 предложена примерная форма ведения записей экспертами.

При этом эксперты могут руководствоваться критериями, предложенными нами в приложении 4, или самостоятельно их разработать и в последующем обсуждать совместно с руководителем ДОУ.

После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Как показывает наш опыт проведения дебатов, данная форма и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными, одним из показателей чего является продолжение обсуждения проблемы за рамками семинара или педагогического совета.

Таким образом, мы рассмотрели сущность, особенности, про­цедуру организации и проведения дебатов как организационной формы методической работы в ДОУ и считаем, что данная форма позитивно влияет на перевод педагога из объектной позиции в субъектную, что является важным для профессионала.

 Приложение 1

Примерные темы дебатов

Таблица
Скачать в .pdf

Дебаты "Дошкольников необходимо знакомить с экономикой"

  • С какой целью нужно знакомить дошкольников с экономикой?
  • Какие проблемы появляются при ознакомлении дошкольников с экономикой?
  • Какие условия должны быть созданы в ДОУ для осуществления экономического образования детей?
  • Кто должен осуществлять экономическое воспитание детей: родители или педагоги детского сада?
  • Сформулируйте свое отношение к по­ставленной проблеме
  • Нарушева Г. Экономика и дошкольник. Актуально ли это? // Обруч. 1997. № 4.
  • Смоленцев А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2000.
  • Шатова А.Д. Дошкольник и… экономика: Программа. М., 1996.
  • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е.А. Курака. М.: ТЦ "Сфера", 2002

Дебаты "Игрушка является средством социализации дошкольников"

  • Какие функции выполняет игрушка?
  • Какие игрушки, по Вашему мнению, обеспечивают социализацию детей?
  • Каким образом игрушка способствует саморазвитию и самореализации ребенка?
  • Можно ли использовать в педагогической деятельности игрушки, не соответствующие всем психолого-педагогическим требованиям? Если нет, то что с ними делать, если дети приносят их в детский сад? Если да, то каким образом?
  • Определите свою точку зрения на заявленную проблему
  • Болмосова Ю.М. Роль любимой игрушки в адаптации к дошкольному образовательному учреждению детей раннего возраста [Эл. ресурс] / Ю.М. Болмосова, В.М. Холмогорова / Учебно-методический центр "Игра и игрушка" / Доступ в Интернет: http: www.mailto: toy_museum.ru
  • Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004. – 123 с.
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 "О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек" // Настольная книга заведующей детского сада / Автор-составитель Н.Ю. Честнова.
    Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 465–475.
  • Нестерова И.В. Влияние образной игрушки на характер игровой деятельности детей дошкольного возраста // Молодые ученые – московскому образованию. М.: МГОПУ, 2006.
  • Овечкин Е.Г. Игрушка как феномен культуры и средство духовного развития [Эл. ресурс] / Е.Г. Овечкин / Доступ в Интернет: http: www.pokrov.ru
  • Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии дошкольника // Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. С. 81–85

Дебаты «Вариативная программа по экологическому образованию детей: "Юный эколог" Николаевой С.Н. или "Наш дом – природа" Рыжовой Н.А.»

  • В чем вы видите цель экологического образования детей?
  • Какие условия должны быть созданы в ДОУ для осуществления экологического образования детей в соответствии с разными программами? Есть ли принципиальные различия? В чем они состоят?
  • Содержание образования какой программы в большей степени будет удовлетворять запросам родителей по экологиче­скому образования детей и подготовке их к поступлению в школы естественно-научной направленности?
  • Сформулируйте свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме
  • Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений. М.: Новая школа, 1993.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Рыжова Н.А. Наш дом – природа: Программа. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.
  • Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта работы. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

 

Приложение 2

Характеристика действий участников дебатов

Таблица
Скачать в .pdf

Участник

Время, мин

Действия

У1

5

Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды ("Мы считаем, что..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс своей команды "Утверждения"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса

О4 и зрители к У1

2

Задают вопросы У1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

О1

5

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды "Отрицания" ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем, что..." + антитезис)

У4 и зрители к О1

2

Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

У2

4

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса

О1 и зрители к У2

2

Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

О2

4

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса

У1 и зрители к О2

2

Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

У3 

4

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Не называет новых аргументов. Завершает четкой формулировкой тезиса

О2 и зрители к У3

2

Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддер­жек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

О3

4

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и поддержки. Не дает новых аргументов. Завершает четкой формулировкой антитезиса

У2 и зрители к О3

2

Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддер­жек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

У4

4

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме

О4

4

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам своего первого спикера и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места аргументации команды оппонентов и ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать большую логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме

Приложение 3

Протокол эксперта

Таблица
Скачать в .docx

Эксперт       (Ф.И.О.)

Тема

Дата

Состав утверждающей стороны:

У1

У2

У3

У4

Состав отрицающей стороны:

О1

О2

О3

О4

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

У1

О1

У2

О2

У3

О3

У4

О4

Итого:

Итого:

Лучший спикер:

Лучший спикер:

Приложение 4

Критерии балльной оценки действий спикеров

Таблица
Скачать в .docx

Критерий

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

Содержательность выступлений

Глубина

Полнота

Конкретность

Осознанность

Содержательность ответов на вопросы

Действенность

Оперативность

Гибкость

Структурированность

Системность

Логичность

Рациональность использования времени

Формулировка вопросов

Проблемность

Конкретность

Четкость

Культура общения

Выразительность речи

Лексическое богатство языка

Манера вежливого обращения к собеседникам

Умение уважительно отвечать им

Свободное владение материалом

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль