Формирование бюджета ДОУ на основе нормативов

14066

Нормативно­подушевое финансирование – один из основных финансово­-экономических механизмов модернизации системы образования. Использование норматива бюджетного финансирования (далее – НБФ) позволяет:

  • формировать бюджет образовательных учреждений;
  • определять объективные потребности в финансовых средствах и оптимизировать затраты;
  • обеспечивать прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков. 

Финансирование предоставленной образовательной услуги (а не учреждения) и зависимость объемов бюджетов от числа учащихся создают условия для оценки и стимулирования качества предоставляемого образования.

В настоящее время в соответствии с требованиями законов РФ от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.) и от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.) перед всеми регионами встала задача определения норматива на предоставление основных общеобразовательных программ. В то же время реализация нормативов при формировании бюджетов на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения является скорее исключением, чем правилом. Причин несколько. Регионы, в полномочия которых в соответствии с законодательством входит задача определения нормативных затрат на обеспечение государственных гарантий реализации образовательного процесса в общеобразовательных школах, должны самостоятельно разрабатывать и утверждать как саму величину норматива, так и порядок перехода на финансирование с использованием нормативов на муниципальном уровне. 

Муниципалитеты могут устанавливать нормативы только в рамках своих полномочий, поэтому по школам у них “связаны руки”, они вынуждены использовать нормативы, установленные субъектом РФ. В результате регионы встали перед необходимостью корректировки нормативов с помощью большого числа поправочных коэффициентов, без которых реализация принципа НБФ на муниципальном, а особенно на школьном уровне невозможна.

По дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) ситуация иная. Финансирование ДОУ – полномочие муниципального уровня, следовательно, и нормативы могут и должны устанавливаться муниципалитетом. Субъект может предложить методику расчета, что и сделано в некоторых регионах. Но принимать или не принимать такой порядок расчета, а также утверждать методику и сами нормативы – это может только муниципалитет.

Для успешной реализации нормативного принципа при финансировании учреждений образования на местном уровне необходимо создание целого пакета документов, регламентирующих такой переход. Причем документы должны разрабатываться в контакте с финансовыми департаментами, так как НБФ нацелено на объективное определение объемов финансовых потоков и повышение их прозрачности. В значительной мере введение НБФ является необходимым и неизбежным моментом при проведении реформирования регионального финансирования, политики децентрализации управления образовательной сферой, развития хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

Одним из таких документов является Методика определения нормативов финансовых затрат в ДОУ (авторы: Типенко Н.Г., Никитина Е.Н., Бочкарева Т.С., Лапушинская А.С.) (приложение). В методике используется тот же подход к нормативу как конституционно гарантированной услуге, который нами был разработан и широко применяется по общему образованию. 

Финансирование дошкольных учреждений на норматив сегодня менее распространен, по сравнению со школами. В то же время сделать это технически проще, так как здесь задействован только один уровень: муниципалитет и разрабатывает норматив, и финансирует из своего бюджета, вместо двух уровней в случае со школой, где субъект РФ разрабатывает норматив, а муниципалитет финансирует.

Приложение

Методика определения нормативов финансовых затрат в ДОУ

Настоящая методика позволяет формировать бюджет ДОУ на основе единого подхода к определению нормативов финансирования содержания, обучения и воспитания детей в ДОУ на одного воспитанника в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории области, обеспечивает прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков в сфере образования, создает стимулы к эффективному использованию бюджетных средств.

Методика разработана в соответствии:

  • с Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (с изм. и доп.);
  • Бюджетным кодексом РФ (с изм. и доп.);
  • Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.);
  • Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.);
  • постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677 “Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении” (с изм. и доп.);
  • Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли­сады, детские сады) (утв. постановлением Минтруда России от 21.04.93 № 88);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.03 № 24 “О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03”.

Определение подушевых нормативов финансовых затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ

1. В нормативные затраты на одного воспитанника (содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ) включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных ДОУ, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных дошкольных учреждений на обеспечение материальных затрат: расходы на приобретение услуг (связь, транспорт, пр.), увеличение стоимости материальных запасов (медикаменты, мягкий инвентарь) и прочие текущие услуги, кроме коммунальных расходов и расходов социального характера.

2. Норматив расходов на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника определяется на основе:

  • базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника;
  • нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административного, вспомогательного и обслуживающего персонала;
  • нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
  • расходов на обеспечение материальных затрат (расходы на приобретение услуг (связь, транспорт, пр.), увеличение стоимости материальных запасов (медикаменты, мягкий инвентарь) и прочие текущие расходы);
  • коэффициентов удорожания базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника;
  • норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства;
  • норм по питанию и мягкому инвентарю (письмо Минобразования России от 22.09.93 № 164-М, постановления Совмина СССР от 18.05.49 № 2004, от 12.04.84 № 317). Финансирование затрат на питание и мягкий инвентарь на ребенка определяется в абсолютной величине с учетом индекса­дефлятора, но не ниже уровня предыдущего года. 

3. Расчет базовых расходов на оплату педагогической услуги осуществляется на содержание, обучение и воспитание ребенка по возрастным группам (в возрасте до трех лет и в возрасте старше трех лет) в соответствии с реализуемыми программами воспитания и обучения (обычные группы, компенсирующие группы, группы ухода, присмотра и оздоровления), а также коэффициентов удорожания базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника, исходя из следующих показателей: 

  • количество воспитанников в группе; 
  • длительность пребывания детей в группе в течение дня, 5¬дневная рабочая неделя;
  • ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников;
  • нагрузка воспитателей (36 ч в неделю) и помощников воспитателей (40 ч в неделю);
  • доплаты за особые условия труда (в ночные часы в группах с 24¬часовым пребыванием);
  • доплаты за работу с детьми-сиротами и лицами, имеющими отклонения в развитии (группы ухода, присмотра и оздоровления).

4. Доля расходов на оплату труда административного, вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается от общего фонда оплаты труда (далее – ФОТ) учреждения: для городской местности – 55%, для сельской местности – 45%. 

5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому образовательному учреждению.

6. Нормативы финансовых затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника для каждого городского округа и муниципального района исчисляются по формуле:

Rsni = Зsni + Pмат, 

где
Зsni – расходы по заработной плате в i¬том муниципальном образовании на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника по видам групп (s) и по возрастам воспитанников (n);
Pмат – расходы на обеспечение материальных затрат в расчете на одного воспитанника.

7. Зsni определяется по формуле:
(  (Дневные часы + Ночные часы х w) х Дни работы ДОУ в неделю
  Ставка
  по РТСвосп +

 Недельная нагрузка на воспитателя 
  
 Наполняемость группы
 

+
 (Дневные часы + Ночные часы  w)  Дни работы ДОУ в неделю
  Ставка
  по РТСпомощ ) 

 Недельная нагрузка на помощника воспитателя 
  
 Наполняемость группы
 

х 12 месяцев х 1,262 х 1,02 х 1,33 х b х a х k,
где Дневные часы – часы пребывания детей в ДОУ в дневное время (4 ч для групп с кратковременным пребыванием, 9 ч для обычных групп, 16 ч для групп с 24¬часовым пребыванием); 
Ночные часы – часы пребывания детей в ДОУ с 10 ч вечера до 6 ч утра;
w – коэффициент надбавок за работу в ночное время (35%);
Дни работы ДОУ в неделю – 5¬дневная рабочая неделя;
Недельная нагрузка на воспитателя – число часов на ставку заработной платы в неделю: 36 ч;
Ставка по РТСвосп – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по РТС для воспитателей (13¬й разряд для городских образовательных учреждений);
Ставка по РТСпомощ – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по РТС для помощников воспитателей (4¬й разряд);
Наполняемость группы – нормативная наполняемость группы (в соответствии с табл. 1);
Недельная нагрузка на помощника воспитателя – число часов на ставку заработной платы в неделю: 40 ч;
12 месяцев – количество месяцев в году;
1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 – коэффициент надбавок из тарифного фонда (коэффициент увеличения ФОТ, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т. п.);
1,33 – коэффициент надбавок и доплат из надтарифного фонда;
b – коэффициент увеличения ФОТ на административный, вспомогательный и обслуживающий персонал (в городских учреждениях – 2, в сельских учреждениях – 1,82);
а – коэффициент удорожания для сельской местности (25%);
k – коэффициенты удорожания по видам групп, представленные в табл. 2.

8. Расходы на обеспечение материальных затрат (Рмат) определяются на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.

9. В соответствии с постановлением Конституционного Суда* в рамках исполнения ст. 153 Закона от 22.08.04 № 122¬ФЗ органы местного самоуправления обязаны сохранить сложившиеся по состоянию на 31.12.04 пропорции в распределении расходов на содержание детей в муниципальных ДОУ между родителями и муниципальными образованиями, определенные федеральными нормами, действовавшими до 1 января 2005 года. 

Нормативные расходы на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ за счет средств бюджета не могут составлять менее 80% общих нормативных затрат. Родительская плата в ДОУ не может превышать 20% всех нормативных затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль