Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ

  • 23 апреля 2019
  • 19322

Период дошкольного детства, являющийся порой невероятных открытий, связан с высокой нагрузкой на внутренние органы и повышенным риском травматизма, что обусловлено возрастным фактором. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, как обеспечить сохранение здоровья и жизни малышей во время пребывания в дошкольной образовательной организации, что требует рассмотрения темы на нормативном, организационном и практическом уровнях. Действующие правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ предусматривает реализацию комплекса экстренных мероприятий в случаях выявления следующих состояний:

  • остановка дыхания;
  • обильное наружное кровотечение;
  • замутненность или отсутствие сознания;
  • попадание в верхние дыхательные пути инородных предметов;
  • травмы разной степени интенсивности;
  • тепловые удары, ожоги, обморожения и другие признаки воздействия на организм экстремально низких или высоких температур;
  • отравления.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации экспертов по реализации комплекса медицинского обслуживания в детских садах читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель, чтобы не превысить своих полномочий?

 (перечень компетенций)

В каких случаях заведующий обязан незамедлительно вызвать ребенку скорую?

 (полномочия сотрудников)

Правила оказания первой медицинской помощи в ДОУ

Вопрос сохранения здоровья и жизни детей дошкольного возраста в стенах образовательной организации требует детального рассмотрения с юридической точки зрения. Важно понимать, что в соответствии с актуальными законодательными правилами оказание первой медицинской помощи в ДОУ является комплексом мер, реализуемым на месте происшествия внезапно заболевшему или пострадавшему ребенку до прибытия медиков. В соответствии с постановлениями Минобрнауки России, обязанности по оказанию первой помощи возлагаются исключительно на лиц, получивших подготовку по направлению, первоочередно — на следующие группы сотрудников:

  1. Медицинские работники детского сада (медсестра, педиатр).
  2. Частные охранники (Приказ Минобрнауки России № 430 от 26.04.2010 г.).
  3. Водители транспортных средств (Приказы Минобрнауки России № 1408 от 26.12.2013 г. и № 866 от 18.08.2010 г.).
  4. Инструкторы по физической культуре.

При условии отсутствия данных групп работников реализовать комплекс неотложных мер для улучшения состояния и спасения жизни воспитанника может воспитатель, имеющий соответствующие навыки. В то же время с целью защиты интересов граждан утверждена ст. 125 Уголовного Кодекса РФ, налагающая ответственность за оставление в опасности лица, лишенного возможности принять меры по самосохранению в связи с беспомощностью или малолетством. Таким образом, принципы оказания первой медицинской помощи детям в ДОУ целесообразно усвоить всем работникам без исключения для реализации активной гражданской позиции и во избежание возникновения рисковых ситуаций.

Наименование комплекса экстренных мер Первая помощь Медицинская помощь
Кто реализует? Лица, имеющие соответствующую подготовку и навыки, а также обязанные оказывать экстренную помощь в соответствии с действующим законодательством. Профессиональные медики, получившие соответствующее образования в профильных медучреждениях, имеющие право на осуществление реанимационных мероприятий в рамках действующего законодательства.
Где? На месте происшествия. По прибытию на место происшествия (бригада скорой помощи), амбулаторно, в стационаре или реанимационных отделениях.
Когда? При наступлении состояний, угрожающих жизни (травмах, ожогах, отравлениях, острых обострениях хронических заболеваний), до прибытия работников медицинских служб.  При резком ухудшении самочувствия, сопровождающегося или не сопровождающегося наступлением угрозы для жизни пациента.
Нормативное обеспечение ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Формами оказания первой медицинской помощи дошкольникам признаны:

  • экстренная, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья при внезапном развитии острых состояний, обострении хронических патологий, представляющих угрозу для жизни ребенка;
  • неотложная — медицинская помощь, оказываемая в случаях ухудшения самочувствия, не несущих угрозу для жизни дошкольника.

Уточните важную информацию по теме в справочной Системе «Образование»
Характеристика методиста ДОУ

Отвечает Анна Макарова, доцент кафедры гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, ответственный секретарь профильной комиссии Минздрава России по гигиене детей и подростков, к. м. н.

В соответствии с нормами действующего законодательства скорая медицинская, в том числе специализированная помощь, оказывается населению службами государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно. Первая медицинская помощь может оказываться по месту приезда бригады скорой помощи. При невозможности обеспечения нормализации состояния вне стационара по решению специалистов осуществляется медицинская эвакуация пострадавшего — транспортировка в спецтранспорте, оборудованном базовым оборудованием для спасения жизни. Руководителю дошкольной организации целесообразно включить в локальные акты инструкции по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ в различных ситуациях: при наличии на рабочем месте медицинского сотрудника, в случае его отсутствия, а также при проведении медицинской эвакуации дошкольника.

Правила оказания первой медицинской помощи детям в детском саду

Одной из ключевых обязанностей дошкольной образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, что предусматривает создание безопасных условий пребывания в детском саду и обеспечение неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций. То, насколько оперативно и качественно оказывается первая медицинская помощь в ДОУ, зависит от действий руководителя, который обязан обеспечить присутствие медсестры, а также в рамках обучающих занятий по охране труда разъяснить воспитателям порядок действий при травматизме или резком ухудшении самочувствия детей. Педработникам важно понимать, что в случае возникновения сомнений на возможность самостоятельной стабилизации состояния малыша целесообразно вызывать бригаду скорой помощи.

Действия педагога при несчастных случаях, травмах и появлении симптоматики, вызывающей опасения, зависят от возможности экстренного вызова медицинской сестры. В современной дошкольной практике нередки случаи, когда медсестра работает по совместительству в детских садах, а потому ее может не оказаться на месте, что обуславливает необходимость оказания медцпомощи воспитателями при наличии соответствующей подготовки. Если медицинский работник находится в стенах ДОУ, именно он должен реализовать комплекс первичной доврачебной медико-санитарной помощи. Следует не забывать, что медсестра не имеет необходимой компетенции и оборудования для нейтрализации сложных состояний, но сотрудник с профильным образованием после проведения осмотра может принять взвешенное решение о необходимости вызова скорой.

Что касается воспитателей, прошедших обучение первой медицинской помощи в ДОУ, то их главной задачей является выявление состояний, несущих угрозу для жизни.

Признаки угрозы жизни и порядок оказания первой медицинской помощи

Признаки угрозы жизни Клиническая картина Порядок экстренных мер по оказанию доврачебной помощи
Спутано сознание. Воспитанник лежит неподвижно, не реагирует на обращения, вопросы, легкое тормошение. 

Проверка признаков дыхания.

При наличии дыхания телу ребенка следует придать устойчивое положение на боку, при отсутствии — начать комплекс реанимационных мероприятий.

Нарушено дыхание.

Наиболее опасное состояние — нарушение дыхания при отсутствии сознания. Чтобы проверить, дышит ли ребенок, необходимо запрокинуть его голову, внимательно отслеживая характерные дыхательные движения и сопровождающие их звуки.

Для подтверждения подозрений можно поднести к дыхательным путям пострадавшего зеркало или другой предмет с гладкой поверхностью, на которой можно увидеть следы запотевания.

  1. Проверить дыхательные пути на предмет наличия инородных предметов. На факт закупорки носоглотки указывает быстрое изменение цвета лица ребенка (становится красно-синим), повторение непроизвольных хватательных движений в области горла. Чтобы помочь воспитаннику откашляться, следует выполнить прием Геймлиха.
  2. Если верхние дыхательные пути чисты, а дыхание отсутствует, до прибытия скорой помощи необходимо выполнять реанимационные мероприятия: поочередно надавливать на грудную клетку и делать искусственное дыхание «рот в рот».
Подозрение на отравление.

Симптоматика отравления во многом определяется путями, через которые токсичное вещество поступило в организм (через пищеварительный тракт, легкие, кожу, оболочки глаз).

Характерными чертами данного патологического состояния являются внезапная вялость, холодный пот, озноб, судороги, сильное головокружение, дезориентация в пространстве, слюно- или слезотечение, покраснения кожных покровов, угнетение дыхательной функции, помутнение сознания.

  1. При фиксации факта контакта ребенка с токсичными веществами (ядовитыми растениями, химикатами, составами неизвестного происхождения) необходимо промыть слизистые и кожные покровы, вынести пострадавшего на свежий воздух.
  2. При выявлении симптомов пищевого отравления оказания первой медицинской помощи дошкольникам сводится к вызову искусственной рвоты и постоянному контролю состояния до приезда родителей или бригады скорой.
Травмы и ранения.

При незначительном травматизме, характеризующемся незначительной площадью повреждения, можно обойтись оказанием медицинской помощи в стенах ДОУ с обязательным информированием родителей.

Если ребенок упал с высоты, и полученные ранения сопровождаются кровотечением, рвотой, наблюдаются обширные гематомы, необходимо проведение медицинской эвакуации. 

  1. Первоочередно пострадавшему следует обеспечить покой, при необходимости — зафиксировать поврежденные конечности.
  2. Для остановки кровотечения используют эластичные бинты и средства из аптечки, для уменьшения размера гематомы и снятия отечности — пузыри со льдом.
Ожоги. Характерная клиническая картина — покраснение и сильный отек кожи, появление пузырей с прозрачным или кровянистым содержимым, обугливание мягких тканей. 
  1. В случае получения ребенком термического ожога необходимо охладить пораженный участок; если повреждения значительные — вызвать скорую.
  2. При химическом ожоге агрессивное вещество следует длительно смывать проточной водой.
Кровотечения.  Особенно опасны наружные кровотечения, требующие немедленной остановки. Их легко обнаружить при проведении полного осмотра по характерным пятнам или расплывающейся луже. 
  1. Остановка обильного кровотечения производится посредством прямого давления на рану. Чтобы закрепить результат, необходимо зафиксировать пальцем поврежденную артерию, немедленно наложить давящую повязку и зафиксировать конечность в суставе.
  2. Допускается использование кровеостанавливающего жгута с постоянным контролем состояния и его периодическим ослаблением.

Правилами оказания первой медицинской помощи в ДОУ для воспитателей должен быть установлен различный регламент действий для ситуаций, когда существует или отсутствует угроза жизни ребенка. Если в ходе оценки состояния дошкольника удалось установить, что состояние не является критичным, целесообразно действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Экстренно проинформировать родителей о случившемся, кратко, но емко описав ситуацию. Попросить одного из родителей приехать для принятия решения о медицинском вмешательстве.
  2. До приезда родителей следует тщательно наблюдать за состоянием воспитанника, при необходимости облегчая его состояние посредством нерисковых действий (фиксация положения тела, наложение повязки или компресса).
  3. По прибытию родителей описать возникшую ситуацию, предложить действия на выбор: ничего не предпринимать, вызывать скорую помощь или забрать ребенка домой. Если представители семьи принимают решение забрать малыша, с них необходимо взять расписку о делегировании ответственности за самочувствие и жизнь дошкольника.
  4. В случае, если у родителей нет возможности экстренно приехать в детский сад, следует вызывать скорую помощь, как можно более подробно рассказав о состоянии воспитанника. У сотрудника службы можно уточнить, необходимо ли реализовывать какие-либо мероприятия до приезда бригады врачей.

Особо значимым является алгоритм оказания первой медицинской помощи дошкольнику в случае выявления состояний, несущих угрозу для жизни. Воспитатель должен действовать следующим образом:

  1. Обеспечить безопасные условия для проведения доврачебных медико-санитарных мероприятий. Необходимо убедиться, что ни воспитаннику, ни педагогу ничего не угрожает.
  2. Оценить состояние ребенка. Следует быстро выяснить, что произошло, чтобы определить тревожные симптомы и по возможности устранить их. Важно проверить признаки угрозы жизни по состоянию сознания, дыхания и кровообращения, наличию травм и признаков гематом.
  3. Вызвать скорую помощь. Чтобы обосновать срочность вызова, необходимо быстро и точно описать состояние малыша и уточнить целесообразность комплекса реализуемых медицинских мер.
  4. Оказать первую помощь при отсутствии в детском саду медсестры и наличия соответствующих навыков.
  5. Связаться с родителями. Маме или папе необходимо сообщить о происшествии и напомнить, что медицинское вмешательство несовершеннолетним не может проводится без согласия родителей и в их отсутствие, что регламентировано нормами действующего законодательства (ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
  6. Передать воспитанника бригаде скорой, сообщив всю необходимую информацию. Обязательно стоит уточнить место госпитализации и тот факт, что состояние ребенка известно родителям. Сопровождение дошкольника в медучреждение не входит в список должностных обязанностей воспитателей, если иное не предусмотрено локальными документами (для заботы о малыше достаточно врачей).
  7. Еще раз связаться с родителями, передав данные о будущем месте госпитализации и информацию, полученную от врачей.
Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Правила оказания первой помощи пострадавшим»

Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ Оказание первой медицинской помощи детям в ДОУ

При реализации комплекса первой медицинской помощи в ДОУ воспитателям важно помнить о необходимости постоянно следить за показателями дыхания и кровообращения ребенка, наличием сознания. В рамках экстренной доврачебной поддержки допускается проведение сердечно-легочной реанимации, остановка кровотечения, поддержание жизненных функций. Педагоги вправе использовать средства, представленные в аптечке скорой помощи, но не лекарственные средства, в том числе таблетки, мази, дезинфицирующие препараты, ввиду высокого риска возникновения аллергических реакций или ухудшения состояния.

В то же время функциями выездной бригады скорой помощи, реализующей медицинскую поддержку пострадавшего на месте, являются:

  • осуществление незамедлительного выезда на место вызова;
  • оказание помощи, основанной на стандартах, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;
  • осуществление эвакуации пациента (если есть показания);
  • передача пациента и его документации врачу приемного отделения с отметкой в карте вызова времени и даты поступления, фамилии и подписи того, кто принял пациента.

В случае, когда пациент находится в состоянии, которое требует специальных методов и технологий, выездная бригада связывается со дополнительной специализированной бригадой (при их наличии на обслуживаемой территории).

Алгоритм оказания первой помощи в ДОУ

Взаимодействие педагогов и медицинских работников в детском саду

Анализ действия сотрудников дошкольных образовательных организаций в случае ухудшения состояния здоровья воспитанников показывает, что во многом эффективность оказания первой медицинской помощи в ДОУ зависит от слаженности взаимодействия воспитателей и медсестры. Порой у педработников и руководящего состава складывается ошибочное мнение, что любая проблема, связанная со здоровьем дошкольников, находится в зоне ответственности медработников, но это не так.

Ответственность дошкольной образовательной организации по сохранению здоровья детей дошкольного возраста включает:

1. Обучение персонала порядку действий в случае детского травматизма или резкого ухудшения самочувствия, способам оказания доврачебной помощи. Непосредственно обучающие занятия проводят представители медучреждения, но организация данных практик возлагается на руководителя ДОУ.

2. Оснащение детского сада аптечками, наглядными инструкциями и плакатами по оказанию первой помощи. Приказом № 822н предусмотрено оснащение блока, расположенного в образовательной организации, оборудованием и медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи в ДОУ до момента приезда скорой. В частности, в детском саду должны быть:

  • травматологическая укладка;
  • посиндромные укладки (противошоковая, при анафилактическом шоке и т. п.);
  • желудочные зонды разных размеров;
  • комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»;
  • аппарат для искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу);
  • необходимые лекарства и перевязочные материалы.

3. Содействие медсестре в медицинском обслуживании дошкольников, в частности вызов скорой помощи, информирование родителей об инциденте, заполнение медицинской документации.

В программу курсов по оказанию первой медицинской помощи в ДОУ обязательно следует включить рассмотрение случаев из дошкольной образовательной практики, иллюстрирующих примеры возникновения дополнительных рисков здоровья дошкольника по вине взрослых. К распространенным ошибкам, которые могут быть расценены как служебная халатность, относят сознательный отказ от вызова скорой в отсутствие медиков в организации, попытки самостоятельно оценивать тяжесть состояния заболевшего или степень полученного увечья (даже при легких признаках недомогания необходимо обращения к участковому врачу), использование медикаментозных средств, не входящих в состав аптечки, невыполнение функции информирования медработника ДОУ о случаях детских недомоганий, произошедших в его отсутствие. Также воспитатели должны систематически проводить разъяснительную работу с родителями, разъясняя уровень ответственности представителей семей и детского сада, ведь только при условии консолидации усилий можно создать в дошкольной образовательной организации безопасную для здоровья среду.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.