Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

1610
Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

Инклюзивное обучение в качестве отдельной педагогической системы, которая соединяет специальное и общее образова­ние для детей с дефек­тами развития, было предложено Л.С. Вы­готским в 1930-е гг. Сегодня процесс инклюзивного образования только формируется. Впрочем, нельзя сказать, что это мешает ему быть одной из передовых тенденций совре­менного образования. Так, целью инклюзивного образования считается внесение планомерных изменений в систему образоания посредством сближения двух ее подси­стем - общей и специальной.

Сопоставление процесса инклюзивного образования с процессом интеграции

Инклюзивное образование (включенное образование, совместное обучение) представляет собой процесс обучения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья (далее - ОВЗ), который производится в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Здесь подразумевается широкий процесс интегра­ции с одинаковой доступностью образования всех детей.

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия» (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия»

Интеграция Инклюзия
1. Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ 1. Внимание направлено на всех детей детского сада, школы, вуза и т.д.
2. Необходимое требование - изменение субъекта (ребенок с проблемами в развитии) 2. Изменяются детские сады, школы, вузы
3. Преимущество от этого процесса получают только дети с ОВЗ 3. Преимущество получают все дети
4. Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка 4. Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса, педагога вуза
5. Возможно использование специальных методов обучения и терапия 5. Качественное обучение и воспитание всех детей
6. Ассимиляция 6. Трансформация

Проанализировав эти таблицы, можно сделать следующий вывод: при интегративном подходе дети с ОВЗ адаптируются к систе­ме образования, остающейся при этом неизменной, а в процессе инклюзивного образования система подвергается циклу преоб­разований и приобретает шанс адаптироваться к особым потребностям детей.

Таблица 2

Организация системы образования при интеграции и инклюзии*

Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

Основы и принципы процесса инклюзивного образования

Инклюзивное образование в детском саду подразумевает право ребенка и взрос­лого (вне зависимости от полового, возрастного, этнического фактора и способностей, наличия или отсутствия дефектов развития), принимать участие в жизни социума.

Плюсы процесса инклюзивного образования:

  • реализация особенных условий воспитания и обучения, формируемых для детей с ОВЗ;
  • формирование адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям детей;
  • образовательный процесс, происходящий в условиях общей школы;
  • работа с детским, педагогическим и родительским коллективами по принятию детей с ОВЗ и последующее создание подходящих условий для обучения и воспитания;
  • реализация в социуме навыков толерантности.

У процесса инклюзивного образования могут быть и минусы, в зависимости от каждого конкретного случая. Однако с учетом того, что инклюзивное образование способствует улучшению качества жиз­ни детей и взрослых с дефектами развития, минусы у него встречаются редко.

Кроме того, нужно понимать и определенные ключевые принципы инклюзивного об­разования. Поскольку здесь, как и в любом другом процессе, важно не «импортировать» систему в социум, а реализовывать собствен­ные идеи на основе базовых принципов.


Ключевые принципы инклюзивного образования

  1. Дети обучаются в детском саду или школе, которые находятся рядом с домом.
  2. Раннее вмешательство осуществляется по принципу инклюзии и является подготовкой к интегративному детскому саду, школе.
  3. Методы программы разработаны таким образом, что улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но остальных обучающихся.
  4. Дети участвуют в мероприятиях, в процессе которых группа, класс и образовательная среда являются инклюзивными.
  5. Обучение на индивидуальной основе поддерживается работой педагогов, родителей совместным путем.
  6. Инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию по отношению к детям и поддерживает детей с ОВЗ, когда они желают стать равноправным членом своих сообществ и социума в целом.


Надо сказать еще и то, что современный процесс инклюзивного образования начал обретать популярность в связи с вступлением в силу некой «социальной» модели, которая пришла на смену «медицинской» (базовый принцип -  определение инвалидности как нарушения здоро­вья, что влечет за собой ограничение поддержки людей с инвалидностью социаль­ной защитой). Новая модель декларирует следующие принципы:

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности - это существующие в обществе физические и органи­зационные барьеры, стереотипы и предрассудки.

Одним словом, социальная модель не делает ребенка с инвалидностью «носителем проблемы», который требует специального обучения и вос­питания. Более того, проблемы и барьеры в обучении у таких детей, как правило, создаются непосредственно обществом и несовершенством общественной системы образования, так как она не соответствует потребностям детей в условиях обычных детского сада и школы.

Междисциплинарное взаимодействие - условие успешного процесса инклюзивного образования

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с ОВЗ в образова­тельный процесс и реализации социального подхода требуются из­менения самой системы образования.

На сегодняшний день процесс инклюзивного образования принципиально невоз­можен, если отсутствует организация междисциплинарного взаимодействия всех специалистов, а это является основным принципом формирования инклюзивной образовательной среды. Командное взаимодействие определяется как межпрофессиональное сотрудничество, которое направлено на выработку и ре­ализацию общей стратегии развития ребенка, имеющего дефекты в развитии, и поддержку его семьи.

В число параметров эффективности взаи­модействия на междисциплинарном уровне входят:

  • контроль навыков и уровня развития дошкольника, его ресурсных способностей;
  • решение задач адаптации и социализации в порядке приоритета;
  • контроль межличностных отношений, затрагивающих субъекты инклюзивной среды;
  • грамотная последовательность «подключения» к работе с дошкольником «нужно­го специалиста в нужный момент»;
  • помощь родителей в социализации и адаптации ребенка, партнерское взаимодействие со специалистами.


Целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса


Отметим, что целью междисципли­нарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в об­ласти организации и сопровождения процесса ин­клюзивного образования. Каковы же условия эффективного решения междисциплинар­ного взаимодействия? Перечислим.

Создание единой инклюзивной образовательной траектории - от детского сада до школы. Условия успешного решения этой за­дачи:

  • понимание этапов и закономерностей развития каждого уровня образования (в разном возрасте);
  • понимание психологических и педагогических задач, касающихся каждого возраста;
  • контроль специфики психического развития особых детей;
  • понимание клинических проявлений развития и методов медикаментозной помощи;
  • контроль образовательных задач внутри всех ступеней образования;
  • понимание этапов и закономерностей взаимодействия в детском коллективе в различном возрасте.

Последовательное «погружение» образовательной организации в формирование пространства для реализации процесса инклюзивного образования. Успешность междис­циплинарного сопровождения будет определяться:

  • проведением различного рода тренингов, в т. ч. командообразования; группо­вых дискуссий; индивидуальных консультаций и т. д.;
  • работой в профессиональных мастерских; группах взаимной поддержки, супервизорских группах и т. д.

Содержание процесса инклюзивного образования. Успешность действий междисциплинарного сопровождения будет опреде­ляться:

  • созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержа­тельное поле» инклюзии;
  • адекватной в отношении особенностей развития ребенка образовательной среды и комплектации детских групп и классов;
  • разработкой оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенку;
  • разумной модификацией образовательных программ, построением адекват­ной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программ­ного материала;
  • методической поддержкой и повышением квалификации педагогов, других специалистов для деятельности в условиях единой междисциплинарной ко­манды;
  • психологической работой с родителями и их ожиданиями.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль