Исследование детских межличностных отношений

33106

Для того чтобы узнать, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий, психологи традиционно используют социометрию для дошкольников. С тремя наиболее распространенными вариантами социометрического исследования и особенностями их проведения в ДОУ знакомит автор данной статьи. 

Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений воспитанников.

Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный:

  • они дружат
  • ябедничают
  • ссорятся
  • мирятся
  • обижаются
  • ревнуют.

Все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Условия для использования диагностических методик

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии.

Использование диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий:

  • методики должны использоваться в комплексе (не менее трех­четырех), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Использование методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или специально созданных проблемных ситуациях (к примеру, как себя дошколята поведут при самостоятельном распределении коробки конфет);
  • диагностику лучше проводить в помещении, где ничто не отвлекает от решения предложенной задачи (например, в игровой или комнате для проведения подготовительных занятий к школе); присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений;
  • все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между дошкольником и взрослым;
  • диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы, при этом недопустимы какие­либо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения;
  • результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются малышу и его родителям.

Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого воспитанники начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие – менее. Степень популярности воспитанника в коллективе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Цели применения социометрических исследований

Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг, товарищ и “metrum” – измерение, мера. Социометрия для дошкольников позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.

Целями применения социометрической процедуры являются:

  • nизмерение степени сплоченности/­разобщенности в коллективе;
  • nвыявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;
  • nобнаружение внутригрупповых “союзов”.

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию для дошкольников проводить в коллективе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс обработки полученных данных.

Особенности социометрических исследований в ДОУ

При классической процедуре социометрии участнику исследования предлагается письменно ответить на социометрические вопросы (к примеру, “С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?” и “С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?”).

Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта.

  1. В силу недостаточной сформированности у дошкольников навыков письма, ответ на социометрический вопрос дается ими устно.
  2. Процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет, во­первых, заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и, во­вторых, завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическим методом является тот факт, что тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, например, сидеть рядом с ним за одной партой. Следует подчеркнуть, что в ходе социометрического исследования у малышей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с другими сверстниками.

Это связно с тем, что как дошкольники, так и школьники не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа “Кто ваши лучшие друзья?”, “Кто больше всех нравится?” часто не достигают цели. Кроме того, дошкольник может не осознавать своего отношения к сверстнику.

Так как малыши неохотно выполняют требования незнакомого, социометрическое исследование должен проводить человек, который вызывает у них доверие, к которому они привыкли. Как правило, социометрия проводится вдвоем: педагогом­психологом, которому отводится ведущая роль, и воспитателем, который помогает организовывать и проводить исследование.

Методика “Два домика”

Для проведения методики “Два домика” необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

В процессе исследования педагог­психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагог­психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в детском коллективе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования (табл. 1).

Таблица 1

Образец социоматрицы

Приложение
Скачать в .docx


п/п

 

Кто

выбирает

Кого выбирают

 

Сделанные выборы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

”+”

 

”­”

 

1

 

Гордеев Виктор

 

 

(+)

 

 +

 

 

(+)

 

[­]

 

 

­

 

 

 

3

 

2

 

2

 

Дмитриева Юля

 

(+)

 

 

 

(+)

 

­

 

 

 

[­]

 

 

(+)

 

3

 

2

 

3

 

Зайцева Лиза

 

 

 +

 

 

 

 

[­]

 

 +

 

 

 

 

2

 

1

 

4

 

Иванов Илья

 

 

(+)

 

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 

2

 

­

 

5

 

Кузин Андрей

 

(+)

 

 

 

 

 

 

(+)

 

 +

 

 

[­]

 

3

 

1

 

6

 

Кузнецова Таня

 

[­]

 

 

[­]

 

 

 

 

 

(+)

 

 

 

1

 

2

 

7

 

Петрова Катя

 

 

 +

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 +

 

 

3

 

­

 

8

 

Попов Сергей

 

 

[­]

 

 

 

 

(+)

 

 

 

 

 

1

 

1

 

9

 

Романов Егор

 

 +

 

 +

 

 

(+)

 

 

 

 

­

 

 

 

3

 

1

 

10

 

Смирнов Петр

 

 

(+)

 

 

 

[­]

 

 

 +

 

 

 

 

2

 

1

 

Полученные

выборы

”+”

 

3

 

6

 

1

 

2

 

2

 

1

 

3

 

2

 

2

 

1

 

 

”­”

 

1

 

1

 

1

 

­

 

2

 

2

 

­

 

3

 

­

 

1

 

Взаимовыборы

 

”+”

 

2

 

3

 

­

 

2

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

”­”

 

1

 

1

 

1

 

­

 

1

 

2

 

­

 

1

 

­

 

1

 

 Условные обозначения:

+ положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

() – положительный взаимовыбор

[ ] – отрицательный взаимовыбор

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  2. “Предпочитаемые” – воспитаннки, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  3. “Пренебрегаемые” – дошкольники, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.
Чтобы определить статус в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.),которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение социометрических статусов в группе

Приложение
Скачать в .docx

Фамилия,
имя ребенка

 

Количество
положительных выборов

 

Количество
отрицательных
выборов

 

Социометрический статус
в группе

 

Дмитриева Юля

 

6

 

1

 

”Звезда”

 

Петрова Катя

 

3

 

 

“Предпочитаемые”

 

Гордеев Виктор

 

3

 

1

 

Иванов Илья

 

2

 

 

Романов Егор

 

2

 

 

Кузин Андрей

 

2

 

2

 

Попов Сергей

 

2

 

3

 

Смирнов Петр

 

1

 

1

 

“Пренебрегаемые”

 

Зайцева Лиза

 

1

 

1

 

Кузнецова Таня

 

1

 

2

 

 

 

 

 

“Изолированные”

 

 

 

 

 

“Отвергаемые”

 

 

 

Важно отметить, что данные третьего столбца таблицы используются только для определения участников исследования с двумя последними социометрическими статусами (в нашем примере таковых не оказалось).

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). На фоне этого позже возникают эмоциональные нарушения у дошкольников.

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дошкольники: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы : низкий, средний или высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше ребят с первой и второй статусной категорией. Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Приложение
Скачать в .docx

Коэфф. сплоченности (к.с.)

 

=

 

Сумма положит. взаимовыборов

 

X 100%.

 

Сумма положит. выборов

 

 

В нашем примере к.с.

 

=

 

2 + 3 + 0 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1

 

X 100%

 

14

 

100%.

 

3 + 6 + 1 + 2 + 2 + 1 + 3 + 2 + 2 + 1

 

23

 

 Коэффициент сплоченности = 60%.

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в группе воспитанников связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе.

Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 

Чтобы выявить внутригрупповые союзы, педагогу­психологу необходимо нарисовать специальную схему – социограмму, отражающую целостную картину взаимоотношений в коллективе. Социограмма может быть представлена по­разному, но чаще всего используются вариант “мишень”.

В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки – кругами.

В соответствии с занимаемым статусом дошкольников распределяют по следующим областям социограммы:

  • nцентральный круг занимают “популярные”, “звезды”;
  • nпервый круг – “предпочитаемые”;
  • nвторой круг – “пренебрегаемые”;
  • nтретий круг– “изолированные” и “отвергаемые”.

В нашем примере социограммы нет третьего круга, так как в ходе исследования не были обнаружены “изолированные” и “отвергаемые” (см. рисунок на с. 51).

Специальными линиями в социограмме обозначаются типы отношений между членами группы.

Методика “Варежка”

В данной модификации социометрии (методика “Варежка”) малыши работают парами. Им предлагается раскрасить по образцу контурные изображения рукавичек так, чтобы они получились одинаковые. Таким образом, каждый из двух участников исследования раскрашивает одну варежку из пары. Исследование проводится педагогом­психологом в специально отведенной комнате без посторонних лиц.

Целью методики является изучение отношения дошколят друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.

Набор цветных карандашей делится между ребятами поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами и проявления взаимных уступок сверстнику.

В процессе раскрашивания варежек педагог­-психолог отмечает следующие особенности их поведения:

  • интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним;
  • ответ на просьбу сверстника дать карандаши;
  • реакция на поощрения и порицания партнера.

Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.

Таблица 3

Наблюдение за поведением дошкольников во время выполнения задания

Приложение
Скачать в .docx


п/п

 

Фамилия,
имя дошкольника

 

Критерии оценивания

 

Интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним

 

Ответ на просьбу сверстника дать карандаш

 

Реакция на поощрения и порицания партнера

 

1

 

Гордеев
Виктор

 

“Вот у меня как красиво, а у тебя какой­то валенок, а не рукавичка!”, “Смотри, я тебя уже обогнал! Я быстрее и правильнее делаю, а у тебя все криво и косо...”

 

”У, какая хитрая, сначала я все сам нарисую, а потом поменяемся”

 

”Ты мне мешаешь, не подсказывай!”

 

2

 

Дмитриева Юля

 

”Как у тебя красиво выходит, совсем как на картинке!”

 

”Ты мне желтый и коричневый, а я тебе красный”

 

”Спасибо, наверно, лучше сделать так, как ты сказал”

 

Итоговая характеристика поведения

 

Гордеев Виктор: в совместной деятельности преобладали эгоистические интересы: сделать быстрее и лучше, чем партнер по заданию.

Отмечалось явно негативное оценивание результатов работы сверстника. Отсутствовала ориентация на оказание помощи своему товарищу и принятие от него помощи.

Дмитриева Юля: ребенок проявил доброжелательность к своему партнеру по заданию.

Оказал помощь в подборе необходимых карандашей для раскраски, поблагодарил за интересные советы и в целом стремился сотрудничать со своим товарищем при выполнении задания 

 

Образец заполнения таблицы наблюдения за поведением воспиттаников во время выполнения задания представлен в табл. 3.

Необходимо отметить, что эта методика имеет существенное практическое ограничение. Так как задание малыши выполняют по двое, педагог-­психолог не получает целостной картины взаимоотношений между всеми членами группы, потому что исследуются только определенные пары воспитанников.

Необязательно данную методику проводить со всеми детьми, так как чаще всего ее используют, чтобы изучить характер отношения между определенными членами группы. Таким образом, при помощи методики “Варежка” педагог­психолог и воспитатель удостоверяются в том, какие реальные отношения существует между интересующими их детьми.

Методика “Выбор в действии”

Перед проведением исследования “Выбор в действии” (“У кого больше?”) необходимо подготовить набор красочных “карточек”, которыми могут быть открытки, переводные картинки, фотографии и т. п. На каждого дошкольника заготавливается игровой набор, состоящий из трех “карточек” и конверта. До начала выполнения задания дети не должны знать, в чем оно будет заключаться. Так же, как и в методике “Два домика” исследование проводят два человека: педагог­психолог и воспитатель группы.

Педагог-­психолог собирает дошкольников вместе и говорит им следующее: “Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой”. Дошкольники запоминают, где кто сидит, после чего воспитатель выводит их из комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в тестировании, и те, кому это предстоит, не должны общаться между собой, за этим следит воспитать, который обеспечивает дисциплину вне комнаты. После того, как воспитанники вышли из комнаты, педагог­психолог раскладывает на партах конверты, по количеству участников игры.

После подготовительного этапа детей по очереди приглашают войти в комнату. Во время проведения исследования в комнате находятся только два человека – педагог-­психолог и ребенок, которому дается следующая инструкция: «Мы играем в игру “У кого больше?”». Вот тебе три карточки, ты можешь положить их по одной трем воспитанникам. Для этого вспомни, где они сидят в комнате, и положи карточки в их конверты. Класть карточку в свой конверт нельзя. Выиграет тот, у кого окажется больше всего карточек. Никто из ребят не будет знать, кому ты положишь карточки. Ребенок берет карточки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

Во время выполнения задания дети почти всегда вслух говорят, кому они кладут карточку. По их репликам педагог­психолог фиксирует в социоматрице сделанный выбор. Кроме того, это можно сделать после проведения наблюдения, для этого перед исследованием на карточках ставится порядковый номер, под которым воспитанники фигурирует в списке.

После того как все члены группы осуществили выбор, воспитатель приглашает детей ознакомиться с результатами. Ребятам разрешается посмотреть, сколько карточек оказалось в их конверте. Педагогу­психологу в запасе всегда следует иметь несколько лишних карточек, чтобы положить по 1–2 карточки тем детям, которые не получили их от сверстников. Разумеется, это делается втайне от детей, до их прихода в комнату.

Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что­то за него. Развивайте умение искать варианты и возможности для действия – это отличительная черта лидера.

Обработка данных

Полученные данные обрабатываются и интерпретируются так же, как и в методике “Два домика”, за исключением двух моментов.

  1. Последняя методика не предполагает изучения антипатий членов группы (из­за отсутствия в инструкции отрицательного выбора), поэтому по результатам ее проведения не выделяется социометрический статус “отвергаемые”.
  2. При построении иерархии группы отсутствует социометрический статус “изолированные”, потому что, как это указывалось выше, педагог­психолог втайне от детей кладет в конверт по одной карточке тем из них, кто изначально не получил ни одного выбора.

В заключение стоит отметить, что для исследования межличностных отношений в группе можно обратиться ко всем известным играм: “Ручеек”, “Колечко”, “Каравай” и т. п. Конечно, эти игры не могут дать информацию о структуре группы, но вполне способны показать, кому дети симпатизируют и кого отвергают в своем коллективе.

Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь в психологической адаптации к детскому саду.

И последнее. Результаты социометрического исследования не должны разглашаться детям и родителям. Эта мера вызвана предупреждением конфликтности и эмоциональной напряженности в группе, которые могут возникнуть в случае огласки результатов социометрии. Педагог-­психолог вправе предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников в группе только воспитателю, с которыми проводилось исследование.

И.А. Паршутин



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль