Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

25674

В настоящее время порядок осуществления образовательной деятельности в детском саду определяется общей образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО или Стандарт), и с учетом примерных основных образовательных программ ДО.

Часть 2 ст. 64 нового Закона об образовании устанавливает, что образовательные проекты, реализуемые в детских садах, должны быть разнонаправленными. Они должны составляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствовать всестороннему развитию дошкольников. 

Поскольку согласно новому закону дошкольное образование было признано одним из уровней общего процесса обучения — наравне с начальным, основным и средним общим видами образования,  — то с момента действия нормативного документа содержание и направленность дошкольных образовательных программ стало определяться целями ФГОС ДО.

В кратком обзоре Стандарта отмечено, что основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС — это нормативный документ, характеризующий содержание педагогической деятельности и особенности организации воспитательно-образовательного процесса дошкольников. 

Основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС разрабатывается, детским садом в соответствии со Стандартом и с учетом примерной образовательной программы, после чего передается на экспертизу. Реализовать программу дошкольного обучения детей в детском саду можно только после ее включения в соответствующий реестр. Детальный порядок разработки примерных проектов еще остается на стадии разработки, потому детские сады на этапе внедрения ФГОС ДО должны корректировать свои основные образовательные программы в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования, использовать в учебном процессе вариативные основные проекты дошкольного образования по ФГОС, по которым они работают сегодня.

Цель данной статьи – предложить методистам и воспитателям рекомендации по корректировке или доработке проектов при внедрении ФГОС дошкольного образования.

Общая направленность основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС

Основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС составляется с целью обеспечения целостного педагогического процесса, в рамках которого осуществляется всестороннее развитие дошкольника, его физических, когнитивных, познавательных, эмоциональных способностей. При этом образование осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во время организационных, режимных моментов с учетом возрастных особенностей. 

Основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС должна продемонстрировать:

  • как в конкретном детском саду с учетом имеющихся ресурсов и специфики детского контингента обеспечивается реализация собственной воспитательно-образовательной модели;
  • какие педагогические приемы используются для достижения целей образовательного проекта;
  • как возрастные и индивидуальные потребности воспитанников учитываются при построении стратегии обучения. 

Практика показывает, что для каждой ДОО должна быть разработана собственная основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, и в процессе ее составления должны быть учтены все вышеперечисленные положения. 

Основная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС должна быть направлена на решение таких задач:

  • укрепление и охрана детского здоровья (физического и психического), формирование у воспитанников ощущения эмоционального благополучия;
  • создание и подержание равных возможностей для обучения всех детей независимо от места их проживания, социального статуса, национальности, пола, языка, возможностей здоровья;
  • обеспечение преемственности целей и задач образования;
  • обеспечение благоприятных условий для обучения детей в соответствии с их возрастом, увлечениями, творческим потенциалом, для совершенствования природных талантов каждого малыша;
  • объединение целей воспитания и обучения в целостный процесс с целью привития воспитанникам общепринятых нравственных, моральных, общекультурных ценностей, норм поведения в социуме;
  • привитие дошкольникам приверженности к здоровому образу жизни, успешной учебной деятельности, воспиание положительных личностных качеств (инициативности, ответственности, самостоятельности, уверенности в собственных силах);
  • обеспечение реализации разнообразных форм и приемов педагогической деятельности с целью достижения всех поставленных педагогических целей;
  • формирование благоприятной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям дошкольников;
  • оказание психолого-педагогической поддержки родителям воспитанникам, повышение их общей компетенции в вопросах дошкольного образования. 

Внедрение ФГОС ДО: образовательные области

Внедрение ФГОС ДО изменяет процесс определения образовательных областей, который был актуален ранее. Напомним, что согласно федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ), утратившим свою силу, содержание образования разделялось согласно видам детской активности (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная). Всего согласно ФГТ насчитывалось 10 таких областей. 

Внедрение ФГОС дошкольного образования связано с введением четырех основных направления обучения дошкольника, которые заменили стандартное деление на области. Согласно Стандарту обособленным остается речевое развитие, а к образовательным областям теперь стоит относить:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Определение педагогических задач по освоению данных структурных единиц образования также определяется ФГОС. 

Развитие социально-коммуникативных навыков по новым требованиям должно быть направлено на:

  • знакомство детей с правилами поведениями, принятыми в обществе, моральными нормами;
  • обучение искусству общения со сверстниками, детьми старшего возраста, взрослыми;
  • стимулирование становления самостоятельности, ответственности за слова и поступки, нацеленности на достижение поставленных задач;
  • развитие эмоциональной сферы воспитанников, выработка умения сочувствовать и сопереживать, формирование чувства принадлежности к семье, детскому коллективу;
  • выработка положительных установок к учебной деятельности, труду;
  • обучение нормам безопасного поведения в коллективе, в быту, природе. 

Познавательное развитие связано с:

  • формированием любознательности, здорового исследовательского интереса;
  • развитием воображения, фантазии, природных талантов, любви к творчеству;
  • становление сознания, которое происходит на фоне усвоения первичных знаний о себе и членах своей семьи, об окружающем мире, связи объектов и предметов в нем, пространственно-временных понятий, о малой родине, Отечестве, других народах и планете Земля, о природе.

Художественно-эстетическое развитие предусматривает:

  • формирование ценностного восприятия музыкальных, словесных, изобразительных произведений мирового искусства, природных ценностей;
  • привитие эстетического вкуса;
  • освоение начальных знаний о жанрах музыки и словесного творчества, художественной литературы;
  • воспитание чувства сопереживания героям художественных произведений;
  • инициирование проявлений детского творчества. 

Физическое развитие должно быть направлено на:

  • приобретение практического опыта двигательной активности (выполнение упражнений, направленных на выработку ловкости и гибкости, равновесия, формирование правильной осанки и развитого мышечного скелета, совершенствование крупной и мелкой моторики, а также выполнение общеразвивающих действий — бега, ходьбы, прыжков, поворотов);
  • получение начальных знаний о популярных видах спорта;
  • выработку приверженности к спортивной активности, здоровому образу жизни (понимание норм питания, двигательного режима, закаливания). 

Выделенное отдельным блоком речевое развитие подразумевает:

  • создание условий для уверенного овладения речью как основным инструментом общения;
  • развитие связной речи — монологической и диалогической;
  • разработку артикуляционного аппарата и фонематического слуха с целью овладения интонационными навыками;
  • знакомство с книгами, отдельными произведениями детской литературы;
  • обучение вдумчивому восприятию текстов на слух;
  • формирование аналитико-синтетической звуковой активности, являющейся основой для обучения дошкольников грамоте. 

Таким образом, содержание воспитательно-образовательной работы с учетом вышеизложенных положений должно быть представлено в основной образовательной программе дошкольного образования по ФГОС. 

Как изменилась структура ООП после введения ФГОС ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования согласно ФГОС ДО состоит из двух частей:

  • обязательной части, обеспечивающей комплексность образовательного подхода (развитие дошкольников в пяти развивающих областях);
  • части, которую составляют участники образовательных отношений. В этой части должны быть представлены выбранные из методической литературы или самостоятельно разработанные проекты, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, что позволяет учитывать интересы и познавательные потребности детей. 

После введения ФГОС ДО Программа  должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Также в документ включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования», если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, и раздел «Краткая презентация» (приложение 1).

Кроме того, при корректировке проекта следует учитывать положения Стандарта, устанавливающие, что конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами проекта и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – сквозных механизмах развития):

  • в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1–3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности.

Необходимо отметить предусмотренную Стандартом следующую норму: «В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующий документ. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных программ». Программа ДОО не должна содержать много текстовых описательных фрагментов, особенно в содержательном разделе. Целесообразно наполнить данный раздел схематическими, табличными материалами, диаграммами, отражающими специфику реализации в конкретной ДОО, суть педагогических технологий, используемых при реализации проекта. Указанные материалы должны носить прикладной характер, чтобы быть полезными для работы воспитателей, служить им подсказкой, ориентиром в организации воспитательно-обучающего процесса.

Отметим, что содержательный раздел не статичен, а изменяется, дополняется каждый учебный год различными материалами. Например, если в данном учебном году в качестве годовой задачи было указано экологическое воспитание, в документе в конце учебного года должны быть представлены схемы, отображающие систему экологического воспитания, созданную в ДОО; взаимосвязь экологического воспитания с другими направлениями развития. А если в данном учебном году в ДОО открывается, например, группа кратковременного пребывания, то все материалы, связанные с методическим обеспечением и спецификой работы этой группы, помещаются в содержательный раздел.

Приведем пример оформления содержательного раздела Программы в части формирования образовательной области «Речевое развитие» и одного из направлений развития речи – воспитания любви и интереса к художественному слову (приложение 2), а также области «Познавательное развитие» (приложение 3).

Взаимодействие ОО разных типов и видов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном образовании. При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформированный в каждом муниципалитете комплекс учреждений, которые реализуют проекты ДО, предлагают широкий спектр услуг дополнительного обучения малышей дошкольного возраста, а также услуг по присмотру и уходу за ними (как на базе традиционных групп в ОУ дошкольного и общего образования, так и в группах малой наполняемости, семейных группах), позволяет эффективно внедрять ФГОС ДО и повышать его качество.

Как показывают опыт и тенденции развития системы обучения в Российской Федерации, а также запросы населения, в центре данного комплекса должен находиться традиционный детский сад полного дня (10–12-часового пребывания), в котором дошкольное обучение сочетается с присмотром и уходом. Его роль в муниципальной системе представлена в приложении 4.

Развитие дошкольного обучения предусматривает, что архитектура и инфраструктура детства проектируются как развивающие среды с учетом психолого-возрастных закономерностей развития. Создание новых архитектурных проектов, обеспечивающих многофункциональность зданий и помещений ДОО, комфортность и безопасность развивающей среды для детей, возможности для их разностороннего развития, строительство современных зданий детских садов целесообразно софинансировать за счет средств федерального бюджета.

Следующим структурным компонентом сети учреждений являются семейные группы малой наполняемости (10–15 человек), созданные в приспособленных помещениях близлежащих домов. Они являются подразделениями ДОО, которая создает условия для деятельности семейных групп в части кадрового, материально-технического, психолого-педагогического, информационного и финансового обеспечения. В эту сеть могут входить группы присмотра и ухода, созданные индивидуальными предпринимателями.

На основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных средств освоение основной образовательной программы дошкольного образования реализуется для малышей из групп присмотра и ухода в режиме кратковременного пребывания. Индивидуальный предприниматель, деятельность которого оплачивается родителями, несет ответственность за жизнь и здоровье дошколят, обеспечивает присмотр и уход, питание, прогулки, организацию игровой деятельности дошколят и имеет право на методическую и консультативную поддержку со стороны ДОО.

Общеобразовательное учреждение как структурный компонент сети учреждений выполняет следующие функции:

  • предоставляет возможность организации групп для деток дошкольного возраста в свободных помещениях школы;
  • организует на базе школы (ее лабораторий, мастерских, творческих центров и т. д.) центры экспериментирования для дошкольников и младших школьников;
  • обеспечивает возможность использования общих спорткомплексов, спортивных площадок и стадионов, обслуживающих помещений (кухни, прачечной);
  • организует дополнительное образование (школьников, воспитанников детского сада, а также «неорганизованных детей»);
  • имеет возможность создавать единые управляющие структуры (в целях экономии средств на содержание административно-управленческого персонала).

Учреждения дополнительного обучения как структурный компонент сети учреждений будут иметь возможность использования помещений школ и ДОО для организации дополнительного обучения; поддерживать развитие детской одаренности (не только на этапе детства, но и в более старшем возрасте); обеспечивать фактическое расширение социума, в который включены дети дошкольного возраста.

В качестве компонентов в сеть учреждений включены также учреждения, обеспечивающие охрану здоровья и раннюю диагностику возможных отклонений в физическом и (или) психическом развитии – учреждения здравоохранения, муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии.

Ресурсное обеспечение деятельности (психолого-педагогическое, методическое, информационное сопровождение) всех компонентов сети учреждений осуществляют ресурсные центры. К ресурсному обеспечению подключаются также организации повышения квалификации, непосредственно связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В заключение следует отметить, что для корректировки, доработки или разработки основной программы ДОО, а также для создания сетевого взаимодействия учреждений в условиях введения ФГОС ДО необходима организация (или восстановление) региональных и муниципальных методических служб. Их роль в переходный период – при вступлении в силу Стандарта и отсутствии примерных основных образовательных программ ДО – невозможно переоценить.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
  • Документ №4.png
  • Документ №5.png
  • Документ №6.png
  • Документ №7.png
  • Документ №8.png
  • Документ №9.png

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль