Целевой капитал образовательного учреждения

5305

Т.В. Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований Государственного университета – Высшей школы экономики

Модель многоканального финансирования образовательных учреждений (далее – ОУ) в последние годы стала доминирующей во многих странах. Во всем мире финансовая поддержка образования основывается на сочетании бюджетных и внебюджетных источников. Именно такое сочетание позволяет обеспечить творческую автономию и экономическую самостоятельность ОУ. Одним из эффективных финансовых инструментов, обеспечивающих такую стабильность, является эндаумент (от англ. endowment), или целевой капитал, как его назвали в России.

В западных странах эндаумент – вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, передаваемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование или специально собранный целевой взнос, иногда дополненный собственными накоплениями образовательной организации. Как правило, эндаумент формируется и пополняется на протяжении многих лет. Таким образом, в западных странах эндаумент – это неделимый инвестиционный актив в виде денег, ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, передаваемых некоммерческим организациям юридическими или физическими лицами в качестве благотворительной помощи. Эндаумент размещается в финансовых институтах: вкладывается в акции, ценные бумаги или недвижимость так, чтобы образовательная организация могла получать ежегодный доход в виде процентов, ренты или прибыли, не затрагивая суммы (стоимости) основного капитала.

Во многих странах такой доход некоммерческой организации рассматривается как благотворительность, поэтому не облагается налогом на прибыль. Кроме того, сами благотворители – доноры эндаумента имеют налоговые льготы на прибыль: их взносы в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению. Такая система финансирования наиболее широко распространена в США, чему способствует принятое в этой стране законодательство о налогообложении, несколько менее – в других экономически развитых странах. Доходы от эндаумента используются для финансирования некоммерческих организаций в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры и искусства, а также в других секторах социальной сферы.

Эндаумент, или дарственный фонд, постоянно ограничен чистыми активами, а его основная сумма не расходуется. Доход может тратиться либо только под контролем совета управляющих, либо с учетом установленных донором ограничений-условий. Существует также квазиэндаумент, основной капитал и проценты от которого тратятся по усмотрению совета управляющих. Обычно ежегодно можно расходовать 5% доверительного фонда, предоставленного в виде пожизненной ренты. Промежуточным условием является предоставление на таких условиях капитала в форме финансовых активов или недвижимости не менее чем на 10 лет.

Полученные от благотворителей активы нередко передаются организациями образования в управление фондам, специализирующимся на операциях с эндаументами. Такие фонды профессионально вкладывают полученные образовательными организациями средства в ценные бумаги, иные активы, приносящие стабильный доход, дополняющий основной источник финансирования организации образования (бюджетный или внебюджетный). Доходы от эндаументов используются строго целевым образом, чаще всего предусмотренным донором­благотворителем либо управляющим или наблюдательным советом. Базовый капитал эндаумента остается неприкосновенным, т. е. не может растрачиваться. В исключительных случаях, чтобы избежать чрезмерного увеличения базового капитала, от 5 до 10% эндаумента может расходоваться целевым образом. Как отмечалось выше, эндаумент, как правило, формируется в течение многих лет, в нем аккумулируются взносы и пожертвования из разных источников, сделанных в разное время. Некоторые некоммерческие организации, например университеты США, имеют эндаументы, совокупный объем которых исчисляется миллиардами долларов.

Таким образом, эндаумент действительно является целевым капиталом, как его официально назвали в России. Он позволяет аккумулировать финансовые ресурсы различных доноров эндаумента, которые становятся долгосрочным стабильным источником дохода для некоммерческих организаций.

Сегодня законодательно предусмотрены условия для активного развития в России этого источника финансирования некоммерческого сектора. В конце 2006 г., 30 декабря, был принят Федеральный закон № 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” (далее – Закон № 275-ФЗ). О целевом капитале говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2006 г. Вместе с тем Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев, курирующий работу над законопроектом о целевом капитале, неоднократно отмечал в своих выступлениях в прессе, что “эндаумент – само по себе явление не российское и даже не романо-германское, а появившееся в англосаксонском праве, поэтому нелегко адаптируемое к условиям современного российского правового порядка”.

Принятый после широкого общественного обсуждения Закон № 275­ФЗ имеет ряд ограничений, которые были введены в конструкцию закона, чтобы на начальной стадии избежать целого ряда злоупотреблений, дискредитирующих идею целевого капитала в России. На некоторые из них и хотелось бы обратить ваше внимание.

Основная идея Закона № 257­ФЗ – обеспечить комплексный подход к регулированию процесса формирования и использования некоммерческими организациями, в т. ч. государственными и муниципальными учреждениями, имущества, которое может быть источником стабильного дохода указанных организаций, необходимого для обеспечения их уставной деятельности.

В принятом Законе № 275-ФЗ в ст. 2 записано: “целевой капитал некоммерческой организации (далее также – целевой капитал) – сформированный за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом”.

Как любое определение, в котором законодатель хочет обеспечить точность, определение целевого капитала выглядит несколько громоздким. Вместе с тем отметим, что в соответствии с данным Федеральным законом целевой капитал может быть сформирован только в виде денежных средств. На стадии обсуждения законопроекта не раз поднимался вопрос о возможности формирования целевого капитала в виде ценных бумаг или недвижимости. Тем не менее пока формирование целевого капитала за счет ценных бумаг или недвижимости в Правительстве РФ посчитали преждевременным.

Действительно, рынки ценных бумаг и недвижимости в России подвержены сильным колебаниям. Можно предположить, что включение их в процесс формирования целевых капиталов окажет заметное влияние на сами рынки ценных бумаг и недвижимости в Москве и других городах России. Так, приток дополнительных денег на эти рынки может еще больше их “надуть” и привести к новому витку роста цен. Например, некоторыми экспертами отмечается, что даже ожидание притока финансовых средств на рынки недвижимости за счет национального проекта “Доступное жилье” уже приводит к росту цен.

Второй важный момент состоит в том, что Законом № 275­ФЗ не предусматривается возможность формирования целевых капиталов некоммерческих организаций за счет бюджетных средств. Возможность инвестировать в целевой капитал бюджетные средства опять же много обсуждалась в процессе подготовки законопроекта. Понятно, что такая возможность имеет как плюсы, так и минусы. Все-таки чашу весов пока перевесили опасения злоупотреблений бюджетными средствами, а также усиленного контроля со стороны налоговых органов за использованием целевых капиталов, если в них будут бюджетные средства, который начнет тормозить процесс эффективного управления целевыми капиталами.

Однако принятый Федеральный закон не закрывает возможность привлечения бюджетных средств для формирования целевого капитала в будущем. Так, в п. 1 ст. 1 Закона № 275-ФЗ указывается, что особенности формирования целевого капитала некоммерческих организаций за счет бюджетных средств и особенности доверительного управления им в этом случае могут устанавливаться иными федеральными законами. Таким образом, можно считать, что инвестирование бюджетных средств в целевой капитал станет следующим шагом на этом пути, если процесс формирования и использования целевого капитала эффективно заработает с частными средствами.

Хотелось бы уточнить, что Закон № 275-ФЗ регулирует отношения, связанные с формированием и управлением именно целевым капиталом, а не разовыми пожертвованиями и благотворительностью. Действие анализируемого закона не распространяется на отношения, связанные с получением некоммерческими организациями пожертвований, а также с приносящей доход деятельностью некоммерческих организаций, если некоммерческие организации не формируют целевой капитал.

Разовые пожертвования сразу и непосредственно направляются на благотворительные цели и расходуются на их достижение. Целевой капитал тоже направляется на благотворительные цели, но не расходуется сразу и непосредственно. За счет пожертвований благотворителей формируются инвестиционные активы, которые передаются в доверительное управление для получения регулярного дохода на долгосрочной основе (не менее 10 лет), используемого для финансирования деятельности самой некоммерческой организации (или иных некоммерческих организаций), в соответствии с требованиями благотворителя и уставом некоммерческой организации. При этом законодательство устанавливает правила, которые обеспечивают сохранность такого капитала, использование его по назначению и без прямого участия учредителя.

До принятия Закона № 275-ФЗ осуществлялось различное налогообложение в случае предоставления разовых пожертвований и появления регулярного источника финансовых средств для некоммерческой организации. И в том, и в другом случае источник этих средств не имеет налоговых льгот. Однако получение разового пожертвования не считается доходом для большинства некоммерческих организаций, если пожертвование получено (и использовано) на содержание организации и ведение уставной деятельности.

Иначе, до принятия анализируемого закона обстояло дело с получением имущества или денежных средств на формирование некоторого капитала, служащего источником финансирования некоммерческой организации, т. к. извлечение дохода предполагает осуществление операций с ценными бумагами, имущественными правами и иные операции, т. е. в терминологии налогового законодательства – предпринимательскую деятельность. Следовательно, получение такого имущества признается внереализационным доходом и при фактическом отсутствии внереализационных расходов (т. к. оно получается безвозмездно) налог на прибыль необходимо уплатить со всей суммы. Кроме того, в составе внереализационных доходов облагаются также и доходы, полученные от операций с такого рода имуществом.

Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) при определении налоговой базы некоммерческой организации не учитывает (и не облагает налогом на прибыль) имущество и имущественные права, полученные в виде членских, вступительных взносов (вкладов). Однако если лицо, желающее пополнить капитал некоммерческой организации, не входит в состав ее учредителей, то такие взносы включаются в состав внереализационных доходов, которые подлежат налогообложению налогом на прибыль. Для исключения этих средств из состава внереализационных доходов возможно оформление взносов в виде целевого финансирования (гранта), что далеко не всегда является возможным. НК РФ предусматривает требование о том, что грант должен быть направлен на поддержку конкретных программ и конкретных исследований.

Вместе с тем, предполагается, что целевой капитал формируется не только с целью его расходования на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации, но и с целью получения дохода от инвестирования целевого капитала, что подразумевает невозможность во многих случаях оформления взноса на формирование целевого капитала в виде гранта.

В этой связи вместе с принятием закона о целевом капитале были внесены изменения в налоговое законодательство в отношении некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал и использующих доходы от его инвестирования для финансирования своей уставной деятельности. Теперь некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на прибыль как на доходы, получаемые от благотворителей на формирование (пополнение) целевого капитала, так и на доходы от инвестирования целевого капитала.

Других дополнительных налоговых льгот для благотворителей (жертвователей) пока не предусмотрено. С этой точки зрения пакет законов о целевом капитале и соответствующих изменений в налоговое законодательство не обеспечивает мер по дополнительному экономическому стимулированию жертвователей.

Ключевой вопрос, который оказался в фокусе внимания многих заинтересованных руководителей и специалистов после принятия анализируемого закона, – каким образом могут участвовать в процессе формирования и управления целевым капиталом государственные и муниципальные учреждения? Действительно, доля государственных и муниципальных учреждений во всех секторах социальной сферы в России очень высока: в сфере образования бюджетных учреждений около 97%, в здравоохранении – более 94%, а в культуре – более 88%. Законом № 275-ФЗ фактически введена следующая схема. Государственные и муниципальные учреждения могут быть получателями дохода от целевого капитала. Так, в п. 7 ст. 2 данного Федерального закона предусмотрено, что получатели дохода от целевого капитала – некоммерческие организации, за исключением государственных корпораций, политических партий и общественных движений. Государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими организациями, поэтому на них распространяется приведенное определение.

Вместе с тем государственные и муниципальные учреждения не могут быть собственниками целевого капитала. Так, согласно п. 4 ст. 2 Закона № 275-ФЗ, собственником целевого капитала может быть только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации. Таким образом, закон устанавливает закрытый исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, которые могут быть собственниками целевого капитала, государственное и муниципальное учреждения в этот перечень не входят.

Действительно, вся правовая конструкция бюджетного учреждения устроена так, что его имущественные права как собственника целевого капитала практически невозможно разделить с имущественными правами его учредителя – собственника, т. е. государственными и муниципальными органами власти. Следовательно, очень трудно поставить заслон на пути огосударствления целевого капитала и управления им, если бюджетное учреждение становится собственником целевого капитала. Задача закона о целевом капитале, наоборот, состояла в том, чтобы обеспечить комплексное регулирование процесса формирования и эффективного управления на долгосрочной основе привлеченными внебюджетными частными средствами в интересах развития организаций социальной сферы с соблюдением интересов жертвователей и под контролем попечительского совета.

Хотелось бы обратить внимание, что анализируемый закон устанавливает требования, предъявляемые к получателю дохода от целевого капитала. Эти требования распространяются и на государственные и муниципальные учреждения, если они являются получателями дохода от целевого капитала. Так, в п. 1 ст. 7 Закона № 275-ФЗ предусмотрено, что расходы получателя дохода от целевого капитала, финансируемые за счет дохода от целевого капитала, и расходы, финансируемые из других источников, подлежат раздельному бухгалтерскому учету. Если доход от целевого капитала, полученный в течение отчетного года, составляет более 5 млн руб., то бухгалтерский учет и отчетность организации – получателя дохода подлежат обязательному ежегодному аудиту (п. 2 ст. 7). Эти требования призваны обеспечить целевое использование средств и защитить интересы жертвователей. Для государственных и муниципальных учреждений соблюдение этих требований будет препятствовать процессу замещения бюджетного финансирования доходами от целевого капитала.

Таким образом, Закон № 275-ФЗ предусматривает две различные схемы формирования целевого капитала:

1) некоммерческая организация формирует для себя целевой капитал, т. е. является собственником целевого капитала и единственным получателем дохода от этого целевого капитала. Такая схема предусмотрена только для некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации. Получателем дохода от целевого капитала некоммерческой организации – собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией управления целевым капиталом, является только данная некоммерческая организация;

2) создается специализированная организация управления целевым капиталом в пользу иных получателей доходов от целевого капитала. Такой специализированной организацией может быть только некоммерческая организация – собственник целевого капитала, созданная в организационно-правовой форме фонда. Она сама не может быть получателем дохода от целевого капитала. Она создается исключительно для формирования целевого капитала, использования и распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном анализируемым Федеральным законом.

Кроме того, предусмотрено, что в течение двух месяцев со дня, когда сумма полученных некоммерческой организацией денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 млн руб., некоммерческая организация обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Со дня передачи таких денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным (п. 9 ст. 6 Закона № 275­ФЗ). При этом управляющей компанией может быть акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (п. 8 ст. 1 Закона № 275­ФЗ).

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что анализируемый закон ограничивает закрытым исчерпывающим перечнем цели формирования целевого капитала и использования дохода от целевого капитала. Так, п. 1 ст. 3 Закона № 275-ФЗ предусмотрено, что формирование целевого капитала и использование дохода от него могут осуществляться в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Формирование целевого капитала и использование, распределение дохода от целевого капитала на иные цели не допускаются (п. 2 ст. 3).

Конечно, анализируемый закон достаточно сложный и, вне всякого сомнения, носит инновационный характер для России. Вне рассмотрения остались многие вопросы, регулирующие собственно порядок формирования целевого капитала, управления им и доходами от него, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. Еще раз отметим, что в отличие от разовых пожертвований, которые сразу направляются на благотворительные цели, целевой капитал формируется, главным образом, для того, чтобы стать долгосрочным источником, обеспечивающим финансовую стабильность образовательных организаций. Фактически это инвестиционные активы, доходы от использования которых направляются на благотворительные цели и теперь освобождаются от налога на прибыль.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 10. С 12-18.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль