Продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогов

11877
Ж.П. Осипцова, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ,
В.Н. Понкратова,эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется ст. 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” (с изм. и доп.), постановлением Правительства РФ от 03.04.03 № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (далее – постановление № 191).

К перечисленным документам стоит добавить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени), которое утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.06 № 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений”.

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю. Означает ли это, что у всех педагогических работников она одинаковая?

В ст. 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 ч в неделю имеется очень существенное уточнение о том, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Следовательно, понятие “продолжительность рабочего времени не более 36 ч” – это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы в зависимости от того, какую он занимает должность и каковы особенности труда по этой должности.

С учетом названных условий постановлением № 191 педагогическим работникам предусматривается либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 ч педагогической работы в неделю, определена для педагогических работников, перечисленных в п. 1 приложения к постановлению № 191, а норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год, – педагогическим работникам, указанным в пп. 2 и 3 данного приложения.

Так, 30­часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена:

  • старшим воспитателям всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

а 36­часовая:

  • старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей; 
  • педагогам­-психологам;
  • методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
  • социальным педагогам;
  • педагогам­организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду образовательных учреждений;
  • преподавателям­организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • работникам из числа профессорско-­преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • инструкторам-­методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений спортивного профиля, реализующих программы дополнительного образования детей.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, производится на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых приняты нормы часов за ставку, – согласно ставкам заработной платы.

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическому работнику, постоянно осуществляющему с его согласия педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы. Исключением являются случаи, когда работа сверх установленной нормы выполняется по инициативе работодателя и рассматривается как сверхурочная.

Например, в случае привлечения работодателем воспитателей дошкольных учреждений при неявке сменяющего работника или родителей к работе сверх установленного рабочего времени, такая работа считается сверхурочной и компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 ТК РФ.

Если работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то он пропорционально не изменяется, если работник иногда привлекается к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Такая работа компенсируется либо как сверхурочная, либо путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней.

Норма часов педагогической работы, принятая за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ № 191, фактически соответствует норме их рабочего времени, в пределах которой ими выполняются свои должностные обязанности.

Например, воспитатели, норма часов за одну ставку заработной платы которых составляет 25, 30 или 36 ч в неделю в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений, выполняют свои должностные обязанности в пределах этого количества времени.

Для педагогических работников, предусмотренных в п. 2 приложения к постановлению № 191, т. е. учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 или 20 ч в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и пр.) не оплачивается, как это утверждают некоторые представители педагогической общественности, предлагающие введение для учителей штатно-окладной системы оплаты труда.

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно­-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-­преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает в себя проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению № 191). При этом количеству часов учебной нагрузки, установленной указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 мин.

Должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, помимо преподавательской работы конкретизированы в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-­преподавателей, помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

Следует отметить, что характер большей части педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется
не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем она должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-­либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени, для дежурств во время образовательного процесса.

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся, воспитанников. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем.

Следует отметить, что продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

Например, руководители образовательных учреждений, в т. ч. санаторно­лесных школ, школ­-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

В указанный период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в п. 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 указанного Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период согласно графикам и планам работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т. е. количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

За время работы в период каникул обучающихся, воспитанников оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров­-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно­эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени.

Положением об особенностях режима рабочего времени урегулирован также вопрос, связанный с разделением рабочего дня на части.

Так, в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы­интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такой режим рабочего времени считается неудобным и должен соответствующим образом компенсироваться, например, применительно к порядку, определенному постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.90 № 298/3­1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”, в соответствии с которым женщинам на селе за разделение рабочего дня на части с перерывом более 2 ч установлена оплата в повышенном на 30% размере.

Если такая возможность отсутствует, то образовательное учреждение не должно применять порядок разделения на части рабочего дня с перерывом более 2 ч подряд, в связи с чем при составлении графиков работы, расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продолжительности, вводить суммированный учет рабочего времени для того, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала количества часов, установленных работнику по занимаемой должности.

Если перерывы в рабочем времени образуются из-­за того, что работник выполняет педагогическую работу более чем на одну ставку, в связи с чем невозможно соблюсти непрерывность его работы в течение дня, то это к разделению рабочего времени на части не относится. В этом случае педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной работы в установленное время.

При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней необходимо руководствоваться ст. 95 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Поскольку в отличие от Кодекса законов о труде РФ, не предусматривавшего уменьшения продолжительности рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней у работников, которым в соответствии с законодатель­ством устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени, ТК РФ (введен в действие с 01.02.02) правило об уменьшении на один час продолжительности рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, распространяет на всех работников,
в т. ч. и педагогических.

В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с постановлением № 191 рабочее время учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, тренеров-­преподавателей, педагогов дополнительного образования норма часов в неделю и рабочее время, не имеющее четких границ, определяет заработную плату.

Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и др.

Другая часть педагогической работы указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно­квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой и др.).

Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, вряд ли возможно накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой. По всей видимости, накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая может увеличить их рабочее время по сравнению с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.

При определении продолжительности рабочего времени медицинских работников, состоящих в штате образовательных учреждений, необходимо руководствоваться ст. 350 ТК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 14.02.03 № 101 “О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности” (далее – постановление № 101).

В соответствии с постановлением № 101 медицинским работникам образовательных учреждений в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, а также занимаемой должности установлена:

• 36­часовая рабочая неделя – врачам, в т. ч. врачам – руководителям отделения, кабинета, среднему медицинскому персоналу (старшая медицинская сестра, медицинская сестра, фельдшер, инструктор по лечебной физкультуре), младшему медицинскому персоналу (младшая медицинская сестра по уходу за больными), осуществляющим непосредственно работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных в образовательных учреждениях (группах) для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики (прил. 1 к указанному постановлению).

До принятия постановления № 101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась п. 45, 50 и 60 раздела XL “Здравоохранение” Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П­22 “Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда” (с изм. и доп.) (далее – раздел XL “Здравоохранение” Списка), и составляла 6 ч в день;

• 33­часовая рабочая неделя – врачам и среднему медицинскому персоналу физиотерапевтических лечебно­профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов, работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты “УКВЧ” мощностью свыше 200 Вт (прил. 2 к постановлению Правительства РФ № 101).

До принятия постановления № 101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась прил. 4 к постановлению СНК СССР от 11.12.40 № 2499 “О продолжительности рабочего дня медицинских работников” и составляла 5 ч 30 мин в день;

• 33­часовая рабочая неделя – врачам-­стоматологам, врачам-­стоматологам детским, зубным врачам стоматологических лечебно­профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов (прил. № 2 к указанному постановлению).

До принятия постановления Правительства РФ № 101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась прил. 4 к постановлению СНК СССР от 11.12.40 № 2499 и составляла 5 ч 30 мин
в день;

• 30­часовая рабочая неделя – врачам, в т. ч. врачам­руководителям, среднему и младшему медицинскому персоналу образовательных учреждений (подразделений) для больных туберкулезом детей (прил. № 3 к указанному постановлению).

До принятия постановления № 101 продолжительность рабочего времени указанных работников регулировалась п. 2, 14, 20 раздела XL “Здравоохранение” Списка и составляла 6 ч в день.

Для медицинских работников, должности которых не предусмотрены постановлением № 101, устанавливается 39­часовая рабочая неделя в соответствии со ст. 350 ТК РФ.

"Справочник руководителя дошкольного учреждения"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль