Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД

1581
Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД

Автор: Е.В. Ткаченко, учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Ф.А. Лузана", г. Абинск, Краснодарский край

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении человек получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные УУД – это средство, которое поможет ребенку быть успешным в жизни. Лингвистические этюды и речевые разминки, применяемые на уроках, позволят педагогам повысить уровень и качество речи учащихся, научить детей общаться, а также формировать у них коммуникативные УУД.

Разработка методов и приемов формирования коммуникативных УУД, диагностических методик для оценки их сформированности является для учителей серьезной проблемой. Одним из способов развития коммуникативных УУД у младших школьников могут стать лингвистические этюды и речевые разминки, используемые педагогами в качестве структурного элемента урока.

Опыт работы показывает, что использование лингвистических этюдов и речевых разминок на уроках русского языка в процессе обучения позволяет учащимся:

  • повышать работоспособность;
  • формировать общеучебные умения и навыки;
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
  • формировать орфографические и пунктуационные навыки;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения.

Речевые разминки лучше всего их проводить в начале урока. Учитель может показать детям рисунок (или фотографию), например, ежика и предложить задать любые вопросы к этому рисунку и самим ответить на них. Так, дети могут спросить:

  • Можно ли в домашних условиях держать ежика, без вреда для него?
  • Где можно взять маленького ежонка? Купить в зоомагазине, в зоопарке или же на природе найти?
  • Ядовита ли для ежей газетная бумага?
  • Могут ли ежи мирно сосуществовать с другими домашними животными? И др.

В процессе речевых разминок дети не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире. Кроме того, для ученика формулирование правильного вопроса – это прекрасный способ наладить контакт с учителем и получить ответы на свои вопросы.

В статье представлено описание лингвистических этюдов: "Здравствуйте!", "Слово не воробей", "Я чувствую время", "Все мы чем-то похожи", "Волшебное слово «спасибо»", "Умей задавать вопросы", "Идем в музей или… смотрим в окно", "Я – учитель!", "Чистое сердце – чистые руки", "Каждый день – четыре строчки!", "Как научиться говорить публично?". Описание речевых разминок: "Вместо темы урока – вопрос!", "Продолжи тему", "Кто что делает?", "Профессии", "Что за зверь?", "Скажи наоборот", "Что каким бывает?", "Опиши одним словом", "Народные сказки", "Кто кем был или что чем было?", "Перепутаница!", "Кого в лесу больше?", "Пословица недаром молвится".

Инструменты "МЦФЭР Образование" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование: Памятка "Показатели сформированности коммуникативных УУД обучающихся начальной школы"
"Управление начальной школой", №3, 2014 г. Новый образовательный стандарт в действии Вопросы формирования учебного плана в начальной школе
Наши мероприятия 12 февраля. Интернет-семинар "Особенности выбора и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ"

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль