Новая модель качества образования: педагогическая диагностика прогнозируемых результатов обучения

16257

В условиях конкуренции на рынке труда начинает формироваться социальная база потребителей информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых населению школами, о потенциале кадров, комфортности пребывания в ОУ, дополнительных образовательных услугах и др. Эта статья обращена к заместителям руководителей школ, заинтересованным в объективной оценке результатов деятельности как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива.

Роль внутришкольной информации в оценке качества образования

Применение различных оценочных технологий в системе управления качеством образования определяется множеством методологических позиций. Мы предлагаем вашему вниманию технологию, которая основана на принципах педагогической диагностики ожидаемых (прогнозируемых) результатов обучения и успешно апробирована в школах Юго­-Западного округа г. Москвы.

Проблемы информационного обеспечения внутришкольного управления являются очень актуальными. Анализ школьной практики показывает отсутствие четкой системы сбора внутришкольной информации о ходе и результатах обучения. Как отмечает А.А. Орлов, «случайность, бессистемность, нерегулярность и формализм в работе с информацией порождают "информационный вакуум", что затрудняет принятие руководителем школы своевременных и эффективных решений»[1].

Для управления образовательным учреждением (далее – ОУ) на уровне современных требований его руководителям нужна достоверная, полная информация о положении дел в школе. Получить ее можно с помощью правильно выстроенной системы внутришкольного контроля. Недостаточно использовать только традиционные методы сбора информации: наблюдение и анализ уроков, изучение школьной документации, беседы с учащимися и учителями.

Основным критерием качества образования мы считаем соответствие полученных показателей ожидаемым (прогнозируемым), которые определяются в ходе педагогической диагностики. Диагностика позволяет увидеть, с каким составом класса работает учитель, и получить анализ результатов деятельности этого учителя с учетом особенностей каждого класса.

Новая система сбора, хранения, анализа и предъявления информации о состоянии образовательного процесса должна состоять из нескольких уровней (подсистем):

  • индивидуальный уровень – накопление информации и анализ результатов каждого учащегося в течение всего периода обучения, обеспечение мониторинга его индивидуальных образовательных достижений, выявление способностей и предрасположенности каждого учащегося к определенному спектру дисциплин;
  • уровень класса или отдельных групп учеников – предоставление информации, необходимой учителям для их практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения и др.);
  • уровень ОУ – сбор информации по различным предметам и классам для анализа работы учителей и получения данных, необходимых для корректировки рабочих программ, совершенствования технологий обучения, определения направлений повышения квалификации и принятия эффективных управленческих решений.

В этом случае один и тот же результат в разных классах будет интерпретирован не обезличенно (высокий, средний или низкий), а с учетом того результата, который прогнозировался. Удалось ли учителю добиться приращения показателей или удержать достаточно высокий уровень – именно на эти вопросы должен ответить управленец в ходе оценки качества образования.

Кроме того, владение объективной информацией позволяет руководителю школы вычертить динамику продвижения учителя, что стимулирует педагога к совершенствованию своего труда.

Применение методов педагогической диагностики в оценке качества образования

Если принять предмет анализа (качество образования) за систему, то в ней можно выделить две подсистемы (ожидаемые показатели и полученные показатели), каждая из которых представляет совокупность элементов и находится в сравнении по отношению к другой.

Таким образом, элементы подсистемы "Ожидаемые показатели" должны сравниваться по своим количественным значениям с элементами подсистемы "Полученные показатели". В настоящей статье мы остановимся на характеристике ожидаемых (прогнозируемых) показателей и методах их получения.

Ожидаемые (прогнозируемые) показатели предназначены для более объективного анализа результатов деятельности каждого обучающегося, отдельного класса и ОУ в целом. Они постоянны на весь учебный период (четверть, триместр), но могут меняться в зависимости от изменений в результатах учебного процесса. Так как это фиксированные показатели, мы присвоили им значение индексов (комбинации символов, характеризующих состояние системы). Таких индексов, в совокупности характеризующих ожидаемые результаты обучения, несколько:

  • индекс ожидаемой результативности – ИРО;
  • индекс качества обучения – ИКО;
  • индекс прогнозируемой степени обученности – ИСО;
  • индекс неуспешности – ИНО.

 Индекс ожидаемой результативности (ИРО)

Результативность – это количественное выражение результата обучения. В ходе анализа контрольной работы (теста) мы получаем несколько характеристик результатов обучения, одной из которых является результативность (процент освоения или процент выполненных заданий). Педагогическая диагностика позволяет спланировать этот результат. Мы сможем не только узнать, какова будет результативность в ходе выполнения предстоящей контрольной работы, но и определить уровень ее выполнения (высокий, достаточный, низкий).

Индекс качества обучения (ИКО)

Традиционно качество обучения определялось по количеству учащихся, получивших оценки "4" или "5". Однако это неверный подход к оценке качества результатов обучения. Нам важно знать не долю учащихся, получивших эти оценки за контрольные работы или за учебный период, а количество учащихся, которые обучаются на высоком уровне и могут освоить предложенный материал с результативностью 80% и выше. В некоторых классах такие дети отсутствуют (показатель качества равен 0%). Если учитель в ходе анализа результатов обучения демонстрирует превышение нулевого показателя, его деятельность можно считать эффективной.

Индекс прогнозируемой степени обученности (ИСО)

Мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать степень обученности учащихся. Это особенно актуально для классов, выходящих на итоговую аттестацию. Показатель степени обученности часто отождествляют с успеваемостью. Но успеваемость может быть 100% (что чаще всего и происходит), а прогнозируемый показатель степени обученности откроет реальную картину, далекую от той идеальной, которую мы можем увидеть в классном журнале по итогам учебного периода.

Индекс прогнозируемой неуспешности (ИНО)

Этот индекс по своему значению связан с показателем ИРО (чем выше показатель результативности, тем ниже показатель неуспешности в выполнении контрольных работ или тестовых заданий). Значения индекса характеризуют предполагаемый объем невыполненных заданий. Задачей учителя является снижение этого показателя (в отличие от остальных индексов, значения которых желательно увеличить).

Соответствие полученных показателей прогнозируемым (индексам) позволяет судить о стабильности результатов или о превышении полученных показателей, т. е. о приращении качества.

В зависимости от цели применения индексы бывают двух типов: предметные и интегральные (общие). Предметные индексы предназначены для сравнения результатов деятельности учителя с его же собственными показателями (для сопоставительного анализа). Интегральные индексы позволяют сравнивать результаты деятельности отдельного учителя с результатами других учителей, работающих в этом же классе (для сравнительного анализа).

Методы определения индексов

Нами были разработаны и апробированы следующие способы диагностики:

  • по среднему арифметическому значению всех оценок каждого ученика класса, определенному по итоговым оценкам за год, выставленным в классный журнал (это нерентабельный метод, провоцирующий приближенный характер последующих вычислений);
  • среднему арифметическому значению оценки каждого ученика класса, определенному по текущим оценкам за год. Этот способ точнее предыдущего, однако он трудоемок, т. к. требует большого количества времени на обработку и накопление необходимого количества оценок (по всем учебным периодам). В настоящее время этот метод не используется в связи с разработкой более точных и менее трудозатратных методов;
  • выставленной или предполагаемой оценке по предмету за учебный период. Это очень распространенный метод, однако он не обладает точностью, необходимой для дальнейших вычислений. Он может быть использован в первом учебном периоде как первичный показатель, который затем может корректироваться с учетом изменений в результатах обучения;
  • диагностической таблице с применением метода "доверительной компетентности" (диагностическую карту заполняет учитель или классный руководитель, хорошо знающий учебные возможности учащихся). Этот способ менее трудоемкий и позволяет производить достаточно точные вычисления;
  • диагностической таблице с использованием метода групповых экспертных оценок (далее – ГЭО). Диагностическую карту заполняет каждый учитель, работающий в классе; необходимые показатели выводятся по среднему арифметическому полученных данных (методика В.С. Черепанова);
  • результатам всех контрольных работ, проведенных в классе по всем предметам (для получения интегральных индексов). Этот метод оказался самым точным и востребованным.

Методы определения предметных индексов

Метод определения предметных индексов по оценкам, выставленным учащимся за четверть (триместр)

Предметные индексы применяются только в ходе анализа контрольных работ и нужны для сопоставительного анализа и проверки достоверности полученных результатов.

Определение предметных индексов при помощи этого метода носит приближенный характер, однако позволяет проверить достоверность оценок, выставленных учителем по предмету за четверть (триместр) при проведении контрольной работы в этом классе с присутствием независимых экспертов (администрация школы, представители методических объединений, эксперты различных уровней).

Для проведения диагностики необходим классный журнал с выставленными за учебный период итоговыми оценками по предмету, диагностическая карта № 1, калькулятор (или соответствующая электронная программа).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА № 1[2]

__ класса

по _______________

(предмет)

("_" _________20__ г.)

Ф. И. учащегося

Оценка за четверть (триместр)

Индивидуальный балл

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

Итого

Учащихся – ___

На "4" и "5" –___

На "2" –___

Сумма баллов – ____

 

ИРО =

 

ИКО =

 

ИСО =

 

ИНО =

 

 

Учитель: ___________________ (Ф. И. О.)

Формулы диагностики

1. Индекс ожидаемой результативности (ИРО)

ИРО =

сумма баллов ´ 100%

.

количество учащихся, имеющих "5"´ общее количество учащихся

 

2. Индекс качества обучения (ИКО)

ИКО =

количество учащихся, имеющих "4" и "5" ´ 100%

.

общее количество учащихся

 

3. Индекс прогнозируемой степени обученности (ИСО)

ИСО =

количество учащихся без двоек ´ 100%

.

общее количество учащихся

 

4. Индекс неуспешности (ИНО)

ИНО = 100% – ИРО.

ПРИМЕР

Для заполнения диагностической карты № 1 необходимо действовать по следующему алгоритму:

1. Внесите список учащихся класса в бланк строго в соответствии с журналом.

2. Выпишите из журнала оценки, выставленные учащимся по интересующему вас предмету за четверть (триместр).

3. Проставьте в графе "Индивидуальный балл" значения в баллах ("5" = 5,0; "4" = 4,0; "3" = 3,0; "2" = 2,0).

4. Внесите все итоговые показатели (количество учащихся, количество обучающихся на "4" и "5", на "2"), вычислите сумму индивидуальных баллов.

Ф. И. учащегося

Оценка за четверть (триместр)

Индивидуальный балл

1

Баринова Н.

5

5,0

2

Горева П.

5

5,0

3

Ермолин П.

4

4,0

4

Жукова О.

3

3,0

5

Ионова О.

3

3,0

6

Каменская О.

5

5,0

7

Корнеев А.

5

5,0

8

Попова Л.

5

5,0

9

Чупина Н.

3

3,0

Итого

Учащихся – 9

На "4" и "5" – 6

На "2" – 0

Сумма баллов – 38

 

5. По формулам вычислите предметные индексы этого класса. Внесите полученные данные в диагностическую карту.

 

ИРО=

сумма баллов ´ 100%

=

38 ´ 100%

= 84%.

количество учащихся, имеющих "5"´ общее количество учащихся

5 ´ 9

 

ИКО=

количество учащихся, имеющих "4" и "5" ´ 100%

=

6 ´ 100%

= 67%.

общее количество учащихся

9

 

ИСО=

количество учащихся без двоек ´ 100%

=

9 ´ 100%

= 100%.

общее количество учащихся

9

 

ИНО = 100% ­ ИРО = 100% ­ 84 % = 16%.

Эти данные позволят соотнести результаты, полученные в ходе анализа контрольной работы, проведенной в этом классе, с ожидаемыми результатами (прогнозируемыми).

Интерпретация показателей диагностики. В данном конкретном случае мы ожидаем при проведении контрольной работы, например, по алгебре:

•     результативность выполнения не ниже 84%;

•     процент количества учащихся, выполнивших работу на "4" и "5", не ниже 67;

•     степень обученности (успеваемость) – 100%;

•     показатель неосвоенных элементов содержания не должен превышать 16%.

Превышение показателей ИРО и ИКО будет свидетельствовать о приращении полученного качества к прогнозируемому.

Метод определения предметных индексов по текущим оценкам

Заместители директора по учебной работе знают, что нередко анализ результатов учебного процесса требуется сделать уже в течение первого учебного периода, т. е. когда оценки по итогам четверти, триместра (а в старших классах иногда и полугодия) еще не выставлены. А ведь именно в первом учебном периоде проходят очень важные срезы знаний, по которым можно судить о степени освоения учащимися материалов за прошедший учебный год и наметить программу ликвидации появившихся пробелов в усвоении образовательной программы.

В этом случае можно воспользоваться следующим методом диагностики – по текущим оценкам, выставленным учащимся по предмету за учебный период, с обязательным учетом оценок, полученных учащимися за уже проведенные контрольные работы.

Для осуществления диагностики необходим классный журнал с выставленными за учебный период текущими оценками по предмету, диагностическая карта № 2, калькулятор (или соответствующая электронная программа).

Для заполнения диагностической карты № 2 необходимо учесть наиболее часто повторяющиеся оценки у каждого ученика класса, включая оценки за контрольные работы. Так как диагностическую карту заполняет учитель­предметник, он хорошо ориентируется в предлагаемом диапазоне выбора.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА № 2[3]

__ класса

по _______________

(предмет)

("_" _________20__ г.)

Ф. И. учащегося

Обучается на (оценка)

Индивидуальный балл

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

Итого

Учащихся – ___

На "4" и "5" –___

На "2" –___

Сумма баллов – ____

 

Учитель: ___________________ (Ф. И. О.)

ПРИМЕР

Для заполнения диагностической карты № 2 необходимо действовать по следующему алгоритму:

1. Внесите список учащихся класса в бланк № 2 (строго в соответствии с журналом).

2. Выберите один показатель из данных, соответствующий типичным текущим оценкам (обязательно включая данные по контрольным работам), получаемым учащимся по предмету:

Обучается на (оценка)

"5"

"4" и "5"

"4"

"3" и "4"

"3"

"2" и "3"

"2"

 

3. Проставьте в графе "Индивидуальный балл" значения в баллах в соответствии с выбранным показателем:

Обучается на (оценка)

Индивидуальный балл

"5"

5,0

"4" и "5"

4,5

"4"

4,0

"3" и "4"

3,5

"3"

3,0

"2" и "3"

2,5

"2"

2,0

 

4. Внесите все итоговые показатели (количество учащихся, количество обучающихся на "4" и "5", на "2"). Вычислите сумму индивидуальных баллов.

Ф. И. учащегося

Обучается на (оценка)

Индивидуальный балл

1

Баринова Н.

"5"

5,0

2

Горева П.

"4" и "5"

4,5

3

Ермолин П.

"4"

4,0

4

Жукова О.

"3" и "4"

3,5

5

Ионова О.

"3"

3,0

6

Каменская О.

"5"

5,0

7

Корнеев А.

"5"

5,0

8

Попова Л.

"4" и "5"

4,5

9

Чупина Н.

"2" и "3"

2,5

Итого

Учащихся – 9

На "4" и "5" – 6

На "2" – 1

Сумма баллов – 37

 

5. По формулам вычислите[4] предметные индексы этого класса. Внесите в диагностическую карту (все вычисления проводятся по формулам, описанным в диагностической карте № 1).

ИРО=

37 ´ 100%

= 82%.

5 ´ 9

 

ИСО=

8 ´ 100%

= 89%.

       ИНО = 100% – 82% = 18%.

 

9

 

Эти числовые данные позволят внести коррективы в результаты диагностики, полученные с помощью диагностической карты № 1. Сохраняя все основные ожидаемые показатели, они обращают наше внимание на индекс ИСО, который позволяет увидеть те затруднения части учащихся в освоени и образовательной программы (в данном случае это учащийся № 9), которые никогда не проявляются в оценках, выставленных за учебный период.

Интерпретация показателей диагностики. В данном случае мы ожидаем при проведении контрольной работы, например, по алгебре:

  • результативность выполнения не ниже 82%;
  • процент количества учащихся, выполнивших работу на "4" и "5", не ниже 67;
  • степень обученности (успеваемость) – 89%;
  • показатель неосвоенных элементов содержания не должен превышать 18%.

Превышение показателей ИРО, ИКО и ИСО будет свидетельствовать о приращении полученного качества к прогнозируемому.

 

Мы рекомендуем заполнить диагностические карты для каждого предмета, по которому проводятся или планируется проведение текущих или административных контрольных работ. Наличие карт по ряду предметов делает возможным переход на более высокий уровень диагностики – диагностику методом ГЭО.

Домашнее задание № 1.

Уважаемые коллеги!

Вычислите индексы класса по приведенной ниже таблице. Желаем успехов!

Диагностическая карта

8-го класса по алгебре

(30 сентября 2011 г.)

Ф. И. учащегося

Обучается на (оценка)

Индивидуальный балл

1

А

"2" и "3"

 

2

Б

"3" и "4"

 

3

В

"3"

 

4

Г

"3"

 

5

Д

"3"

 

6

Е

"3" и "4"

 

7

Ж

"2" и "3"

 

8

З

"4" и "5"

 

9

И

"4"

 

Итого

Учащихся – ___

На "4" и "5" – ___

На "2" – ___

Сумма баллов – ____

 

                              ИРО = …%      ИСО = …%.

                              ИКО = …%       ИНО = …%[5].

От редакции:  в следующем номере будет опубликовано окончание статьи с описанием методики определения интегральных индексов.

 

Н.Б. Фомина,канд. пед. наук, зав. лабораторией оценки качества образования
Московского центра качества образования

[1]                                            Орлов А.А. Опыт исследования затруднений в управленческой деятельности директора школы // Советская педагогика. 1982. № 10.

[2]                                            Диагностическая карта располагается на двух сторонах листа формата А4: на одной стороне – сама карта, на другой – формулы диагностики. – Примеч. авт.

 

[3]                                            Для вычисления индексов используются те же формулы диагностики, что и для диагностической карты № 1. – Примеч. авт.

 

[4]                                            Существует электронная программа диагностики, которую можно заказать по адресу: fominanb@inbox.ru и внести в нее данные диагностических карт. – Примеч. авт.

[5]                                            Ответы будут опубликованы в следующем номере журнала. – Примеч. авт.

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль