Особенности речи детей в логопедической группе

1298
Особенности речи детей в логопедической группе

Общая характеристика речи детей в логопедической группе

В формировании психики и интеллекта ребенка важное значение имеют те функции, которая выполняет речь:

  1. коммуникационную; 
  2. познавательную; 
  3. регулирующую.

Коммуникационная функция является одной из наиболее ранних. Благодаря ей ребенок получает навыки общения со сверстниками и игры с ними, что, в свою очередь, влияет на формирование у него адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности. Таким образом, эта первая речь ребенка в логопедической группе является социальной. Далее на ее основе будет формироваться внутренняя речь, с помощью которой у детей осуществляется процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. Познавательная функция тесно связана с возможностью общения с окружающими: при помощи нее ребенок как получает новую информацию, так и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Большая роль отводится и развитию памяти, особенно вербальной. Она необходима для формирования обобщенного мышления. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок начинает выполнять такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. Последняя функция речи, регулирующая, складывается в норме у ребенка уже на ранних этапах его развития. Слово взрослого становится для него  истинным регулятором деятельности и поведения только к 4-5 годам, когда формируется смысловая сторона речи. Формирование этой функции речи ребенка в логопедической группе взаимосвязано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.

Развитие речи у ребенка — поэтапный процесс. Современные исследователи в лице А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгарда-Пупко, А.Н. Леонтьева предлагают собственные классификации этапов ее развития. Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев разделяет процесс развития речи на четыре этапа: подготовительный (до 1 года), преддошкольный или первоначальное овладение языком (до 3 лет), дошкольный (до 7 лет) и школьный (от 7 до 17 лет).

Отдельные признаки нарушения речи могут наблюдаться уже при формировании ее функций. Так, на этапе становления коммуникационной функции при общем недоразвитии ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций. На следующем этапе обедняется его восприятие, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. При нарушении регулирующей функции действиям ребенка свойственна импульсивность, речь взрослого мало корректирует его деятельность. Ребенок испытывает трудности с последовательным выполнением интеллектуальных операций, не видит своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Психологические трудности в работе с детьми с речевой патологией

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка, так как наряду с речевой патологией у него могут наблюдаться и отклонения в психическом развитии.  Развитие познавательных и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

В зависимости от вида речевой патологии поведению дети в логопедической группе ведут себя следующим образом:

  1. Возбудимые, расторможенные дети не могут сконцентрироваться на выполнении одной задачи. Они постоянно отвлекаются, задают вопросы, суетятся. Все это мешает выполнению логопедом артикуляционной гимнастики.
  2. Вялые дети с высокой истощаемостью нервной системы не могут долго выполнять упражнения логопеда. У них, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит их автоматизация.
  3. Чрезмерная скурпулезность детей с синдромом гиперответственности выполнять все задания учителя правильно приводят к тому, что у них сильно закрепощаются мышцы тела, в том числе и языка. Такое напряженное состояние затрудняет постановку звуков и последующую их автоматизацию.
  4. Плохо автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, не проявляющих особого интереса к окружающему их миру. Их поведение словно демонстрирует безразличие к их произношению. Они могут не испытывать проблем с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Это только некоторые из примеров того, какие трудности логопед может испытывать в работе с детьми с речевой патологией.

Рекомендации по работе с детьми с речевой патологией

Речь не является отдельной обособленной функцией развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов, поэтому улучшение чего-то одного приводит к улучшению организма в целом.

Помимо речи логопед в своей работе обращает внимание на активизацию процессов мышления и улучшение моторики пальцев рук. Прогресс в речи будет заметен при наличии результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, когда дети научатся чувствовать и понимать других. Немаловажно при этом для них научиться глубоко и спокойно дышать.

На увеличение работоспособности детей влияют игры и упражнения, чередующие состояния активности и пассивности. Они повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение.

Заторможенным детям необходимо, в первую очередь, избавиться от страхов и сомнений и обрести уверенность в собственных силах. Тогда ребенок станет меньше уставать на занятиях, его мышление заметно активизируется, он сможет усваивать больший объем информации, чем раньше. Логопеду будет проще прививать таким детям фонетический слух, если они будут осознавать, что видят, слышат, ощущают, попытаются дифференцировать свои чувства. После этого большинство детей достаточно легко начинают выявлять сходные по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.

Но главным в борьбе с речевой патологией становится создание у них положительного образа собственного тела, принятие себя таким, какой он есть.

Таким образом, ребенок с речевой патологией нуждается, во-первых, в комплексной системе логопедических, психологических и воспитательных действий. Это значит, что под их влиянием будет происходить формирование всех функций речи, восприятия, представлений. Также они будут оказывать действие на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности. Во-вторых, каждый ребенок требует индивидуального подхода к коррекции своей патологии в зависимости от ее специфики. 

Статью полностью читайте в  журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль