О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

6292

Общие положения

Необходимость нового базового законодательного акта в сфере образования неоднократно отмечалась экспертами в связи с изменениями, произошедшими с момента принятия Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (их было внесено более 50) и Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Законопроект "Об образовании в Российской Федерации" разработан Минобрнауки России. Его концепция обсуждалась на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Совета Федерации по образованию и науке и профильным Комитетом Государственной Думы соответственно 23 сентября и 13 октября 2010 г. Замечания к законопроекту подготовлены Общественной палатой Российской Федерации, ректорами вузов, иными представителями экспертного сообщества. С 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. законопроект проходил общественное обсуждение в сети Интернет (на сайте Zakonoproekt2010.ru).

Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, в итоге обсуждения необходимо "выйти на сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления наших людей о современном образовании, образовании XXI века, о том, какие принципы должны быть в нашем образовании, о том, каким образом должно финансироваться образование, о том, каких целей образование должно достигать, как оно должно быть устроено".

Законопроект, сохранив основные положения действующих законов в сфере образования, а также подзаконных актов, например типовых положений об образовательных учреждениях, что положительно оценивается экспертами, содержит множество новаций, подвергающихся критике. Замечания касаются, в т. ч., значительного объема законопроекта (240 с.) и большого числа отсылочных норм. Ниже рассматриваются наиболее спорные новации правового регулирования отношений в сфере образования.

Государственная политика в образовательной сфере

В действующем Законе РФ "Об образовании" ст. 2 посвящена основным принципам государственной политики в области образования, а в законопроекте многие положения этой статьи отнесены к основным принципам правового регулирования в сфере образования (ст. 3 законопроекта), в т. ч.:

  • общедоступность образования;
  • гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, включение российского образования в мировое образовательное пространство;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании.

Понятие "государственная политика" шире, чем понятие "правовое регулирование", поэтому предложенная законопроектом замена снижает уровень государственных гарантий в сфере образования.

Необходимо отметить, что законопроект и пре­дусмотренные в нем гарантии тесно связаны с федеральными государственными образовательными стандартами. Так, в соответствии с законопроектом качество образования – это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

Гарантии государства в сфере образования определяются именно федеральными государственными образовательными стандартами. Однако в настоящее время проект стандартов для старшей школы, предусматривающий профильное обучение и большую практическую направленность образования в ущерб разносторонности знаний, оказался предметом острых общественных и профессиональных споров. По мнению ряда специалистов, следует искать более диалектическую форму сочетания различных понятий, заложенных в стандарте. "Современная школа стоит перед очень ясной социально-культурной проблемой. Как проявить активность человека в образовательном процессе, развить его способности? Но в данном документе этот вопрос решен не лучшим образом," – считает, например, Ю.Н. Солонин.

Финансирование образования

Законопроектом предусмотрен принцип подушевого финансирования образовательных учреждений, вместе с тем в нем прописано, что норматив финансирования малокомплектных сельских образовательных учреждений не должен учитывать число обучающихся.

В предложениях к законопроекту, поступивших от Российской академии художеств, особо отмечено, что финансирование художественных учебных заведений, в т. ч. академических лицеев и институтов, по такому принципу (в расчете на одного обучающегося) неприемлемо для существующей системы отбора и обучения детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области изобразительного искусства. Можно предположить, что это возражение справедливо для всей системы образования в сфере культуры и искусства.

Запрет дискриминации в сфере образования

Существенной новацией законопроекта является запрещение дискриминации в сфере образования. Однако редакция законопроекта по данному вопросу представляется спорной, т. к., с одной стороны, законопроектом запрещена дискриминация в сфере образования, а с другой – фактически легализуется любая "дискриминация" под видом особой заботы государства (ограничения по признаку пола, состоянию здоровья, возрасту объясняются, как правило, именно заботой о гражданах). Такой подход противоречит международным правовым документам, касающимся положения женщин, пожилых людей и инвалидов, а также в сфере образования, участником которых является Российская Федерация, в т. ч. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах инвалидов.

Представляется целесообразным исключить из законопроекта норму, согласно которой не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Качество образования

Следует отметить, что массированной критике подвергаются не только новации законопроекта "Об образовании в Российской Федерации", но и положения действующего законодательства, сохраненные в законопроекте. Прежде всего, это касается единого государственного экзамена.

Многие эксперты настаивают на том, что ЕГЭ отрицательно влияет на качество образования, и предлагают сделать его добровольным, а по ряду предметов, прежде всего гуманитарных, отменить.

Доступность высшего образования

Законопроектом изменяется система льгот при приеме в вузы – ухудшается положение почти всех категорий лиц (кроме призеров различных олимпиад), которые в соответствии с действующим законодательством имеют преимущества. Например, отменяется положение, в соответствии с которым инвалидов принимают в вузы вне конкурса при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний. При этом в вузах учится всего 24 тысячи инвалидов, что менее 1% от общего числа студентов. Законодательным Собранием и администрацией Приморского края, например, предлагается установить квоты для инвалидов при приеме в вузы.

Вместо внеконкурсного зачисления практически для всех социально уязвимых категорий граждан предусмотрена возможность обучения на подготовительных курсах вузов за счет бюджета.

Однако следует учесть, что обучение за счет бюджета по законопроекту возможно лишь в течение 8–10 месяцев, в то время как практика показывает необходимость занятий на подготовительных курсах в течение двух-трех лет. Кроме того, при использовании этого права гражданин утрачивает право на иные преимущества, т. к. в соответствии с законопроектом он может воспользоваться лишь одним из предоставляемых преимуществ при поступлении в вуз.

О противоречивости законопроекта заявил Российский Союз ректоров. Так, спорным, по мнению ректорского сообщества, является тезис о распределении контрольных цифр приема в вузы по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, поступивших в вуз за предыдущий отчетный период. Такой механизм может привести к исчезновению уникальных и очень значимых для отдаленных регионов России вузов, что опасно для национального образовательного пространства.

Руководители вузов отмечают, что апелляция в вопросах долгосрочного развития образования исключительно к показателям спроса и предложения ошибочна. Ректорское сообщество в своем большинстве не склонно к выбору рыночной концепции, поскольку считает ее отходом от государственных гарантий права на образование.

Уровни образования

Как показало общественное обсуждение, ряд новаций законопроекта являются особенно остро дискуссионными.

Законопроектом предусмотрена ликвидация начального профессионального образования (НПО) как образовательного уровня. Часть программ НПО станут программами среднего профессионального образования 1-го уровня, оставшаяся часть программ будет переведена в программы профессиональной подготовки.

В системе НПО, по оценкам профессионального сообщества и работодателей, много проблем, главные из которых – отсутствие современной техники, нехватка мастеров профессионального обучения, отсутствие поддержки со стороны работодателей. Все это не позволяет готовить рабочие кадры нужной квалификации. Однако нет ясности, как предложения законопроекта позволят решить эти проблемы. Откуда в учреждениях среднего профессионального образования появятся станки и иная техника, которой не хватает в нынешних учреждениях НПО?

Ликвидация НПО может привести к окончательной деградации системы подготовки рабочих кадров, снижению статуса образовательных учреждений среднего профессионального образования и ухудшению доступности как общего, так и профессионального образования для социально уязвимых групп населения.

Замечание об отсутствии в законопроекте уровня образования "начальное профессиональное" поступило от Законодательного Собрания и администрации Приморского края. Озабоченность возможностью исчезновения ПТУ высказали представители Северо-Кавказского федерального округа. Было отмечено, что у многих молодых людей в этом случае не будет возможности продолжить образование, т. к. ПТУ – своеобразная ниша для молодежи из бедных семей.

Типология образовательных учреждений

Законопроектом вводится новая типология образовательных организаций. При этом к организациям высшего профессионального образования отнесены колледжи, институты и университеты, в которых осуществляется подготовка по уровням бакалавр, специалист, магистр и подготовка научно-педагогических кадров (в аспирантуре и адъюнктуре). Академии, как вид образовательных учреждений, ликвидируются, что вызывает возражение части образовательного сообщества.

Кроме того, в настоящее время колледжи являются учреждениями среднего профессионального образования. Поэтому закономерно предположить, что бакалавр – выпускник колледжа будет испытывать особые трудности при трудоустройстве на должности, требующие наличия высшего образования.

Общественной палатой Российской Федерации предложено тщательнее проработать классификацию видов и типов организаций высшего образования.

Российской академией художеств отмечается, например, что Московскому государственному академическому художественному институту им. В.И. Сурикова с филиалом в г. Казани и Санкт-Петербургскому государственному академическому институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина с учетом предлагаемой законопроектом типологии целесообразно присвоить статус университетов.

Сельские школы

Спорной является норма законопроекта, касающаяся ликвидации сельских школ. В соответствии с действующим законодательством "ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением". Законопроект допускает, что ликвидация сельского образовательного учреждения может быть осуществлена либо с согласия схода сельских жителей, либо с согласия представительных органов муниципальных районов и поселений. Вполне вероятно, что при такой редакции законопроекта ликвидация школ и детских садов будет происходить исключительно с согласия представительных органов власти, а сельские сходы собираться не будут.

Социальная защита студентов

Экспертным сообществом и общественностью отмечается, что в законопроекте не нашли должного отражения вопросы социальной защиты обучающихся. Законопроектом предусмотрено, что размер стипендии в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования устанавливается Правительством Российской Федерации, в настоящее время размер стипендии устанавливается законодательно. Сохранение действующей нормы закона представляется предпочтительным.

В ходе общественного обсуждения отмечалось, что необходимо закрепить законодательно социальные стипендии. Понятие "социальная стипендия" в законопроекте отсутствует, нет в нем и нормы действующего Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в соответствии с которой предельная плата за общежитие составляет не более 5% от размера стипендии. Этот закон в соответствии с законопроектом утратит силу.

Социальная поддержка работников образования

Кроме того, критике подвергается недостаточная защищенность в законопроекте сельских учителей. Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"» (далее – Закон № 439-ФЗ) исключена норма, согласно которой сельские учителя имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом введена норма, в соответствии с которой сельские учителя имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок реализации этих мер социальной поддержки устанавливается для работников федеральных образовательных учреждений законодательством Российской Федерации, а для работников региональных и муниципальных образовательных учреждений – законодательными актами субъектов РФ за счет региональных бюджетов. В соответствии с Законом № 439-ФЗ уровень социальной поддержки, которую получают сельские учителя на момент вступления его в силу, не может быть снижен в результате принятия нормативных актов субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.

По мнению ряда экспертов, меры социальной поддержки сельских педагогов, одной из наиболее социально уязвимых категорий населения, уже существенно снижены во многих регионах, особенно с учетом роста цен на услуги ЖКХ.

Законопроектом вместо права на компенсацию расходов на ЖКХ для сельских учителей и их семей предусмотрено "право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату которых устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

Многими экспертами предлагается вернуть сельским учителям право на предоставление бесплатного жилья. Представителями регионов отмечается отсутствие стимула для квалифицированных специалистов работать в сельской местности и низкий уровень материального достатка педагогов. Средняя заработная плата специалистов высшего уровня квалификации в школах и детсадах составляет 13 447 руб., среднего уровня квалификации – 10 866 руб., это означает, что многие работники получают зарплату менее 10 000 руб.

В ходе общественного обсуждения гражданами и работниками образования предлагалось значительно усилить в законопроекте меры социальной поддержки педагогов.

Заключение

Таким образом, общественное обсуждение показало, что основные проблемы законопроекта связаны с опасностью снижения гарантий, предоставляемых в сфере образования, прежде всего доступности и качества образования для социально уязвимых категорий граждан, а также с недостаточной социальной и правовой защитой работников образования. Представляется, что законопроект нуждается в доработке.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко по итогам общественной дискуссии отметил, что законопроект "Об образовании в Российской Федерации" получил заметный общественный резонанс, общее число комментариев достигло более 11 000. Специальная комиссия по поручению Президента РФ работает над обобщением и учетом поступивших замечаний и предложений. При этом Министр в своем интервью Российской газете подчеркнул, что, пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, Министерство не будет форсировать его внесение в Государственную Думу.

Обзор материалов подготовилаС.В. Макарова

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль