"Дорожная карта" управления образовательным проектом

4322

В отечественном образовании все чаще заходит речь о том, что каждое ОУ должно найти свой особый путь развития, в т. ч. за счет реализации образовательных проектов. В данной статье представлен опыт управления образовательным проектом "Подростковая школа", который реализован в МОУ "Гимназия № 4" г. Брянска. Чем может быть полезен отдельный опыт управленческой деятельности другим проектировщикам? Теория проектирования хорошо разработана и широко известна. На наш взгляд, интересным и полезным может быть опыт поиска ключевых, поворотных моментов в работе управленца, точек напряжения, проживание которых определяет судьбу (успешную или, увы…) внедряемых проектов. Наша практика реализации проекта позволила выделить те управленческие ходы, шаги, благодаря которым можно преодолеть крутые перевалы любого проекта и двигаться дальше. К этим шагам не сводится вся деятельность управленца инновационного проекта, но именно они продвигают проект, создают его "дорожную карту".

наверх

Построение модели "Подростковая школа"

Пример

Наш проект – построение модели "Подростковая школа". В его основе лежат идеи о подростковой школе как школе взросления, школе, центрированной на подростке, на тесной связи образования подростка с социальной средой. Направления разработки проекта:

  • подростковое содержание образования. Оно не заменяет, а дополняет традиционное, включает в себя (как особое содержание) проектную деятельность, самоопределение, культуру выбора вообще, половозрастную идентичность, культуру здоровья и социальной пробы;
  • построение многовариантного образовательного пространства. В предлагаемой модели образования урок теряет свое единственное значение и превращается в ценный временной ресурс, существующий в качественно разных формах и институтах. Местом образования подростка может стать и Интернет-клуб, и Консультативный центр, и Центр социального проектирования. Принципом построения пространства такой школы является избыточность и вариативность тех организационных форм, которые позволяют подростку решать задачи своего возрастного развития;
  • разработка образовательных технологий, которые соответствуют специфике подросткового возраста. Технологии подростковой школы вариативны и избыточны, как и ее пространства: это и классические, и современные технологии обучения, а также наши авторские наработки проектирования и тьюторского сопровождения[1].

Итак, с чего начинается любой проект?

наверх

Вхождение в инновационную деятельность

История 1. Про "низы", которые не хотят

В середине 1990-х гг. школа высилась над морем быстрых денег и удобных идей как последний оплот настоящих ценностей. Какие бы потрясения не переживало общество – дети будут всегда, и их надо будет учить. Эта, в сущности, простая мысль объединила учителей 1990-х, работавших в школе № 24 г. Брянска (статус гимназии мы получили в 2006 г.). Это была хорошая школа с успешным и думающим педагогическим коллективом, признанным в районе и городе, показывающим стабильные результаты учебно-воспитательного процесса. В то удивительное время мы бурно обсуждали большую политику и нежелание ребят учиться в 6–9-х классах, спорили о том, что делать с предприимчивыми мальчишками-шестиклассниками.

Управленческий анализ 1. Вхождение в инновационную деятельность

Обычно первый этап проектирования связывают с постановкой проблемы, но наш опыт позволяет утверждать, что есть очень важный предшествующий этап, пропуск которого ведет к формализации всей работы. Любая инновация начинается с этапа "брожения умов". Необходимым условием закрепления новых идей в педагогическом коллективе является обсуждение успешного опыта своей деятельности. Формы такого обсуждения могут быть самые разные (от педагогического совета до посиделок по поводу и без повода), при этом приветствуются обсуждения в малых и больших группах сменного состава. Задача управленца – инициировать и натурализовать эти обсуждения: кто собирается, когда, где, как и о чем беседуют. Важно зафиксировать не разочарование, не критику, а стремление педагогов к переменам, желание что-то изменить и что-то попробовать, т. е. мотивацию инновационной деятельности. Стремление к развитию и активность значительной частипедагогов – это первый результат, которого должен достичь управленец, работающий в инновационном образовательном проекте.

наверх

Проблемный анализ и проектная идея

История 2. Размышления самоуверенных людей

1990-е гг. были особым временем, когда вдруг пропала вера в незыблемость авторитетов. Опыт успешной педагогической деятельности позволил нашим учителям не ожидать готовых рецептов, а искать ответы самим. Мы выбирались за город на коммунарские сборы, обсуждали вечное "кто виноват" и "что делать", спорили, фантазировали, мечтали.

Многие педагоги запомнили те сборы как замечательно проведенное время, отдых от работы, узнавание коллег и самих себя. Для управленческой команды школы это был огромный труд по организации как "выезда", так и процесса обсуждения. Если следовать современной терминологии, те сборы строились как мелкие проекты вокруг задачи проблемного анализа педагогической ситуации в школе – городе – районе – стране. Принципами проведения сборов были: самоорганизация, отсутствие свободного времени и продуктивность – работа группы не заканчивалась до тех пор, пока не появлялся запланированный продукт.

В процессе обсуждения мы и выяснили, что самое проблемное в школе – подростковое звено. При этом сложности обучения подростков были характерны не только для нашей школы, но и для образовательной системы в целом. Готового рецепта решения данной проблемы не было, предстояло придумывать его самим. Так родилась мысль, ставшая основополагающей идеей нашего проекта: ребенок в школе проживает три периода возрастного развития: детство, отрочество и начало юности, поэтому дети начальной, средней и старшей школы – принципиально разные, и учить их надо по-разному.

Управленческий анализ 2. Проблемный анализ и проектная идея

В традиции проектирования существует разделение этапов проблемного анализа и формулирования проектной идеи (способа преодоления разрыва между существующей ситуацией и желаемой). При этом подчеркивается, что первая (возникшая первой) идея в процессе начала работы над проектом может оказаться нежизнеспособной, и тогда проект надо будет корректировать, вносить в него изменения вплоть до разработки новой проектной идеи. А это не просто удлиняет время разработки и запуска проекта; педагогическое проектирование – очень рискованная деятельность, потому что она осуществляется в ходе реального образовательного процесса и затрагивает интересы детей, на которых будут опробоваться, возможно, бесперспективные проектные идеи.

Нами было принято управленческое решение готовить многовариантный образовательный проект, в котором параллельно будут разрабатываться несколько путей достижения поставленных целей (основных и промежуточных). Поискам таких вариативных проектных ходов были посвящены проектировочные сборы. На каждом сборе обсуждение в каждой группе включало в себя и проблематизацию рассматриваемой ситуации, и поиск проектных ходов, т. е. был использован принцип повтора цикла: проблематизация – проектная идея – проблематизация – и т. д.

В конце данного этапа управленцу необходимо зафиксировать:

  • ресурс идей (выдвинутые проектные идеи, в т. ч. и те, которые сразу не вошли в проект, их можно использовать позднее при развитии проекта);
  • ресурс людей (авторов этих идей, т. е. тех, кто готов воплощать их в жизнь, позиции конкретных членов педагогического коллектива при обсуждении идей – генератора, критика, аналитика и т. д.).

наверх

Формирование проектной команды

История 3. Поиск единомышленников

Постепенно в школе сформировалась группа педагогов, активно занимающихся проектом. Она оказалась очень разнородной, в ее составе были и заместители директора (но не все), и молодые учителя, и опытные, были и "пришлые" психологи и педагоги. Наступил этап частых встреч по конкретным, частным вопросам, затрагивающим проблематику проекта.

Мы много читали. Это был период обращения к культуре, педагогической практике, теории педагогики и педагогической психологии. И много говорили, пытаясь прийти к общему пониманию слов, краеугольным камнем лежащих в основе оформляющегося проекта: ведущая деятельность, линии возрастного развития, цель и результат обучения, образование.

Управленческий анализ 3. Формирование проектной команды

Работа в рамках проекта потребовала создания команды педагогов, объединенных задачей реализации идеи подростковой школы. Содержанием управленческой деятельности стали: целенаправленное изучение ресурсов коллектива, подбор и привлечение людей, которые потенциально могли быть членами проектной команды, заполнение всех командных позиций. Были организованы тематические семинары (с привлечением внешних специалистов) по ключевым понятиям, формирующим концептуальные положения разрабатываемого проекта. Результаты этих семинаров: теоретическое продвижение проекта и (главное) люди-единомышленники.

Вторым направлением управленческой деятельности данного этапа был поиск критической массы – той доли "новаторов" в педагогическом коллективе, которая будет развивать проект, но не сможет развалить коллектив. В теории управленческой деятельности общепризнанным положением является тезис о стремлении к стабильности любой системы, которой, в частности, является педагогический коллектив. Инновация по определению направлена на разрушение существующих стабильных связей, отношений и выстраивание новых, поэтому закономерной реакцией системы на нее является отторжение, вытеснение новаторов-разрушителей.

Мы пошли по пути разведения позиции директора школы и руководителя проекта: администрация явно и активно демонстрировала поддержку как традиционных педагогов, так и участников проекта, в то время как проектные отношения и "точки напряжения системы" сосредоточивались вокруг его руководителя. При таком подходе директор школы остается центром равновесия всей системы, компенсируя возникающие противоречия. А приоритетами управленческой деятельности руководителя проекта становятся:

  • установление взаимосвязей – структурных и организационных;
  • координация отдельных проектных ходов;
  • информационное обеспечение проекта и его внешние связи;
  • выстраивание отношений проектных и административных структур;
  • организация, осуществление педагогического эксперимента;
  • организация постоянной рефлексии;
  • институализация[2] результатов экспериментальной деятельности.

наверх

Программа проекта

История 4. Бумага все стерпит

Учителя, с одной стороны, постоянно что-то пишут, оформляют, с другой стороны – очень не любят это делать. Предложение "написать текст" вызывало катастрофическое падение энтузиазма. Проект писался "кусочками": после каждого проектного семинара оставались тексты, которые тщательно собирались, читались при подготовке следующего сбора, группировались и систематизировались. На этапе разработки проектной идеи описывались самые радикальные идеи и самые смелые механизмы их реализации. Продуктами теоретических семинаров становились понятийный анализ и анализ теоретической обоснованности выдвинутых идей. Все кусочки мозаики складывались вместе членами авторской группы проекта – директором школы, руководителем проекта и педагогом-теоретиком (не работающим в школе участником проектной команды).

Управленческий анализ 4. Программа проекта

В разработке проектов популярны две крайности:

  • "сначала все сделаем, а потом опишем";
  • "что написано пером, то не вырубишь топором", при этом перо пишет в самом начале проектирования.

При разработке проекта было принято решение не торопиться с написанием текста программы. Прошло много времени (почти 2 года), пока шло брожение умов, рождались идеи, собиралась команда. От управленца этот период потребовал целенаправленных усилий для сохранения энергетики проекта, что достигалось событийностью – постоянной сменой насыщенных, деятельностных форм работы с коллективом вокруг единой проблематики. Управленческим решением стало создание специальной авторской группы внутри проектной команды (в теории командного метода эта позиция обычно называется "летописец"). Задача группы – не придумать и записать свое видение проекта, а оформить наработанные идеи в целостный, внутренне взаимосвязанный текст. Само создание текстового описания проекта моделировало основную проектную идею, проверяя ее жизнеспособность.

наверх

Ресурсный анализ и выстраивание кооперации

История 5. Поиск союзников, или выход "в свет"

С самого начала реализации проекта представители проектной команды постоянно участвовали в работе семинаров, на которые собирались мэтры отечественной педагогики и психологии и команды педагогов-проектировщиков со всей России. На семинарах проходили открытые обсуждения образовательных проектов под руководством педагогической профессуры, работал педагогический университет с лекциями и мастер-классами, вечерними пленарными заседаниями и посиделками. Мы слушали других, участвовали в общественной экспертизе и представляли свои проектные наработки. В результате мы получили поддержку и статус федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) в 1999 г., а в 2002 г. – статус авторской экспериментальной школы, четыре раза становились соисполнителями государственных контрактов с Минобрнауки России в сфере инновационных образовательных программ.

Управленческий анализ 5. Ресурсный анализ и выстраивание кооперации

Многих проектировщиков останавливает вопрос: "А где взять деньги?". С самого начала работы над проектом было принято решение исходить из тех финансовых и материальных ресурсов, которые имеет обычное муниципальное образовательное учреждение.

Основной упор нами был сделан на человеческий ресурс, позволяющий находить остальные ресурсы. Большое внимание уделялось поиску подготовленных специалистов, необходимых для реализации проекта. К работе активно привлекались и начинающие учителя, еще не имеющие высокой квалификации, но перспективные и обладающие хорошим потенциалом, и сложившиеся педагоги. Обучение участников проекта проходило на протяжении всей реализации проекта – в семинарских формах, на специально организованных психологических тренингах, в рамках индивидуального наставничества.

Содержание обучения определялось проектной командой в соответствии с развитием проекта и хронологически выстраивалось с некоторым опережением по отношению к ближайшим задачам. Таким образом, деятельность руководителя проекта заключалась в целенаправленном поиске, систематическом обучении и поощрении (не только денежном) участников проекта.

Интеллектуальный потенциал проектной команды и ее наработки позволили принимать участие в конкурсах и грантовых программах. Мы получили около 2 млн руб. дополнительного финансирования по конкурсным государственным контрактам, дважды стали победителями конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках ПНП "Образование" (еще 2 млн руб.). Расширение материально-технической базы было достигнуто и за счет такого управленческого решения, как пересмотр имеющихся ресурсов школы для создания подростковых пространств: на стенах выложили кафельные окошки, на которых можно и нужно было писать; в 6 утра для "пижамной дискотеки" стал открываться актовый зал, на каникулы школу отдавали подросткам и т. д.

Работа в сети Федеральных экспериментальных площадок, участие во Всероссийских образовательных форумах "Школа года", сотрудничество с Институтом проблем образовательной политики"Эврика", Всероссийской тьюторской Ассоциацией, Институтом развивающего обучения дали возможность постоянно рефлексировать результаты инновационной деятельности и развивать проект.

наверх

Реализация проекта и место инновационных процессов в образовательном пространстве школы

История 6. "Обычная авторская" школа, или Как инновация становится традицией

Начались проектные будни. Росли ученики, появилось целое поколение учителей-ФЭПовцев. В каждой параллели подростковой школы только один класс был переведен в экспериментальный режим, остальные обучались по традиционной программе. Но именно "проектные" дети стали нарушителями спокойствия, постепенно изменяя отношения в школе и ее уклад. Появление нового содержания образования (например, проектирования как вида познавательной деятельности) привело к новым критериям оценивания результатов учебной деятельности, и теперь на педагогических советах все чаще речь шла не об учебном, а об образовательном процессе. Изменение форм организации учебной деятельности повлекло за собой перемены в системе ученик – учитель. Учитель-ФЭПовец, работая в "обычном" классе, в какой-то мере все равно менял свои отношения с учениками, а ученики ФЭПовских классов заставляли меняться традиционного учителя.

Принципом работы всех структур подростковой школы стала открытость, т. е. в них мог участвовать любой ученик школы, поэтому состав клубов, мастерских, научного общества и организаций ученического самоуправления объединил и перемешал ребят из экспериментальных и традиционных классов. Эксперимент "расползался", захватывая все новых и новых участников. И для вновь пришедших пятиклассников теперь совершенно обычными являются сессия защиты учебных проектов, книжка образовательных маршрутов и урок в мультимедийном кабинете.

Управленческий анализ 6. Реализация проекта и место инновационных процессов в образовательном пространстве школы

Существует как минимум два подхода к определению соотношения инновации и традиции:

  • соперничества и вытеснения;
  • дополнения и взаимного существования.

Именно второй подход был принят за основу проекта "Подростковая школа". Во-первых, это позволило избежать конфликта внутри педагогического коллектива и постепенно доказать сомневающимся действенность вводимых инноваций. Во-вторых, такой путь обеспечил лояльность родителей, которые имели выбор, в каком классе учить своих детей: экспериментальном или традиционном. В-третьих, поэтапное введение инноваций обеспечило экологичность, безопасность проекта, т. к. давало время на анализ, осознание эффектов и результатов нововведений, корректировку и развитие проекта.

Возможность одновременного существования в рамках одного образовательного учреждения двух качественно отличающихся образовательных ситуаций (традиционной – на основе ЗУНовской парадигмы и экспериментальной – на основе компетентностной парадигмы) была достигнута за счет мозаичного построения инновационного образовательного пространства, каждый из компонентов которого создавал дополнительный образовательный ресурс, тем самым расширяя возможности традиционного образовательного пространства.

наверх

Развитие проекта

История 7. Все течет, все изменяется

Каждый раз, когда заканчивается очередной учебный год и наступает время анализов и планирования, проектная команда участвует в рефлексивном сборе. Его задача не проанализировать достижения или кризисы реализации проекта, а удивиться, увидеть "за деревьями лес и новый горизонт".

Удивиться, потому что каждый раз в процессе реализации продуманных и понятых шагов, проект вдруг разворачивается в какую-то новую сторону. Так, например, случилось с линией самоактуализации, которая на первом этапе реализовывалась через психолого-педагогические формы работы. Затем появилось понятие "тьюторское сопровождение", внутри ФЭПовской команды образовалась группа тьюторов, возник индивидуальный образовательный план, содержание которого вышло за границы учебной деятельности. Прошло время, и снова акцент сдвинулся в сторону формального образования – появился индивидуальный учебный план. Каждый новый проектный ход не отменял, не заменял ранее существовавший – на дереве проекта вырастала новая ветвь, создавая новую образовательную возможность, новый ресурс в вариативном образовательном пространстве подростковой школы.

Когда мы рассказывали о нашей подростковой школе, то все чаще звучала фраза: "Мы, как в Греции, у нас есть все: и школьное государство, и собственная символика, и кружков около 30, и творческие мастерские, и предмет "проекты", и календарь самоопределения в элективных курсах, и Научное общество, и сайт, и электронная библиотека, и т. д. и т. п.". Стал напрашиваться закономерный вопрос: "А что же в этом во всем главное, определяющее, системообразующее?". В идею проекта были заложены понятия многовариативности и избыточности. По нашему мнению, предложений должно быть столько, чтобы даже самый активный и собранный подросток не смог успеть везде, чтобы сама ситуация делала обязательным и необходимым ВЫБОР.

Именно способность делать осознанный выбор – ключевое новообразование подросткового возраста. Где, когда, как, за счет чего, механизмы выбора и их условия, роль учителя – вокруг этих точек напряжения и шло развитие проекта. Так для нас открылся новый горизонт – субъектность как свойство личности учащегося, как принцип организации образовательного процесса и как профессионально важное качество педагога.

Управленческий анализ 7. Развитие проекта

Механизмом развития проекта является постоянный мониторинг результативности проекта, его экспертиза, целенаправленное повышение уровня подготовленности участников проекта и рефлексивный анализ проектных эффектов. Практика показывает, что недостаточность хотя бы одного из этих компонентов приводит к остановке проектирования.

Мониторинг результативности проекта – пожалуй, самый сложный момент, предполагающий четкое определение и описание как содержания параметров результативности проекта, так и механизмов их оценки. При этом программа мониторинга, разрабатываемая на первом этапе реализации, должна позволять сопоставлять результаты разных лет, т. к. методом мониторинга является лонгитюдное исследование[3].

Мониторинг проекта требует выделения специальных ресурсов, в первую очередь кадровых (так, под задачи мониторинга была введена дополнительная штатная единица психолога). Необходимо также приобрести диагностический инструментарий и компьютерную технику для обработки и хранения данных, решить проблему размножения бланков. Серьезным вопросом является и выделение времени на исследования. Мониторинг проводится два раза в год и предполагает продолжительную диагностическую программу, в которую оказываются вовлечены учащиеся не только экспериментальных, но и традиционных классов (контрольная группа). Сроки проведения диагностических срезов должны быть четко зафиксированы. При их определении необходимо учитывать ряд принципиально важных моментов: закономерности адаптации и динамику работоспособности учащихся в течение учебного года, динамику утомляемости в течение учебного дня и учебной недели и др.

Рефлексивный анализ проектных достижений осуществляется, во-первых, на семинарах; во-вторых, в процессе описания опыта работы в методических пособиях, выпускаемых в школе (серии Педагогические технологии, Материалы к уроку, Теория проектирования и др.), а также в различных издательствах.

Задачу развития и продвижения проекта прямо решает проведение его экспертизы. Важно, чтобы такая экспертиза осуществлялась двумя способами.

Первый способ. Участие в экспертных семинарах педагогического сообщества (например, Института проблем образовательной политики "Эврика"), Это дает возможность обсудить проект как с учеными-теоретиками, так и с коллегами-педагогами, занимающимися инновационными образовательными проектами. Такая форма экспертизы задает высокий уровень требований и довольно жесткие критерии оценивания, в т. ч. из-за существующей конкуренции в условиях конкурса в рамках сети федеральных экспериментальных площадок. Вместе с тем участие в сообществах дает поддержку и формирует энергетику развития. Внешняя экспертиза – мощная форма оценивания, принесшая в нашем случае статусы федеральной экспериментальной площадки и авторской экспериментальной школы. А публикации во всероссийских педагогических изданиях – это признание теоретической обоснованности проведенной работы.

Второй способ. Проведение семинаров для педагогов города и области по темам, связанным с содержанием проекта. Это очень ценный вариант экспертизы, т. к. далеко не все участники семинаров разделяют идеи инновационной педагогики, и позиция экспертов изначально критична.

 

наверх

Окончание эксперимента

История 8. И это пройдет

Десять лет реализации проекта – достаточный срок, чтобы ушло чувство новизны. Практически все учителя школы в тот или иной период работали в ФЭПовских классах, экспериментальные формы работы стали общей практикой, инновации укрепились и уже не требуют постоянной поддержки. Но это не означает, что все сделано – в гимназию каждый год приходят новые пятиклашки. Уже нет экспериментальных классов, но гимназические их не заменили: они формируются по принципиально другим основаниям. Гроза закончилась, вроде бы все – как и было, но "воздух другой, листья блестят".

Управленческий анализ 8. Окончание эксперимента

Каждый проект должен быть завершен. Формальным рубежом эксперимента для нас стало окончание программы экспериментальной работы и статуса экспериментальной площадки, который было решено не продлевать.

Реально процесс окончания эксперимента растянулся так же, как и вхождение в него. Недостаточно просто зафиксировать те новообразования, структурные компоненты подростковой школы, которые были созданы за годы эксперимента и продолжают работать и развиваться. Успех работы в образовательном проекте "Подростковая школа" сделал невозможным переход из режима развития в режим функционирования без потери ценностных приоритетов педагогического коллектива, сущностных характеристик уклада школы. Если вы прижились в режиме проектирования, то выход из проекта осуществляется через вхождение в новый образовательный проект. Наш новый проект находится сейчас на стадии оформления. Но уже есть ключевые понятия-ориентиры, выросшие из "Подростковой школы" и формирующие направленность нового проекта.

Г.М. Беспалова,зам. директора по НМР МОУ "Гимназия № 4", г. Брянск

 

[1]                                            Подробнее см.: Беспалова Г.М. Программа развития адаптивной модели "Школа возраста" // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 11. С. 55.

 

[2]                                            См. с. 95.

 

[3]                                            См. с. 95.

 

Источник: www.menobr.ru

"Дорожная карта" управления образовательным проектом

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль