Проведение независимой оценки качества работы детского сада

1949
Проведение независимой оценки качества работы детского сада

14 октября 2013 г. заместителем министра образования и науки РФ А.Б. Повалко были утверждены Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы детских садов и иных образовательных организаций. В целом документ является своевременным и значимым для развития российской системы образования.

Так, в п. 2.2.1 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы детского сада и иных образовательных организаций сказано, что «рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг. Вместе с тем рейтинг – один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций».

Может ли оценивание качества работы детского сада проводиться при помощи рейтингового подхода?

На самом деле независимая оценка качества работы детского сада не может представлятся в форме рейтингов (рэнкингов) и других оценочных процедур.
Рейтинг, по сути, – это лишь средство представления информации проверяющими должностными лицами по результатам независимой оценки качества образования.

Вызывают сомнения и указанные в п. 2.4.2 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки работы детского сада и иных образовательных организаций функции организаций и отдельных экспертов, осуществляющих процедуры экспертного оценивания, а также процедуры признания результатов проверки. Думается, что показатели деятельности образовательных организаций, порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные и другие инструменты, методики, с помощью которых проводится оценка работы детского сада, должны быть утверждены на уровне региона или Российской Федерации, а не разрабатываться непосредственно организациями и тем более отдельными экспертами. В противном случае в разных регионах могут использоваться различные подходы, в том числе субъективного характера. В итоге информация, собираемая в процессе проведения независимой оценки качества образования, окажется недостоверной. К тому же специалисты не смогут сопоставлять результаты, полученные в разных регионах.

Независимая оценка работы детского сада может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов) и других процедур оценивания в отношении ДОО всех видов и отдельных образовательных программ, в том числе с применением методологии сопоставительных исследований в сфере качества образования.

Кто может проводить независимую оценку качества работы детского сада?

Согласно п. 2.4.2 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы детских садов и иных образовательных организаций указан перечень субъектов, которые могут быть привлечены к проведению независимого оценивания в сфере образования. 

Помимо некоммерческих организаций, региональных центров оценки качества образования, экспертов, имеющих соответствующий опыт, в него включены коммерческие рейтинговые агентства. Но подобные агентства, даже если они имеют опыт составления рейтингов организаций социальной сферы, могут проводить лишь заключительный этап процедуры независимой оценки качества, построение рейтингов по результатам оценки, но не всю процедуру независимой оценки.

В п. 2.4.4 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы детских садов и иных образовательных организаций говорится о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления «формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием». Однако в данном документе не указаны требования к таким организациям и экспертам, не установлен порядок их сертификации. Целесообразно на уровне Российской Федерации подготовить методическую базу для проведения соответствующих сертификационных процедур, взяв за основу разработки Российской академии образования.

Интересным с позиции привлечения всех субъектов образовательного пространства к управленческой деятельности образовательной организации представляется приведенный в п. 2.3 Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества работы детских садов и иных образовательных организаций перечень заказчиков оценивания уровня образовательной работы. В этот перечень входят:

  • общественные советы и объединения, региональные общественные палаты;
  • учредитель ДОО;
  • органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • заведующий детским садом;
  • воспитатели детских садов;
  • родители воспитанников.

Права и функции заказчиков независимой оценки качества работы детского сада

У каждого заказчика независимой оценки качества работы в детском саду есть свои права и функции:

  • общественные советы и объединения, региональные общественные палаты инициируют оформление заказа на проведение процедур оценивания, которые проводятся с целью выявления качества работы детского сада и результатов образовательной деятельности ДОО совместно с информационными агентствами;
  • учредитель детского сада обращается к организации, осуществляющей процедуры оценивания качества образовательной деятельности, для включения подведомственной организации в соответствующие программы оценочных процедур;
  • органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления согласовывают необходимость проведения процедур оценивания качества образования с общественным советом и совместно формируют заказ на их проведение;
  • заведующий детским садом обращается к организации, осуществляющей процедуры оценивания качества образовательного процесса, а также экспертам в сфере оценивания образовательного процесса с целью проведения независимой оценки качества реализуемых ДОО образовательных программ;
  • воспитатели детских садов обращаются в организацию, осуществляющую процедуры оценивания качества образовательного процесса, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценивания качества собственной профессиональной деятельности.

Внимание! Проведение независимой оценки качества работы детского сада и иных образовательных организаций по программам дошкольного образования в части результатов освоения воспитанниками образовательных программ нецелесообразно. Согласно ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Проведение же независимой оценки качества работы детского сада и иных образовательных организаций по программам дополнительного образования невозможно в связи с отсутствием ФГОС и федеральных государственных требований к образовательным организациям дополнительного образования детей и взрослых. Согласно ст. 75 Закона № 273-ФЗ дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль