Введение новых государственных образовательных стандартов

3872

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ “Об образовании”. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением. 

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

  • ребования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);
  • требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественно­научная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования.

Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем связь эта носит крайне сложный характер. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

  • личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
  • социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
  • общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
  • интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
  • коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса: 

  • кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации педагогических кадров; 
  • финансово­экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения; 
  • материально­техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно­образовательной среды); 
  • информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит: 

  • обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;
  • повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;
  • способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и, как следствие, качества жизни и благосостояния россиян.

Принятию поправок предшествовало их обсуждение в т. ч. в рамках круглого стола на тему “Новые стандарты образования: что ждет школы и вузы?”, прошедшего в пресс­центре “Комсомольской правды”. Представляем мнения основных участников встречи.

Исаак Иосифович Калина, заместитель министра образования и науки РФ, так выразил свое мнение:

– Стандарты в образовании – это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам развития содержания образования. Очень важно, кто, в каких условиях и как будет реализовывать это содержание. Мы с вами прекрасно знаем, что во всех 60 тыс. школ России учат примерно одному и тому же. А вот результаты – то, чему научились дети, везде разные. Это зависит от многих факторов. Во­-первых, от того, кто является учителем. Во-­вторых, важны современные высокотехнологичные условия обучения. В-третьих – уважительные культурно­бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками. И наконец, очень важное условие – это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками. Ибо только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие.

Все это учитывается при разработке образовательных стандартов нового поколения. Подчеркиваю: впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который описывает не только обязательства ученика или учителя, но и обязательства учредителя образовательного учреждения. Уходим мы от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, а какая¬то незначительная часть – это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы.

В высшем же образовании вариативная часть еще более значима. Мы рассчитываем, что на уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше.

И инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета. Но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов. Так что школы ни в коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона. 

Также положительно отозвался о принятии закона Владислав Ремирович Кучма, директор НИИ охраны здоровья детей и подростков научного центра “Здоровье детей” Российской академии медицинских наук: 

– Я вспоминаю, как Президент РФ Путин, посещая однажды школу, заметил, что санитарные нормы и правила можно выполнять, а можно и не выполнять. Вот если бы это было написано в законе... То, что теперь одним из условий образовательного стандарта будут гигиенические требования, очень важно. И вот почему. 

Заболеваемость школьников в последние годы выросла на 18–20%. В первую очередь это болезни опорно¬двигательного аппарата, нервной системы, желудочно­кишечного тракта. Растет число детей, имеющих дефицит массы тела. Начинает проявляться та тенденция, которая поразила всю Европу и Америку, где 25–30% подростков страдают ожирением. Большинство нарушений здоровья связано со школьным ритмом жизни, условиями обучения. 

Отчасти виноваты и родители. К примеру, навязывают школе: давайте повесим хрустальные люстры, у нас будет как в Большом театре, абсолютно не понимая, что такое блесткость и как это влияет на зрительное восприятие. Зрительный анализатор при таком освещении работоспособен лишь 15 мин, не более.

Наличие площадки на открытом воздухе, планировка здания, естественное и искусственное освещение, учебная мебель, ее расстановка, рассадка ребят, правильное планирование работы за компьютерами, школьное питание, медицинское обеспечение детей – все это очень важно и будет учтено в новом образовательном стандарте.

Ольга Евгеньевна Морозова, лучший учитель Владимирской области 2005 г., обладатель гранта нацпроекта “Образование”, также принимала участие в обсуждении и говорила о месте ребенка в системе образования:

– В школе ребенок находится в очень сложной ситуации: ему необходимо соответствовать этим требованиям, а требования колоссальные. И получается, что новые стандарты, которые модернизируют образование, – это не просто соглашение между семьей, обществом, государством на предмет того, каким должно быть образование, его качество и результат, но это еще и адекватность требований по отношению к субъекту образования – школьнику. 

Часто получается, что современные стандарты в меньшей степени ориентированы на детализацию процесса и в большей степени – на результат и условия, которые будут способствовать достижению этого результата. Как же оценивать текущие успехи ученика? Классическая, фактически трехбалльная, система давно себя изжила. Как отмечается в проекте стандартов, оценка должна иметь сложенный состав. При этом прописывается модель того, из чего будет складываться оценка. Это субъективная оценка, которая выставляется учителем (за проекты, практические работы, письменный, устный ответы). И объективная – стандартизированное тестирование и анкетирование. Выходит, что субъективная оценка проявляется в начальном, текущем и итоговом вариантах, результатом которых, что очень важно, является аттестация учащихся и педкадров. Необходимо прояснить, а как будут соотноситься эти две оценки – объективная и субъективная? И какая оценка будет выставляться, например, как годовая, итоговая? Ведь тестирование содержит очень мощный психологический фактор. Ребенок может переживать, волноваться.

Кроме этой привычной системы появляется еще целая масса новых оценок. Например, оценка индивидуального прогресса. А как и кто его будет отслеживать? Сам учитель или появится единая методика? Следующее – оценка личностных результатов обучения. Но ее отразить в рамках нынешней пятибалльной системы невозможно! Далее – оценка сформированности межпредметных умений: как ребенок может пользоваться тем багажом, который он получил на разных предметах, синтезировать, сочетать все эти знания и применять на деле. Но кто будет осуществлять этот мониторинг – учитель, администрация, специально подготовленные кадры?

Следует отметить и мнения оппонентов.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин высказался против того, что в законе отныне больше не будет регионального и национально­регионального компонента: 

– Не очень понятно, как наши края, области и республики смогут реализовать свои права в области образования, предусмотренные ст. 72 Конституции РФ. 

Также политик отметил, что в законе вообще не говорится о содержании образования: 

– Мы даже не знаем, какой перечень предметов будут изучать наши дети. Закон написан по известному принципу: чему учить – мне все равно, но вот ЕГЭ сдавать обязан.

Виктор Васильевич Чернявский, председатель комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи Законодательного Собрания Краснодарского края, выступая в октябре 2007 г. на круглом столе на тему “Федеральный образовательный стандарт: проблемы нормативно-правового регулирования”, высказался против отмены регионального компонента в новом образовательном стандарте и отметил, что предметы федерального компонента не могут решить воспитательной задачи применительно к каждому из регионов Российской Федерации с учетом его особенностей. 

Подготовила М. Булгакова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль