Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Мнение экспертов.

2396

Игорь Носков, ректор Самарского государственного университета: "… в нынешней редакции закона "Об образовании" слишком много недоработок. Хотя есть и положительные моменты. В частности, он охватывает все пласты образовательного процесса, пытаясь увязывать их между собой. Тем не менее в нем, например, совершенно не прописано, как должна вестись внеклассная работа. О ней закон не говорит вообще ничего. Ничего не говорится и о воспитательном процессе.  И, наконец, отсутствует понятие "докторантура". У нас что, ее вообще не будет? Как тогда мы собираемся развивать общество? Совершенно непонятен и объем социальных гарантий тем, кто участвует в образовательном процессе. В совокупности с недавним высказыванием советника президента Аркадия Дворковича о возможной ликвидации стипендий это наводит на серьезные размышления. Считаю, что стипендии отменять нельзя. Можно обсуждать их дифференциацию в зависимости от доходов обучаемого. Однако не уверен, что общество сейчас готово к этому"

2 февраля 2011 г. http://www.tlt.ru/

Виталий Хименко, первый проректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения: "Второй проект закона очень сильно изменился, но принципиальные вещи остались. К сожалению, все, что связано с научными исследованиями, выброшено из сферы образования. Непонятно, почему не нашлось место академиям и начальному профессиональному образованию. Не согласны мы и с тем, что колледжи будут готовить бакалавров. Судя по новому проекту, для того чтобы закон заработал, потребуется принять огромное количество подзаконных актов, на это потребуется время. Но в любом случае цельный документ лучше, чем то количество разрозненных, с которыми приходится сейчас работать"

Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию: "В новом проекте закона нечетко прописана судьба больших региональных вузов ни в смысле статуса, ни финансирования. Между тем это чревато тем, что мы можем потерять созданную десятилетиями систему образования. Надо прописать условия обновления знаний, это необходимо сегодня для карьерного роста каждого. И тут на первое место выходит дистанционное послевузовское образование. Введение "дистанционки" станет новой поправкой в обсуждаемый проект закона. Рабочая группа нашего комитета занимается внесением поправок к действующим законам и готовит Концепцию о законодательстве индустрии электронного обучения".

15 декабря 2010 г. "Российская газета"

Елена Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной юридической академии (МГЮА) имени Кутафина: "Мы прекрасно понимает, что студент, который не выполняет требований вуза, который не учится, должен быть отчислен, а если мы строим отношения на тех договорных условиях, что в законопроекте, то, по сути, нерадивого студента мы и отчислить не можем, не можем расторгнуть договор в одностороннем порядке". По ее мнению, проект требует серьезной доработки.

 20 января 2011 г. http://www.nn.ru/

Игорь Шолохов, руководитель Казанского правозащитного центра: "В вынесенном на общественное обсуждение законопроекте "Об образовании" нет пункта о запрете администрации школы или детсада каким-либо образом участвовать в сборе и расходовании родительских денег, что оставляет лазейку для нерадивых директоров и заведующих. Ведь недаром говорят – "что не запрещено, то разрешено. Работники школы должны заниматься учебным процессом, а не контролировать, кто из родителей сдал деньги, а кто не соизволил это сделать. Желающим же добровольно и бескорыстно помочь образовательному учреждению никто не мешает сделать это в рамках закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

 1 февраля 2011 г. http://www.regions.ru/

­­­­­­Эдуард Никитин, президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: "В законопроекте достаточно много слов о дополнительном профессиональном образовании, и в этих словах легко запутаться. Отдельно о повышении квалификации педагогических кадров или каких-то иных не говорится". Он предлагает перенести в новый законопроект статью 55 из действующего закона "Об образовании". "Она гарантирует учителю право на повышение квалификации раз в 5 лет в объеме не менее чем 72 часа. По его мнению, на основании этих формулировок нужно подготовить типовое положение об учебном заведении повышения квалификации, порядке повышения квалификации, требования к программам.

1 февраля 2011 г. РИА Новости

Николай Цискаридзе, народный артист России отметил, что хореографические и танцевальные высшие учебные заведения должны иметь свой особенный статус и свои критерии отбора. "Мы есть, но в законе об образовании мы не прописаны. Мы должны добиваться отдельного статуса". В хореографических учебных заведениях должна сохраниться особенная система набора учащихся. По его мнению, обучение хореографии и музыки должно вестись с раннего детства. "Учить обязательно надо с раннего детства, потому что руку надо ставить пока еще связки мягкие, балету надо учить только с десяти лет, ни в коем случае не с 16 лет"

20 января 2011 г. РИА Новости

Григорий Балыхин, председатель комитета Государственной Думы: "Есть вопрос по начальному профессиональному образованию - и мы его обсуждаем. Мы считаем несправедливым, что в законопроекте министерства нет семейного образования, и это учтено в новом тексте законопроекта. Также использование информационных технологий было недостаточно освещено в проекте документа"

18 января 2011 г. РИА Новости

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова: "Законопроект в новой редакции отличается от первоначальной. Он более четко прописан, в нем учтены многие замечания, поступившие на первом этапе обсуждения. В том числе нашел отражение ряд предложений Российского союза ректоров, сформулированных на конференции 5 октября, а также предложения Государственной думы и Общественной палаты России. Но к нему все же остается много замечаний, в том числе и у нас".

28 декабря 2010 г. Газета.ru

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова.По его мнению,
документ напоминает справочник, в котором дублируются нормы гражданского, семейного, финансового, трудового и даже антимонопольного законодательства. Если убрать общие места, то проект закона без ущерба для содержания "похудеет" в два раза, им станет удобнее пользоваться.

 1 февраля 2011 г. http://www.strf.ru/

Ольга Смолянинова, директор института педагогики, психологии и социологии, доктор психологических наук, профессор, чл. корр. РАО. На её взгляд, основной проблемой проекта закона является не всегда чёткая оформленность целей введения определённых изменений и образовательных инноваций и не всегда понятные механизмы их реализации. Например, из проекта закона не ясно, на какие должности могут претендовать выпускники с различными академическими степенями (бакалавриат, специалитет и магистратура). В статью, посвящённую аттестации обучающихся, она предложила внести пункт о создании или участии Российских (региональных) профессиональных сообществ и наделить их правами на осуществление профессиональной аттестации выпускников вузов и присвоение профессиональных квалификаций. "Считаю, что если федеральным университетам в новом законе разрешено реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно, то необходимо закрепить за ними и право проводить дополнительные вступительные испытания отбора профильной направленности для тех направлений и специальностей, где профессиональное образование связано со специфическими формами работы с людьми"

26 января 2011 г.http://www.sfu-kras.ru/

Светлана Маковская, первый заместитель министра образования и науки Красноярского края. В своем выступлении отметила, что в проекте нового закона никак не прописаны условия получения качественного профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья: "Мы предлагаем дополнить ст. 15 Закона правовыми нормами, которые позволят лицам, окончившим специальные (коррекционные) образовательные учреждения, получать дальнейшую профессиональную подготовку в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки".

Василий Моргун, член комитета по образованию, науке и культуре Законодательного Собрания Красноярского края: "К сожалению, проект получился достаточно объёмным по содержанию, очень много теории и сложной терминологии, которые будут непонятны населению. В законе также большое количество моментов, которые имеют декларативный характер и никак не обеспечены экономически. Например, льготы учителям. В проекте исключено понятие начального профессионального образования, что закрывает доступ к нему детям из малообеспеченных семей и детям с ограниченными возможностями".

14 октября 2010 г. http://news.sfu-kras.ru

Ярослав Кузьминов, ректор Васшей школы экономики: "В результате федеральный закон "Об образовании" представляет собой что-то неудобочитаемое, он содержит массу ссылок, и человек без юридического образования его просто не поймет"

16 марта 2010 г. "Российская газета" Федеральный выпуск №5132 (53)

Игорь Чернышев, Председатель комиссии по труду и социальной политике Государственной думы Томской области: "Существующий закон устарел, в этом нет сомнений. Но он, скорее, нуждается в редактировании, а не полном истреблении. В законопроекте есть много прогрессивных моментов, но это не означает, что нужно отбросить имеющиеся опыт и знания"

27 октября 2010 г. http://www.infox.ru/

Владимир Исаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты: "Закон превратился в инструкцию об образовательной деятельности. Как будто авторы ожидали град критики в свой адрес и впихнули в проект все что можно. В результате, конечно, работник министерства его изучит, но обычные граждане — нет".

24 октября 2010 г. Газета.ru

Георгий Зимирев, ректор ЗабКИПКРО: "Одна из положительных сторон закона в том, что в нем традиционные образовательные термины приведены в соответствие со строгой нормативной лексикой: воспитательный процесс, обучение, качество образования. Но при наличии некоторых плюсов, в законе есть и немало минусов. В частности, не прописана роль регионов"

Иван Катанаев, ректор ЗабГГПУ. Заострил внимание на том, что это первая серьезная попытка все объединить. Он уверен: "Принимать надо - это бесспорно".
"Нравится то, что нововведения последних лет включены - ЕГЭ, новая система финансирования, 83 ФЗ. Правда, мы их еще не отработали, но они уже включены в закон - это минус"

Геннадий Куцев, президент ТГУ: "Проект закона настолько плох, что он не заслуживает не только принятия, но даже обсуждения".

7 сентября 2010 г.http://www.tovievich.ru

Владимир Новоселов, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета, закон "Об образовании" в первой редакции подверг острой критике.  "В частности, в нём нет ни слова о вузовской науке. И это в то время, когда руководство страны ставит развитие вузовской науки на первый план"

6 декабря 2010 г. http://www.nakanune.ru

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования: "Как театр начинается с гардероба, так федеральный закон начинается с основных понятий, целей, что такое образование и каково его содержание. Сама концепция закона неясна. Фактически это обрекает этот закон на простую говорильню. Нельзя с нуля строить такой закон об образовании. У нас уже есть ракета "Булава", начали строить с нуля, а по сути воспроизвели технологию 40-летней давности"

3 декабря 2010 г. http://343.ru/

Сергей Миронов, председатель верхней палаты парламента поддержал ректоров, назвав идею классификации вузов очередным насаждением западных реалий. "Работодатель еще не привык к бакалавру, не будет он понимать, и кто такой выпускник колледжа"

19 октября 2010 г. Интернет-газета "Четвертая власть"

Валентин Рахманин, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета: "Нам действительно необходим новый закон, который выводил бы Россию на передовые позиции в экономике, в науке, в культуре, во всех социальных сферах. Но, ознакомившись с законопроектом, этого, к сожалению, я не почувствовал. Я пришел к выводу, что законопроект – это штопанье правовых дыр в устаревшем законодательстве. Штопанье необходимо, если другой одежды нельзя купить…".

24 сентября 2010 г. http://www.vobkom.ru/

Татьяна Мишуровская, директор гимназии №40 Калининграда назвала готовящийся закон инструкцией по применению, в которой для руководителя определен алгоритм действий. " Каждого работника системы образования и образовательного учреждения этот закон заставит поразмыслить, что необходимо делать, чтобы образовательная организация давала качественную услугу".

28 января 2011 г.http://sovlicey10.ru/

 

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль