Этическое воспитание детей в детском саду

8993
Этическое воспитание детей в детском саду

Все родители мечтают, чтобы их дети росли вежливыми и отзывчивыми. При этом сами взрослые часто забывают о необходимости соблюдения правил этикета. Самый простой способ семейного воспитания вежливости – личный пример, вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей в этическом воспитании детей дошкольного возраста, создание соответствующих условий для этого в детском саду и семье. 

Актуальные проблемы этического воспитания детей

В современной жизни, к сожалению, редко остается время на проявление вежливости, толерантности, эмпатии. Все реже и реже люди выражают благодарность, уступают друг другу место в общественном транспорте. При этом взрослые пытаются осуществлять социально-нравственное воспитание детей, но сами не придерживаются правил вежливого поведения. Часто можно услышать, как мама или папа говорят малышу «Извинись!», «Поздоровайся!» в приказном тоне, а ребенок даже не понимает, что следует сделать. Авторитарностью редко можно добиться желаемого от детей, нужно использовать личный пример. Так, когда ребенок слышит пренебрежительные отзывы родителей о каком-то человеке, а при встрече с ним наблюдают, как мама и папа вежливо здороваются с ним, у малыша вырабатываются двойные стандарты поведения, возникают проблемы внутрисемейного общения. Примеры вежливого и открытого общения взрослых побуждают детей вести себя аналогично, проявлять вежливость.

Важно помнить, что этическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть связано с игровой деятельностью. В ходе игры дети смогут примерить на себя разные ситуации поведения в социуме, выучить слова вежливости, чтобы потом перенести эти знания в реальную жизнь. Воспитателям следует также знакомить дошкольников со сказками и рассказами, посвященными теме вежливости. Эти простые методические приемы могут использовать родители в повседневной жизни. Вопросы воспитания вежливости у детей не оставляют без внимания и педагоги.

Этическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательных организациях

В апреле 2010 г. в нашей стране началось экспериментальное обучение нравственным дисциплинам (культурное наследие традиционных религий России, основы мировых религиозных культур, светская этика), которые были предложены ученикам на выбор. При этом следует понимать, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для этического воспитания детей.
Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера, определяющая характер общения с людьми, готовность идти на компромисс и выслушивать разные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

Этикет (от фр. etiquette – этикетка, надпись) – нормы и правила поведения людей в обществе.

Так, большим подспорьем в этой работе педагогов МДОАУ «Детский сад» с. Загородный стали культурные ценности и традиции башкирского народа, утверждающие принципы гостеприимства, доброжелательности и терпимости. Современным детям не хватает ласки, внимания, объятий, поэтому в воспитательно-образовательной работе появляются такие праздники, как «Родительский день», «День прощения», «День радости», «День объятий». Кроме того, организуются совместные с родителями выездные мероприятия.
Доброй традицией в ДОО стало проведение тематических недель, в которых участвуют педагоги, воспитанники и их родители. Одну из таких недель решили посвятить этическому воспитанию детей дошкольного возраста. 

Этическое воспитание детей в детском саду: цели

Основными целями тематической недели «Этикет и вежливость» стали:

  • просвещение родителей воспитанников в вопросах этического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • создание условий в ДОО для реализации задач этического воспитания детей;
  • формирование у детей дошкольного возраста
  • этических норм поведения;
  • овладение речевым этикетом и культурой общения.

На основании целей были сформулированы следующие задачи:

формирование моральных качеств личности:

  • вежливости, скромности, корректности, тактичности, деликатности;
  • обучение детей культуре поведения в общественном месте (на улице, в транспорте, кафе, театре, за столом и т. п.), дома и в гостях;
  • правилам хорошего тона (речевой этикет);
  • формирование умения пользоваться хорошими манерами;
  • умения пользоваться языком жестов;
  • умения видеть себя со стороны;
  • для педагогов:
  • изучение уровня воспитанности, культуры общения, проявления этических норм поведения у детей 5–7 лет;
  • разработка методики и мини-программы воспитания этических норм и правил поведения в ДОО;
  • определение наиболее эффективных педагогических условий для успешной работы по воспитанию этических норм поведения у детей;
  • разработка системы взаимодействия ДОО и семьи в рамках работы по воспитанию этических норм поведения у детей;

Для родителей:

  • оказание всесторонней поддержки и участие
  • в работе педагогов по воспитанию у детей этических норм и правил поведения;
  • соблюдение единых с педагогами требований в рамках этического воспитания детей;
  • формирование у ребенка представлений о морали на личном примере;
  • использование эффективных методов воспитания: похвала, одобрение, восторг;
  • решение вопросов и проблем в области этического воспитания детей в тесном контакте с педагогами ДОО.

Организация тематической недели, технологическая карта которой представлена в приложении 1, предполагала проведение предварительной работы. Заведующий ДОО и старший воспитатель провели консультацию для педагогов на тему «Правила этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности дошкольников». В свою очередь, педагоги провели диагностику коммуникативных умений детей, анкетирование родителей, в ходе родительских собраний проинформировали о мероприятиях предстоящей тематической недели.

Основными формами реализации тематической недели стали: беседы, игровые и педагогические ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, тренинги, экскурсия, открытые мероприятия для родителей, приглашение гостя в группу и т. д.

Целенаправленная системная работа по воспитанию у дошкольников этических норм поведения в рамках тематической недели расширила и обогатила их представления о нормах морали, этикете, способствовала проявлению воспитанниками истинных чувств вежливости, добропорядочности и терпимости. Педагоги смогли отойти от формальных методов воспитания, которые зачастую сопровождаются словами «Так нельзя», «Извинись», «Попроси прощения» и т. д. Тесное сотрудничество детского сада и семьи оказало положительное влияние на родителей, детей и педагогов. Участие в совместных мероприятиях способствовало накоплению у воспитанников социального опыта, формированию привычки считаться с интересами окружающих.

Благодаря проведенной работе обыденные режимные моменты превратились в площадки этикет-лаборатории, где дети на практике закрепляют новые навыки речевого этикета и правильного поведения в общественных местах. Например, обыкновенный полдник, ужин педагоги периодически организуют как торжественное загадочное мероприятие, которое проводится за красиво накрытыми столами, с цветами, шарами в сопровождении классической музыки.

Этическое воспитание детей в детском саду

Этическое воспитание детей в детском саду

Этическое воспитание детей в детском саду

Вложенные файлы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль