Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

3744

В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 229­ФЗ
"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов" (далее – Закон № 229-ФЗ) руководителям и бухгалтерам образовательных учреждений всех типов и видов с 1 января 2011 г.
[1] придется использовать новые методы и способы снижения налоговых нагрузок.

В целом законодательные нововведения направлены на решение фискальных проблем – урегулирование задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также некоторых вопросов налогового администрирования.

В частности, ст. 23 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции Закона № 229-ФЗ устанавливают право налогоплательщиков отправлять в налоговые органы документы по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, в новом году личные контакты руководителя образовательного учреждения (далее – ОУ) с инспекторами налоговой службы сведутся к минимуму: они будут обмениваться только электронными документами. С одной стороны, это позволит ОУ сэкономить время и деньги,
с другой – создаст дополнительные трудности, поскольку при пересылке могут возникнуть проблемы технического характера.

НК РФ также устанавливает, какие документы и в каких случаях могут быть представлены в налоговый орган в электронном виде: согласно ст. 80 – копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), согласно ст. 84 – заявление о постановке на учет (снятии с учета) и уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений.

наверх

Исчисление налога на прибыль

Если ОУ имеет доходы от внебюджетной деятельности (прежде всего, от оказания платных образовательных услуг), его руководителю следует обратить внимание на поправки, касающиеся исчисления налога на прибыль.

С 1 января 2011 г. поднимается порог стоимости амортизируемого имущества. В 2010 г. основные средства стоимостью до 20 тыс. руб. списывались сразу, а свыше этой суммы – через амортизацию. С 2011 г. амортизируемым является имущество дороже 40 тыс. руб., т. е. больше затрат можно будет единовременно учесть при определении налога на прибыль.

К сожалению, если законодатели не внесут соответствующие изменения в систему бухгалтерского учета, то из-за указанного выше парадокса (различие в стоимости амортизируемого имущества в бухгалтерском учете – свыше 20 тыс. руб. и в налоговом – свыше 40 тыс. руб.) у ОУ могут возникнуть проблемы.

наверх

Начисление и уплата единого социального налога

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ) меняется система начисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) в ОУ и замена его страховыми взносами во внебюджетные фонды.

База для начисления страховых взносов в основном совпадает с налогооблагаемой базой по ЕСН (ст. 9 Закона № 212-ФЗ), однако отдельные изменения ухудшают положение налогоплательщиков:

1. Все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если они начислены по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, независимо от отнесения таких выплат на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

2. Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск облагаются страховыми взносами (подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

3. Если материальная помощь, оказываемая работодателем своему работнику, составит более 4 тыс. руб., то с суммы превышения должны перечисляться страховые взносы (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

4. Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный код бюджетной классификации (КБК) (пп. 1, 3 ч. 5 и п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

5. Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

6. Срок непредставления расчета исчисляется в календарных днях, а не в рабочих, как это было раньше (ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

7. За представление расчета с нулевой суммой после 180 календарных дней от установленного срока предусмотрен минимальный штраф 1 тыс. руб. (ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

8. Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6
ч. 2 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).

9. Правительство РФ должно ежегодно индексировать размер облагаемых взносами выплат (ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). В 2011 г. облагаемый лимит по страховым взносам повышен с 415 тыс. руб. до 463 тыс. руб.

В результате замены ЕСН страховыми взносами изменились ставки взносов в различные фонды. Увеличение и разбивка новых ставок отчислений по фондам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Изменение ставок взносов в различные фонды

Фонды

Ставка взносов при общей системе
налогообложения, %

в 2009–2010 гг.

в 2011 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

20,0

26,0*

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,9

2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1,1

2,1

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

2,0

3,0

Итого:

26,0

34,0

 

С 2011 г. отчетность по страховым взносам нужно сдавать в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ). При этом в ПФ РФ необходимо направлять расчет в отношении не только "пенсионных", но и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.09 № 894н.

С 2010 г. страхователи обязаны представлять уточненные расчеты, если допустили ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов (п. 1 ст. 17 Закона № 212-ФЗ). При этом штрафные санкции не предусмотрены только в том случае, если до подачи "уточненки" уплачена недостающая сумма взносов и пеней.

Если же ошибки в представленном расчете привели к завышению суммы страховых взносов, страхователь может, но не обязан подать уточненный расчет.

Таким образом, правила корректировки расчетов по страховым взносам в настоящее время соответствуют положениям ст. 81 НК РФ "Внесение изменений в налоговую декларацию".

наверх

Сроки подачи персонифицированных сведений и отчетные периоды

По каждому застрахованному в ПФ РФ лицу ведется индивидуальный (персонифицированный) учет. Необходимые сведения о застрахованных лицах представляют организации­работодатели, т. е. страхователи. При этом сроки подачи персонифицированных сведений (сведений для декларации руководителей ДОУ), а также отчетные периоды могут меняться.

Так, в 2010 г. отчетными периодами были полугодие и календарный год. Соответственно представлять персонифицированные сведения в ПФ РФ нужно было два раза:

  • за I полугодие – до 1 августа 2010 г.,
  • за год – до 1 февраля 2011 г.

С 2011 г. отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, поэтому подавать сведения придется чаще. Персонифицированные сведения нужно представлять в ПФ РФ ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Правления ПФ РФ от 07.07.2010 № 166п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п" утверждены четыре новые формы для сдачи сведений по персонифицированному учету – СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3 и АДВ-6-2.

Руководителю ОУ следует помнить, что обязанности страхователей не ограничиваются сдачей расчетов по взносам и персонифицированных сведений. С 2010 г. плательщики страховых взносов обязаны письменно информировать отделения ФСС РФ по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счетов в банке. Для этого страхователям отводится семь дней, которые отсчитываются со дня открытия (закрытия) счета (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ). За нарушение указанного срока предусмотрена административная ответственность. 

наверх

Порядок проверки страхователей

Проверять страхователей по поводу начисления, уплаты страховых взносов и сдачи отчетности должны сотрудники ФСС РФ и ПФ РФ. В обязанности ревизоров из ФСС РФ входит контроль отчислений на социальное страхование и расходов на пособия, а в обязанности ревизоров из ПФ РФ – контроль внесения взносов в ПФ РФ и фонды медицинского страхования. Помимо проведения контрольных мероприятий они также начисляют штрафы и взыскивают неуплаченные взносы.

Отделения ПФ РФ и ФСС РФ могут проводить как камеральные, так и выездные проверки страхователей. Порядок осуществления проверок сотрудниками фондов фактически повторяет порядок осуществления проверок налоговыми инспекторами. Так, камеральная проверка расчета по взносам может проходить в течение трех месяцев с момента представления расчета. Если проверяющие найдут какие-либо ошибки или противоречия, они должны сообщить об этом страхователю. Он, в свою очередь, обязан в течение пяти дней внести исправление в расчет или дать пояснение. Кроме того, контролеры могут потребовать представить дополнительные документы. В этом случае у ОУ есть 10 дней, чтобы подготовить бумаги. Если уложиться в отведенный срок не получается, ОУ следует письменно уведомить об этом проверяющих.

Выездные проверки должны осуществляться совместно сотрудниками ПФ РФ и ФСС РФ в соответствии с ежегодно утверждаемым планом. В ходе такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о назначении проверки.

Выездная проверка должна проводиться не чаще чем один раз в три года, а ее продолжительность не может превышать двух месяцев (за исключением случаев, когда ревизия приостанавливалась).

По результатам камеральной либо выездной проверки, в ходе которой обнаружены нарушения, сотрудники фондов должны составить акт. На основании этого акта с учетом возражений страхователя выносится решение о привлечении либо об отказе в его привлечении к ответственности.

Закон № 212-ФЗ предусматривает три вида правонарушений страхователя:

  • непредставление расчета;
  • неуплата или неполная уплата страховых взносов;
  • непредставление документов, необходимых для осуществления контроля.

Наказание за эти нарушения будет таким же, как и за аналогичные налоговые правонарушения (ст. 46–48 Закона № 212-ФЗ и ст. 119, 122, 126 НК РФ).

Как уже было сказано выше, ревизоры из фондов могут без суда взыскать с ОУ не только страховые взносы и пени, но и начисленные штрафы. Правда, в некоторых случаях предусмотрены исключения. Так, с ОУ, имеющего лицевой счет, недоимку по страховым взносам можно взыскать только через суд.

Руководитель ОУ может обращаться за письменными разъяснениями по вопросам уплаты страховых взносов в фонд по месту учета или в Минздравсоцразвития России (ст. 28 Закона № 212-ФЗ). В спорных случаях такие разъяснения могут защитить ОУ от штрафов и пеней (ст. 25, 43 Закона № 212-ФЗ). 

наверх

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний

На сайте Минздравсоцразвития России www.minzdravsoc.ru в разделе "Банк документов" опубликован проект постановления Правительства РФ от 09.11.2010 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов". Указанные в нем тарифы к начисленной оплате труда застрахованных сотрудников (в сфере образования – 0,2%) будут действовать до 2013 г. Остаются также действующие ранее льготы.

наверх

Налоги на имущество и добавленную стоимость

В порядке исчисления и уплаты налога на имущество (гл. 30 НК РФ) существенных изменений не произошло. Однако для образовательных учреждений в 2011 г. сделано небольшое послабление: если ОУ не имеет объектов для уплаты данного налога (т. е. все имущество, закрепленное за ОУ, используется исключительно в образовательных целях), то оно не обязано подавать в налоговые органы декларацию, в т. ч. и "нулевую".

В отношении налога на добавленную стоимость (НДС) ситуация другая: за нарушение сроков подачи "нулевой" декларации (в случае если ОУ в отчетном периоде не оказывало платных образовательных услуг, облагаемых НДС, и сумма налога к уплате равна нулю) ОУ будет оштрафовано на 1 тыс. руб., а не на 100 руб., как это было ранее (ст. 119 Закона
№ 229-ФЗ).

наверх

Налогообложение доходов физических лиц

В 2011 г. изменится налогообложение доходов физических лиц (НДФЛ):

  1. ОУ сможет самостоятельно разрабатывать форму налоговой карточки, содержащую в обязательном порядке суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного документа.
  2. В справках 2-НДФЛ появится новая строка, в которую ОУ будет вносить сумму фактически перечисленного в бюджет НДФЛ.
  3. У ОУ как налогового агента появится обязанность сообщать письменно налогоплательщику о каждом факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
  4. ОУ сможет вернуть НДФЛ сотруднику за счет предстоящих платежей налога с зарплаты того же или другого налогоплательщика.  

наверх

Налоговые проверки

Практика работы арбитражных судов за последние два года показывает, что налоговые органы часто проигрывают в спорах с налогоплательщиками. В первую очередь это происходит потому, что проверяющие не уделяют должного внимания сбору доказательств, нарушают процедуру проведения налоговых проверок и рассмотрения ее результатов.

В связи с этим со 2 сентября 2010 г. изменился порядок оформления результатов налоговых проверок. К акту проверки теперь должны прилагаться документы, подтверждающие факт нарушений (протоколы опросов и т. д.). Ранее в актах налоговой проверки инспекция, как правило, ссылалась на документы, которые подтверждали именно ее позицию.

Данные поправки позволят ОУ ознакомиться с представленными документами, оценить выводы налоговой инспекции и на основе этого в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки подготовить аргументированные (с фактическим подтверждением) возражения.

Наряду с введением послабляющих для налогоплательщика поправок законодатели ужесточили ответственность за налоговые нарушения:
не только увеличили штрафы, но и ввели новые составы правонарушений. В соответствии с Законом № 229-ФЗ новые штрафы стали начислять уже со 2 сентября 2010 г. (табл. 2).

 

Таблица 2

Изменения штрафных санкций

Нарушения статей НК РФ

Штрафные санкции

до 02.09.2010

после 02.09.2010

Нарушение срока постановкинаналоговыйучет (ст. 116)

Размер штрафа зависит от срока "непостановки" и составляет от 5 до 10 тыс. руб.

10 тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации (ст. 119)

При запаздывании до 180 дней штраф составляет 5% от неуплаченнойсуммы налога за каждый месяц, свыше 180 дней – 30% плюс 10% от неуплаченной суммы налогаза каждый последующий месяц

5% от неуплаченной суммы налогана основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки ее представления, но не более 30% от неуплаченной суммы налога и не менее 1 тыс. руб.

Нарушение установленного способа представления налоговойдекларации или расчета (ст. 119.1)

Не предусмотрены

200 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120)

Минимальный штраф – 5 тыс. руб.

Если в результате нарушений занижена налоговая база, то штраф составляет 10%
от неуплаченного налога, но не менее

15 тыс. руб.

Минимальный штраф – 10 тыс. руб.

Если в результате нарушений занижена налоговая база, то штраф составляет 20%
от неуплаченного налога, но не менее

40 тыс. руб.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержаниюи (или) перечислению налогов
(ст. 123)

За неперечисление налога предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Ответственность за удержание налогаи несвоевременное перечисление отсутствует

За неперечисление налога предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Введена ответственность за удержание налога  и за его несвоевременное перечисление

Непредставление сведений
(ст. 126)

50 руб. – за каждый непредставленный документ;

5 тыс. руб. – за отказпредставить документы

200 руб. – за каждый непредставленный документ;

10 тыс. руб. – за отказ представить документы

Неправомерное несообщение сведений (ст. 129.1)

1 тыс. руб.

Если нарушение совершено повторнов течение календарного года – 5 тыс. руб.

5 тыс. руб.

Если нарушение совершено повторнов течение календарного года – 20 тыс. руб.

 

 

Необходимо отметить, что за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 г., налоговые инспекции не вправе были штрафовать по новым ставкам.

Руководителю ОУ также следует знать, что в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена ст. 19.7.6, которая устанавливает ответственность (на данный момент – штраф 10 тыс. руб.) за незаконный отказ в доступе и незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

наверх

Нормативные документы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"

  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 16.10.2010)

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 16.10.2010)

  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам"

  • Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 № 166п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п"

 

 

[1] * Некоторые положения закона (изменения в оформлении налоговых проверок, штрафных санкциях и др.) вступили в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, т. е. со 2 сентября 2010 г.

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль