Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования культуры безопасности у учащихся

2971
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования культуры безопасности у учащихся

Авторы:
Л.Л. Тимофеева,  канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования  БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей",
Н.И. Королева, директор БОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Троснянский центр психолого-медико-социального сопровождения", с. Тросна, Орловская область

Важным направлением работы школы является формирование  у учеников установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Роль педагогов в развитии у детей культуры безопасности велика [* Подробнее о повышении компетентности учителей по проблеме формирования культуры безопасности у учеников см.: Управление начальной школой. 2013. № 10. С. 14.; Примеч. ред.], однако только во взаимодействии с родителями школьников учителя смогут добиться устойчивого результата.

Семья – основной институт социализации ребенка. Сила и стойкость семейных воздействий связаны с тем, что они постоянны и длительны, ребенок подражает действиям близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, окружающему миру. Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители  несут ответственность за их воспитание и развитие. От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование
физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются прежде всего в семье.

Однако многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности. В ходе проведенного нами опроса среди родителей первоклассников (более тысячи респондентов) на вопрос "Как вы думаете, являетесь ли вы для своего ребенка образцом безопасного поведения на улице, в быту, на природе?" лишь 10% родителей ответили положительно.

Тип взаимодействия в семье во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности у ребенка. Так, в семьях, где не используют запреты  и ограничения, не осуществляется контроль за поведением детей, практикуется ситуативное обучение выполнению правил, требований, у ребенка отсутствует образец должного взрослого ответственного поведения, на который ему можно было бы ориентироваться. В этом случае у ребенка не формируются  психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного, безопасного поведения.
Чрезмерный контроль всех поступков ребенка, суровые запреты, жесткие требования и правила, практикуемые в семье, необходимость беспрекословного подчинения родительским приказам без объяснения причин приводят к формированию поведения, основанного на чувстве вины или страха перед наказанием. При этом работают только механизмы внешнего контроля, при его ослаблении поведение ребенка может стать потенциально опасным. Таким детям сложно самим принимать решения, они не уверены в себе, недостаточно самостоятельны, замкнуты, тревожны, враждебны к окружающим, агрессивны по отношению к слабым, безынициативны.

Крайне негативно сказываются на развитии детей такие типы родительских тактик воспитания, как:

  • гипопротекция – недостаточное проявление заботы о ребенке;
  • доминирующая гиперпротекция – гиперопека, чрезмерная озабоченность проблемами и действиями ребенка;
  • потворствующая гиперпротекция – обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка;
  • эмоциональное отвержение;
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции;
  • противоречивые воспитательные воздействия.

<...>
Определяющим фактором успеха работы по повышению родительской компетентности становится учет педагогом определенных закономерностей.
Так, при организации родительского образования необходимо учитывать специфику, принципиальное отличие семейного воспитания от общественного. Если основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку, то фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Важнейшими результатами образования родителей должны стать: изменение места, которое занимают дети в их жизни, улучшение взаимоотношений взрослых с ребенком, осознание значимости воспитательной деятельности семьи, появление родительской ответственности, освоение конкретных умений, связанных с воспитанием ребенка.

Организуя образовательный процесс со взрослыми, педагогу необходимо помнить об условности намеченных планов, о потребностях обучаемых.

Для взрослых людей характерно стремление деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотносить содержание образовательного процесса со своими целями, задачами и проблемами в воспитании детей. Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применить результаты для улучшения своей деятельности, повышения качества жизни.

Следовательно, приглашение родителей младших школьников к обсуждению проблемы формирования у детей культуры безопасности необходимо начинать с совместного рассмотрения ее наиболее актуальных, острых аспектов, предъявления аргументации в пользу невозможности воспитания личности безопасного типа без компетентного взаимодействия родителей с ребенком, с выявления образовательных потребностей семьи.

<...>Статью полностью читайте в журнале "Управление начальной школой" №1, 2014 г. >>

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования культуры безопасности у учащихся

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль