Организация семейного детского сада

15789

Своим опытом открытия нового структурного подразделения дошкольной образовательной организации – организации семейного детского сада – делятся руководители московского Центра развития ребенка.

С 1 февраля 2008 г. в нашем Центре развития ребенка действуют 9 семейных детских садов (далее — СДУ), в которых насчитывается 36 воспитанников. Расскажем подробнее о процессе создания этих структурных подразделений.

Организация семейного детского сада: опыт создания

Узнав о решении правительства г. Москвы и Департамента образования г. Москвы создать новую форму дошкольного образования – семейный детсад, мы пригласили представителей и детей из многодетных семей района Замоскво­речье, познакомили их с нашими образовательными программами, педагогами и специалистами, осуществляющими воспитание и образование детей, а также рассказали о методике организации СДУ.

Для открытия данного структурного подразделения администрация внесла поправки в уже имеющиеся локальные акты, а также разработала новые документы: акт обследования жилищных условий семьи (приложение 1), договор с родителями (приложение 2), доверенность (оформляется на воспитателя семейного детсада в случае, если в последний принимаются дети из других многодетных семей), личные дела детей.

Личное дело воспитанника представляет собой папку, в которой хранятся:

  • копия свидетельства о рождении;
  • копия медицинского полиса;
  • путевка из комиссии по комплектованию;
  • медицинская карта.

Далее был отработан алгоритм организации семейного детского сада, включающий в себя следующие этапы:

  • обращение многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть СДУ;
  • проверку комиссией жилищных условий семьи;
  • заключение с работником (как правило, мамой из многодетной семьи) трудового договора о сотрудничестве;
  • заключение договора между родителем и администрацией СДУ;
  • оформление личных дел детей;
  • встречу воспитателя с педагогами, разработку упрощенной педагогической документации для воспитателя, составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях детсада;
  • осуществление контрольных функций со стороны администрации (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня).

Также было проведено первичное анкетирование представителей многодетных семей, решивших организовать семейный детский сад, в целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ. Анализируя результаты потребностей родителей в услугах ДОУ, специалисты отметили большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок летней площадки ДОУ, многие выразили желание посещать музыкальные и физкультурные занятия. Востребованной оказалась помощь логопеда, в меньшей степени – психолога. Формы работы корректировались в соответствии с запросами воспитателей СДУ.

На каждый семейный детский сад были заполнены социальные паспорта (приложение 3).

При их анализе были получены следующие результаты: все многодетные семьи имеют от 3 до 7 детей, 100% пап имеют высшее богословское образование, 98% мам – высшее образование в области медицины и педагогики, 2% мам продолжают обучение в медицинском университете. Свое материальное положение оценивают, в основном, как среднее.

Бизнес план по открытию детского сада предусматривает, что каждым из них был закреплен сотрудник ДОУ, который осуществлял методическое сопровождение, помогал разрабатывать режим дня, примерное распределение деятельности в течение дня, а также заполнять дневник воспитателя семейного детского сада.

Дневник воспитателя семейного детского сада представляет собой тетрадь формата А5, 48 листов (клетка):

Таблица 1

Организация семейного детского сада: режим дня

Время проведения мероприятия

Мероприятие

1

2

7.00–7.30

Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

7.30–8.30

Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

8.30–9.00

Подготовка к завтраку, завтрак в ДОУ

9.00–13.00

Игры­занятия дома / игры­занятия, консультации со специалистами в ДОУ / подготовка к прогулке, прогулка

13.00–13.30

Подготовка к обеду, обед

13.30–15.30

Подготовка ко сну, дневной сон

15.30–16.00

Подготовка к полднику, полдник

16.00–17.30

Игры­занятия дома

17.30–18.30

Подготовка к прогулке, прогулка

18.30–19.00

Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

19.00–19.30

Подготовка к ужину, ужин

19.30–20.30

Спокойные игры, чтение взрослыми книг

20.30–7.00

Гигиенические процедуры, ночной сон

  • листы 3–22 – месячный план занятий в СДУ.

На каждый день месяца воспитатель заполняет таблицу, где указывает планируемые мероприятия с детьми, время и место их проведения (табл. 2). Это могут быть занятия дома и в ДОУ по выбору матери­воспитателя в соответствии с планом сотрудничества семейного детского сада с ДОУ на месяц (приложение 4).

Таблица 2

План занятий семейного детского сада на "___" ________ 20__ г.

Мероприятие

Место проведения

Время проведения

Примечание

  • листы 23–48 – таблица, отражающая информацию о взаимодействии со специалистами ДОУ.

После каждого занятия в ДОУ или посещения педагогом семейного детсада, специалист заполняет таблицу, в которой дает рекомендации, касающиеся воспитания и обучения ребенка. Таблица заводится для каждого специалиста, работающего с воспитанником (табл. 3).

Таблица 3

Взаимодействие семейного детского сада с ___________________________________________
(Ф. И. О., должность специалиста)

Дата

Имя, фамилия воспитанника

Рекомендации специалиста

Отметка о выполнении

Сотрудничество оказалось полезным и для ДОУ, и для многодетных семей. В новом 2008/09 уч. г. две многодетные семьи, дети которых ранее посещали ДОУ, приняли решение об организации встроенного детского сада.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий.docx
  • Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей.docx
  • План сотрудничества семейного детского сада и ДОУ.docx
  • Социальный паспорт семьи.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль