Обеспечение теплоснабжения ДОУ

8476

П.В. Гулидов,
юрист, консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Для обеспечения детского сада теплом заведующий должен своевременно заключить договор с теплоснабжающей организацией. Какие требования предъявляются к такому договору и как защитить интересы детского сада при перерывах в теплоснабжении – разъясняет консультант нашего журнала.

Организации, обеспечивающие теплоснабжение ДОУ

В вопросах теплоснабжения (т. е. обеспечения тепловой энергией) любому дошкольному образовательному учреждению необходимо в первую очередь взаимодействовать с органами местного самоуправления либо с теми теплоснабжающими организациями, которые по поручению данных органов занимаются оказанием услуг теплоснабжения на территории муниципального образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к компетенции органов местного самоуправления так называемого второго уровня, т. е. органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, учредителями ДОУ являются данные органы, которые и должны по закону создавать условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности детских садов (в т. ч. заботиться об их теплоснабжении).

В то же время, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131­ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131­ФЗ), полномочия по организации теплоснабжения возлагаются на органы местного самоуправления так называемого первого уровня, т. е. на органы местного самоуправления поселений (п. 4 ч. 1 ст. 14) и городских округов (п. 4 ч. 1 ст. 16).

В соответствии с Законом № 131­ФЗ органы местного самоуправления, уполномоченные на организацию теплоснабжения, могут создавать для этого специальные предприятия и учреждения. В то же время теплоснабжением поселений (из которых и состоит муниципальный район) и городских округов могут заниматься не муниципальные, а иные (государственные, частные) теплоснабжающие предприятия на основании специальных до­говоров – муниципальных контрактов.

Поэтому каждому ДОУ, не имеющему собственной котельной (а таких на сегодняшний день большинство), при решении вопроса об обеспечении своих помещений теплом придется обращаться к предприятиям (учреждениям), уполномоченным органами местного самоуправления на оказание услуг теплоснабжения (далее – теплоснабжающие организации).

При этом учреждениям, учредителями которых являются органы местного самоуправления муниципальных районов, при решении вопросов теплоснабжения придется взаимодействовать как с данными органами, так и с органами местного самоуправления поселений (непосредственными исполнителями полномочий в области теплоснабжения). Учреждениям, учредителями которых являются органы местного самоуправления городского округа, несколько проще, поскольку все вопросы теплоснабжения они могут решать непосредственно с учредителем.

Заключение договора о теплоснабжении

В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения являются юридическими лицами, а следовательно, самостоятельно осуществляют любую хозяйственную деятельность, в т. ч. и организацию обеспечения учреждения услугами теплоснабжения. Для этого учреждение должно заключить с теплоснабжающей организацией специальный договор на поставку тепловой энергии (теплоснабжения), представляющий собой разновидность договора энергоснабжения.

Договор теплоснабжения для ДОУ должен разрабатываться с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003 (далее – СанПиН).

При заключении данного договора, во избежание негативных последствий для учреждения в будущем, руководителю ДОУ стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. В договоре обязательно должно быть указано количество тепловой энергии, которое теплоснабжающая организация обязуется поставлять учреждению. При этом желательно, чтобы общий договорной объем тепловой энергии был разбит помесячно, поскольку в этом случае учреждению проще будет требовать от теплоснабжающей организации надлежащего исполнения обязанностей по договору либо предъявлять претензии в связи c ненадлежащим исполнением.
  2. В договоре необходимо установить требования к температурному режиму в помещениях учреждения. Это также будет на руку учреждению в случае нарушения теплоснабжающей организацией своих обязанностей по договору (особенно если в учреждении нет теплового счетчика и определить количество поставленной тепловой энергии по-другому не представляется возможным). При установлении указанных требований необходимо руководствоваться п. 2.6 СанПиН.
  3. Поскольку ДОУ преимущественно финансируется собственником (учредителем), исполнение учреждением обязанностей по своевременной и в полном объеме оплате тепловой энергии напрямую зависит от упорядоченного финансирования со стороны учредителя. В связи с этим из договора желательно исключить различного рода штрафные санкции (неустойки, штрафы, пени и т. д.) в отношении учреждения за несвоевременную или не в полном объеме оплату им услуг теплоснабжения.

В противном случае может возникнуть ситуация, при которой учреждению придется нести имущественную ответственность за нарушение установленных договором сроков (или объемов) оплаты услуг теплоснабжения не по своей вине.

Как правило, теплоснабжающие организации в данном вопросе идут навстречу бюджетным учреждениям.

Целесообразным будет непосредственно в договоре предусмотреть порядок снижения размера оплаты за недопоставленную тепловую энергию либо за тепловую энергию, поставленную не в полном объеме.

Можно также определить в договоре порядок привлечения теплоснабжающей организации к материальной ответственности за нарушение обязательств по договору, однако, как показывает опыт, это удается сделать крайне редко.

Цена договора теплоснабжения определяется исходя из установленных в данной местности тарифов на тепловую энергию по разделу "бюджетные потребители".

Достаточно часто в практике встречаются ситуации, когда по тем или иным причинам учреждение остается без теплоснабжения (авария на тепловых сетях, одностороннее приостановление поставки тепловой энергии и т. д.). В этом случае каждый руководитель ДОУ должен знать свои права и обязанности, чтобы обеспечить соблюдение прав и законных интересов самого учреждения, а также участников образовательного процесса.

Порядок действий руководителя ДОУ во время перебоев в теплоснабжении

О перебоях в теплоснабжении необходимо немедленно поставить в известность учредителя, органы местного самоуправления (городского округа или поселения), орган управления образованием, в подведомственности которого находится учреждение, а также теплоснабжающую организацию и диспетчерскую службу (если таковая имеется). Это позволит обеспечить оперативное принятие необходимых мер для восстановления теплоснабжения в учреждении.

Если в результате ограничения или отключения теплоснабжения температура воздуха в помещениях (в которых находятся или могут находиться дети) опустилась ниже допустимых СанПиН, а у учреждения нет возможности поддерживать необходимую температуру с помощью альтернативных источников теплоснабжения, учреждение обязано приостановить свою деятельность до момента устранения нарушений СанПиН в части температурного режима.

В противном случае учреждение либо его руководитель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения" (далее – КоАП РФ), что грозит учреждению штрафом в размере от 20 000 до 30 000 руб. либо штрафом руководителю учреждения в размере от 2000 до 3000 руб.

Учет тепловой энергии

Любые отклонения в теплоснабжении необходимо зарегистрировать в установленном порядке.

Согласно п. 38 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41­3.2000, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92 (далее – Рекомендации), время перерывов в подаче тепловой энергии определяется по регистри­рующим приборам на границе эксплуатационной ответственности (данная граница закрепляется договором между учреждением и теплоснабжающей организацией), а при неисправности или временном отсутствии приборов – по записям в оперативных журналах теплоснабжающей организации и образовательного учреждения о начале и конце перерыва в подаче энергии. Причины и последствия перерыва устанавливаются сторонами совместно.

При этом объем не отпущенной учреждению тепловой энергии равняется разности между расчетным и фактическим количеством отпущенной тепловой энергии. За расчетную величину принимается количество тепловой энергии, которое учреждение должно было получить за данные сутки с учетом фактической температуры наружного воздуха.

Для учреждений, у которых отсутствуют приборы учета (тепловые счетчики), количество неотпущенной тепловой энергии выявляется расчетным путем по согласованию сторон. Для того чтобы в будущем не возникало проблем, порядок таких расчетов необходимо предусмотреть в договоре теплоснабжения.

Согласно п. 39 Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, утвержденных приказом Госстроя России от 11.10.1999 № 73, в учреждениях, подключенных к системам центрального теплоснабжения, должен вестись журнал учета тепловой энергии и теплоносителя, в котором ежедневно фиксируются показания приборов учета тепловой энергии. Рекомендуемые формы такого журнала содержатся в приложениях 7 и 8 к правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России от 12.09.1995 № Вк­4936.

Обязанности теплоснабжающей организации

Согласно п. 38 Рекомендаций, в случаях перерывов теплоснабжения по вине теплоснабжающей организации она возмещает учреждению убытки в порядке, установленном законодательством и договором теплоснабжения.

Поэтому, если в период отсутствия центрального теплоснабжения ДОУ использовало альтернативные источники теплоснабжения (например, электрические обогреватели), расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией данных источников, возмещаются учреждению теплоснабжающей организацией. При отсутствии добровольного согласия теплоснабжающей организации на такое возмещение учреждение вправе передать данный вопрос на рассмотрение арбитражного суда.

Кроме того, если в связи с отсутствием теплоснабжения учреждению пришлось временно приостановить свою деятельность и, как следствие, вернуть родителям (законным представителям) воспитанников часть родительской платы за этот период, понесенные учреждением убытки (в размере возвращенной родительской платы) также должны быть компенсированы теплоснабжающей организацией (добровольно или на основании решения арбитражного суда).

  • В соответствии со ст. 544 ГК РФ и п. 35 Рекомендаций оплата учреждением тепловой энергии производится только за фактически принятое им количество тепловой энергии, определяемое на основании показаний приборов учета либо расчетным путем согласно договору теплоснабжения.
  • При этом, в силу п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, образовательные учреждения (в т. ч. ДОУ), находящиеся на бюджетном финансировании, освобождены от обязанности оплачивать тепловую энергию с применением авансовых платежей. То есть ДОУ вправе производить оплату тепловой энергии по окончании расчетного периода (месяца, в котором была оказана услуга теплоснабжения), в срок, установленный договором теплоснабжения.
  • Таким образом, у учреждения есть все основания для того, чтобы требовать от теплоснабжающей организации выставления счета за фактически принятое учреждением тепло, что влечет за собой обязанность последней произвести перерасчет такой оплаты за тот период, когда теплоснабжение учреждения было нарушено или фактически отсутствовало.

Права родителей воспитанников

Согласно п. 39 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение), взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в ДОУ.

Данный документ является разновидностью договора возмездного оказания услуг, предусмотренного гл. 39 ГК РФ. В силу ч. 3 ст. 781 ГК РФ в случае, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (к таким обстоятельствам, в частности, относится и прекращение теплоснабжения учреждения по вине теплоснабжающей организации), заказчик (т. е. родители, законные представители воспитанников) возмещает исполнителю (т. е. учреждению) только фактически понесенные им расходы.

Из этого следует, что родители (законные представители) воспитанников вправе отказаться от оплаты содержания ребенка в учреждении за период, когда по причине отсутствия теплоснабжения работа учреждения была приостановлена и дети находились дома. В случае возникновения такой ситуации учреждение обязано произвести с родителями перерасчет указанной оплаты исходя из количества дней его фактической работы. Действующее законодательство не предусматривает порядка такого перерасчета, поэтому необходимо либо соглашение сторон, либо вынесение спора на рассмотрение суда.

Однако родители (законные представители) воспитанников не вправе требовать перерасчета родительской платы, если в договоре между ними и учреждением специально отмечено, что данный перерасчет в случае приостановления работы учреждения не производится (такая возможность также отражена в ч. 3 ст. 781 ГК РФ).

  • В силу п. 12 Типового положения ДОУ в установленном порядке несет ответственность за жизнь и здоровье детей (воспитанников) во время образовательного процесса.
  • Согласно ч. 1 ст. 1087 ГК РФ, в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Следовательно, если перебои теплоснабжения послужили причиной заболеваний воспитанников, учреждение обязано возместить их родителям (законным представителям) все расходы, сопряженные с этим (оплата лекарств, проезда к месту лечения и обратно, больничного лечения и т. д.). Если учреждение отказывается производить возмещение добровольно, родители (законные представители) вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Разумеется, для того чтобы суд мог вынести решение о взыскании с ДОУ возмещения указанных расходов, необходимо установить прямую причинно-следственную связь между заболеванием и нарушением теплового режима. Последнее вряд ли возможно без соответствующего медицинского заключения.

Кроме того, в этом случае суд может обязать учреждение компенсировать родителям (законным представителям) и (или) воспитаннику моральный вред, под которым понимаются физические или нравственные страдания.

Права работников учреждения

Для работников ДОУ, чья деятельность непосредственно связана с уходом за детьми (воспитатели, нянечки, педагоги, медицинские работники и т. д.), приостановление деятельности учреждения по причине ненадлежащего теплоснабжения является основанием для временного приостановления работы (простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя). В течение данного времени им выплачивается заработная плата в размере не менее двух третей средней заработной платы (ст. 157 Трудового кодекса РФ).

Для остальных работников (административные работники, сторожа, уборщики, рабочие по обслуживанию зданий и т. д.) указанный период может оставаться рабочим временем при условии соблюдения работодателем требований к температуре воздуха в помещениях, установленных санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21 (далее – СанПиН 2.2.4.548-96).

Если же температура в помещениях учреждения опустится ниже пределов, допустимых СанПиН 2.2.4.548-96, у перечисленных категорий работников работа также может быть приостановлена (простой) по вине работодателя с выплатой не менее двух третей среднего заработка.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей осуществляется возмещение такого вреда. Основанием служит Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ).

Таким образом, если вследствие нарушения теплоснабжения учреждения был причинен вред жизни и здоровью его работников (временная нетрудоспособность, профессиональное заболевание и т. д.), данным лицам (либо членам их семей) производится возмещение причиненного вреда согласно Закону № 125-ФЗ. При этом следует отметить, что если в нарушении теплового режима виновна теплоснабжающая организация, то понесенные в связи с возмещением вреда расходы ДОУ может взыскать с этой организации по регрессному иску по общим правилам гражданского законодательства.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда (в т. ч. в вопросах обеспечения надлежащего температурного режима на рабочем месте) влечет за собой административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Руководителю учреждения это грозит штрафом в размере от 1000 до 5000 руб., а самому учреждению – штрафом в размере от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановлением деятельности в административном порядке на срок до 90 суток.

Подводя итоги

Для того чтобы защитить свои интересы в отношениях с теплоснабжающей организацией, в ДОУ необходимо иметь:

  • правильно разработанный договор на поставку теплоснабжения (приложение);
  • специальные приборы учета тепловой энергии (тепловые счетчики).

В противном случае доказать размер вреда, причиненного учреждению перерывами в теплоснабжении, а также добиться уменьшения оплаты за недополученное тепло будет очень сложно, практически невозможно. Поэтому первое, на что должен обратить внимание каждый руководитель при решении вопросов энергоснабжения подчиненного ему учреждения, это необходимость оборудования ДОУ приборами учета тепловой энергии.

Заключить правильный (с точки зрения интересов учреждения) договор теплоснабжения ДОУ может помочь учредитель. В большинстве случаев достаточной будет разработка учредителем одного типового договора на поставку тепловой энергии, которым будут пользоваться все подведомственные ему ДОУ. Если же такой возможности нет, то без помощи профессионального юриста учреждению не обойтись.

Дополнительно скачайте "Договор на поставку теплоснабжения"

Договор
Скачать в .docx

Нормативные документы

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 17.07.2009)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 24.07.2009)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ(в ред. от 17.07.2009)
  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 07.05.2009)
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 23.07.2008)
  • Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 29 (в ред. от 23.05.2006)
  • Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96", утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21
  • Методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах (МДС 41-3.2000), утв. приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92
  • Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы (МДС 41-5.2000), утв. приказом Госстроя России от 11.10.1999 № 73
  • Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк­4936



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль