Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: система планирования работы ДОУ

26322

Н.Г. Клевцова,
заведующий МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 "Журавлик"» городского округа Электросталь Московской области

Е.Н. Ребеш,
заместитель заведующего по воспитательной работе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 "Журавлик"» городского округа Электросталь Московской области

С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 "Журавлик"» вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Профилактика детского дорожно­транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями. Наше ДОУ работает в тесном взаимодействии с заинтересованными организациями: инспекторами ГИБДД городского округа Электросталь и педагогами дополнительного образования Станции юных техников (далее – СЮТ). На совместной территории СЮТ и детского сада создана и активно используется транспортная площадка – велогородок.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 "Журавлик"» – активный участник и победитель городских мероприятий: конкурс "Безопасность детей – наша забота" (ОБЖ); театральный фестиваль "Послушайте: я сказку вам начну…", посвященный 210­летию со дня рождения А.С. Пушкина; музыкальный фестиваль "Маленькие звезды"; фитнес-фестиваль для дошкольников "Спорт, красоту, здоровье – для всей семьи" и т. д.

В 2008 г. на смотре-конкурсе образовательных учреждений Московской области по теме "Лучшая организация работы по профилактике детского дорожно­транспортного травматизма" детский сад вошел в десятку лучших образовательных учреждений.

Профилактика дорожно­транспортного травматизма осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Работа ведется ежедневно и систематически на основе разработанной системы планирования.

Для педагогов составляются: план-программа обучения воспитателей правилам безопасного поведения детей на дороге (приложение 1), план-программа методической работы с воспитателями (приложение 2), перспективный план по созданию развивающей среды.

Для работы с детьми разрабатываются: перспективный план занятий по правилам дорожного движения, план-программа тематической недели (приложение 3), программа занятий на транспортной площадке, перспективный план дидактических игр по правилам дорожного движения.

Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу деятельности ДОУ происходит на основе перспективного плана работы с родителями (приложение 4), плана­программы обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 5).

По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно­транспортного травматизма определены формы работы:

  • с педагогами: информационно­практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
  • детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), учебно-тренировочные комплексные занятия на территории велогородка, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях "Водитель, сохрани мне жизнь", игра (дидактическая, сюжетно­ролевая, подвижная, интеллектуальная), изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
  • родителями: родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ), родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, межсемейные проекты, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно­транспортного травматизма, совместное составление фото­ и видеоматериалов, информационные "корзины".

Разработанная нами система планирования работы по профилактике детского травматизма в ДОУ помогла укрепить связь дошкольного учреждения с работниками ГИБДД г. Электросталь.

Практика проведения систематических занятий с педагогами по данной проблеме показала их высокую эффективность. На них не только обсуждались теоретические вопросы, но и выполнялись практические задания, воспитатели получали рекомендации и материалы для работы с детьми и родителями.

Регулярные семинары-практикумы для педагогов с разработкой конспектов и методиче­ских материалов по обучению детей дорожной грамоте способствовали созданию методических рекомендаций.

В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для дошкольников, педагогов и родителей. В группах оформлены тематиче­ские уголки, в комнате "Азбука безопасности" широко представлен наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты городских улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды, сделана разметка на территории ДОУ.

В последние два года в работе с детьми использовались нетрадиционные мероприятия: тематическая неделя по ПДД, КВН, турниры, акции, компьютерные игры.

Систематические информационно­практические занятия на территории велогородка и в классе ГИББД, экскурсии по улицам города, к перекресткам с участием сотрудников автоинспекции и педагога-организатора СЮТ способствуют повышению уровня знаний, умений и навыков у детей в вопросах основ безопасности поведения на улице.

Наши выпускники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).

Один из показателей совместной и комплексной работы с семьями воспитанников – активное участие команды родителей на областном детском празднике "Форт ГАИ­2008", прошедшем в г. Электросталь. Наша команда заняла почетное третье место.

Воспитанники ДОУ принимали участие в съемках, проводимых городским телевидением и посвященных акции "Поставишь подпись – спасешь жизнь" (2008 г.), а также в съемке открытого урока "Опасно, дорога!" телеканала Подмосковье (передача "Автодром").

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

Приложение 1

План­программа обучения воспитателей правилам безопасного поведения детей на дороге

Тема

Форма работы

Ответственный

Срок

Правила дорожного движения.Основные термины и понятия

Теоретическое занятие

Сотрудник ГИБДД

Сентябрь

Дорога в детский сад, школу

Практическое занятие по изготовлению схем микрорайона и перекрестков вокруг детского сада

Заместитель заведующего по УВР

Октябрь

Обязанности пешехода, пассажиров

Теоретическое занятие

Ноябрь

Психофизиологические характеристики ребенка

Консультация

Педагог-психолог

Декабрь

Предупредительные сигналы

Экскурсия в автошколу

Сотрудник ГИБДД

Январь

Виды транспортных средств. ДТП и их причины

Теоретическое занятие

Февраль

Сигналы светофора и регулировщика

Информационно-практическое занятие на территории велогородка

Сотрудник ГИБДД, педагог­организатор СЮТ

Март

Дорожные знаки и дорожная разметка

Апрель

Итоговое занятие

Зачет

Заместитель заведующего по УВР, педагог­организатор СЮТ

Май

Приложение 2

План­программа методической работы с воспитателями
на тему "Правила безопасного поведения на дороге"

Тема

Форма работы

Ответственный

Срок

Основы безопасности и жизнедеятельности, правила дорожного движения

Выставка и обзор литературы

Заместитель заведующего по ВР, воспитатели групп

Сентябрь

Формы и методы обучения детей поведению на улице

Консультация

Заместитель заведующего по УВР

Октябрь

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части и во дворе

Информационно-практиче­ское занятие

Ноябрь

Организация предметно­развивающей среды в группе по обучению правилам дорожного движения

Конкурс педагогического мастерства

Декабрь

Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению

Практикум

Воспитатели групп

Январь

Выработка методических рекомендаций по ПДД

Круглый стол

Творческая группа

Февраль

Использование маршрута "Дом – детский сад"

Мастер­класс

Педагог-наставник

Март

Дидактические игры, методические разработки, перспективные планы

Презентация

Воспитатели групп

Апрель

Усвоение знаний, умений и навыков детей по ПДД

Диагностика

Заместитель заведующего по УВР, педагог­психолог

Май

Предупреждение детского дорожно­транспортного травматизма в летне­оздоровительный период

Консультация

Врач, старшая медицинская сестра, заместитель заведующего по УВР

Июнь

Оборудование на территории детского сада для обучения детей правилам дорожного движения

Практикум

Заведующий детским садом

Июль

Выявление знаний и умений педагогов по данной тематике

Анкетирование

Заместитель заведующего по УВР

Август

Приложение 3

План­программа тематической недели по ПДД для детей от 3 до 7 лет

Дни
недели

Тема дня, цель

Время
суток

Формы работы с детьми

Понедельник

"Путешествие в Автоград"Цель: закрепить понятия об общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. Учить детей различать грузовой и легковой транспорт, знать и называть части машин

Утро

Занятие "Какие бывают машины".Целевая прогулка "Наблюдение за транспортом".Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль", "Цветные автомобили", "Трамвай"

Вечер

Конкурс художественного творчества "Создаем автомобиль"

Вторник

"В гостях у Светофорчика"Цель: уточнить представления детей о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части

Утро

Комплексное познавательно­речевое занятие + изобразительная деятельность на тему "Светофор".Целевая прогулка: "Наблюдение за работой светофора".Подвижные и дидактические игры "Найди свой цвет",
"Сломанный светофор", "Стоп"

Вечер

Развлечение "Эстафета зеленого огонька"

Среда

"День юного пешехода"Цель: закрепить понятие "пешеход", тренировать детей в применении знаний на практике

Утро

Занятие игра­сказка "Азбука пешехода".Целевая прогулка "Правила юного пешехода".Игра "Умелый пешеход"

Вечер

Конкурс "Лучший пешеход"

Четверг

"На улицах большого города"Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, проезжей части, тротуаре.
Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки. Закрепление знаний о родном городе

Утро

Занятие "На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!". Целевая прогулка "Знакомство с улицей".Коллективное творчество: конструирование из строительного материала "Улица города".Дидактическая игра "Я шагаю по улице"

Вечер

Театрализованная постановка "Дорога к теремку"

Пятница

"День дорожного знака"Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов

Утро

Комплексное познавательно­речевое занятие и изобразительная деятельность на тему: "Дорожная азбука".Целевая прогулка "Дорожные знаки".Дидактические игры: "Учим дорожные знаки", "Теремок", "Угадай, какой знак", "Поставь дорожный знак"

Вечер

Музыкально­игровой досуг "Правила дорожного движения"

Приложение 4

Перспективный план работы с родителями
детей младшего и старшего дошкольного возраста

Группа

Форма работы

Тема

Первый квартал

Общесадовское мероприятие: родительское собрание с участием инспектора ГИБДД "Дети на дороге"Консультация педагога­психолога "Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице"

Младшая

Круглый стол

Как научить ребенка безопасному поведению на улице

Средняя

Консультация

Улица глазами ребенка

Викторина

Проверь себя

Беседа

Высокая цена беспечности

Старшая

Консультация

Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов

Прогулка в парке совместно с родите­лями

Выучите с детьми наизусть стихотворение "Светофор" (А. Северный)

Экскурсия в библиотеку

Папа, мама, я – читает вся семья (Л. Гальперштейн "Трамвай и его семья")

Подготовительная

КВН

Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения

Логопедическая

Беседа

О программных требованиях по обучению детей ПДД

Консультация

Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов

Выставка рисунков

Улица моей жизни (рисунки, аппликации детей и родителей)

Второй квартал

Общесадовское мероприятие: день открытых дверей "Как мы учим детей правилам дорожного движения"

Младшая

Консультация

Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения

Средняя

Рекомендации

Какую литературу читать детям по ПДД

Конкурс рисунков

Наш путь из дома в детский сад

Анкетирование

Знает ли мой ребенок дорожные знаки?

Старшая

Консультация

Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют

Выставка совместных работ

Улица, на которой я живу

Консультация

Детский травматизм. Меры его предупреждения

Подготовительная

Написание сочинения

Когда я иду по улице с дочерью или сыном, то я…

Логопедическая

Консультация

Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют (демонстрация видеофильма "Мы все пешеходы")

Совместное развлечение

Эстафета зеленого огонька

Третий квартал

Совместный праздник с детьми, родителями, инспекторами ГИБДД "Праздник нашей улицы"

Младшая

Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД

О предупреждении детского травматизма на дорогах в дни летнего отдыха

Средняя

Выставка

Атрибуты для игр по безопасности дорожного движения

Физкультурный досуг

Разрешается – запрещается

Целевая прогулка. Соревнования между семьями на территории велогородка

Знаки дорожные – наши друзья

Старшая

Выставка совместных работ

Мой любимый транспорт (беседа "Улица города")

Экскурсия по улице

Советуем прочитать вместе с детьми "Любопытный мышонок"

Выставка совместных работ

Мой любимый город

Подготовительная

Совместное развлечение детей и родителей

Звездный час

Логопедическая

Выставка рисунков и работ из природного материала

Дорога из детского сада домой

Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД

Дисциплина на улице – залог безопасности

Приложение 5

План­программа обучения родителей методам формирования
у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Тема

Ответственный

Сроки

Травма ребенка в детском саду и на дорге, причины и последствия. Причинно­следственный механизм возникновения ДТП

Инспектор ГИБДД

Сентябрь

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте

Педагог-психолог

Октябрь

Обеспечение безопасности движения детей по пути в детский сад и домой (принципы определения безопасного маршрута движения)

Заместитель заведующего по УВР

Ноябрь

Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода ("ловушки" на дорогах), формы и методы их изучения в семье

Инспектор ГИБДД, педагог­организатор СЮТ

Декабрь

Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе.Основные законы безопасного движения

Январь

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте

Заместитель заведующего по УВР

Февраль

Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения

Инспектор ГИБДД

Март

Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов

Педагог­организатор СЮТ

Апрель

Обеспечение безопасности движения детей вне детского сада (анализ и изучение организации дорожного движения по пути в учреждения и домой) и взаимодействие с воспитателями этих
учреждений

Инспектор ГИБДД

Май

Правила поведения детей в общественном транспорте.Правила движения детей организованными группами

Заместитель заведующего по УВР

Июнь

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями

Инспектор ГИБДД

Июль

Итоговое занятие. Особенности поведения детей на улице вне детского сада

Инспектор ГИБДД, заме­ститель заведующего по УВР, педагог­психолог, педагог­организатор СЮТ

Август

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль