Гражданско-правовое образование и обеспечение соблюдения прав ребенка в образовательном учреждении

6763

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать умение жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

В конце 2009 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) по существу является “великой хартией вольности” для детей и “мировой конституцией” прав ребенка, т. е. важнейшим из документов, гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его полного соответствия установлениям Конвенции и ответственность за несоблюдение всех ее требований перед международным сообществом.

Права детей в России регулируют следующие основные законы:

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  • “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.11.2009);
  • Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.11.2009);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 559-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (ред. от 22.08.2004);
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить программа “Дети России”. Таким образом, государство признает необходимость оказания дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития. И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и права ребенка являются базовой ценностью.

Освоение обществом новых культурных образцов – процесс не одномоментный. Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы, где в образовательные программы вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности.

Каким должно быть образовательное учреждение, стремящееся формировать у детей культуру прав человека, прав ребенка?

В таком образовательном учреждении:

1) основные структуры и практическая деятельность будут концентрировать внимание на воспитании ценностей таких прав человека, как: свобода, терпимость, справедливость;

2) будут уважаться права человека и фундаментальные свободы всех участников образовательного процесса (учащихся, преподавателей, родителей) и технического персонала, признавая, что они обладают правами и основными свободами как представители человечества;

3) все равноправны в указанных правах и свободах, соответственно, никто не должен дискриминировать кого-либо по признаку расы, религиозной принадлежности, социального положения или рода. Никто не должен быть предметом насилия или нечеловеческого обращения или наказания, а любому наказанию должен предшествовать надлежащий процесс и справедливое слушание;

4) каждый участник образовательного процесса будет иметь право свободы мнения и выражения его, а также право на мирные собрания и объединения. А учащиеся могут формировать группы и объединяться в них по вопросам, касающимся уважения свобод и прав человека;

5) образование будет:

– направлено на полное развитие личности человека (умственное, физическое, интеллектуальное и эмоциональное), а также на приобретение навыков ручного труда;

– содействовать пониманию, терпимости и дружбе между людьми разных национальностей, этнических и религиозных групп;

– помогать учащимся в приобретении умений и навыков, необходимых для создания мирных социальных изменений;

6) будет признаваться, что вместе с правами и свободами каждый имеет обязан­ности, несет ответственность перед обществом и обязан уважать права и свободы других;

7) осознают, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны и что в отношениях между правами и свободами одного и правами и свободами другого могут возникнуть спорные вопросы;

8) будет осваиваться культура продуктивного и позитивного разрешения конфликта с предусмотренными для этого соответствующими процедурами.

Ответственным за совершенствование правил школьной жизни и правовое просвещение, наряду с классным руководителем, должен выступать уполномоченный по правам участников образовательного процесса образовательного учреждения (далее – Уполномоченный).

Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных школьных органов. В своей деятельности он: руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”, Уставом школы; независим и не подотчетен каким-либо школьным органам и должностным лицам.

Начало обучения правам человека посредством организации учебных занятий и участия в реальной жизненной практике можно приурочить к Дню принятия Конвенции о правах ребенка (20 ноября).

Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний об основных, естественных, неотъемлемых и универсальных правах человека и ребенка, Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров рекомендует ежегодно проводить во всех образовательных учреждениях страны урок “Права ребенка” с целью:

  • ознакомления учащихся с основополагающими международными документами о правах человека и правах ребенка;
  • формирования уважительного отношения к правам и свободам человека;
  • закрепления знаний, без которых невозможно построение демократического правового государства и современной России.

В помощь преподавателям школ в этой организации подготовлены методические рекомендации “О проведении Дня Прав ребенка в образовательных учреждениях”.

Единая система гражданско-правового образования предполагает разумное сочетание теоретических занятий и практико-ориен­тированной деятельности учащихся во вне­урочное время. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Участие старшеклассников в работе советов школ, развитие ученического самоуправления, деятельность общественных объединений и организаций детей, разно­образные клубы учащихся, встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей – все это и многое другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота своей страны.

Особое значение в этой связи приобретает предстоящее празднование в нашей стране 65-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Подспорьем в этой важной воспитательной работе педагогическому коллективу образовательного учреждения послужат письма Минобразования России от 02.04.2002 № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” и от 01.03.2002 № 30-51-131/16 «О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”», Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Т.В. Болотина,
зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППКРО, национальный координатор по гражданскому образованию в Совете Европы

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль