Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

1112
Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

Автор: С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Социальная реклама играет важную роль в профилактике и нейтрализации зависимого поведения подростков и может применяться в двух качествах: как образец поведения, агитация пассивного зрителя и слушателя и как социально-учебный проект, представляющий собой альтернативный вид деятельности, служащий раскрытию творческого потенциала учащегося. В статье раскрываются вопросы использования социальной рекламы в образовательном процессе, что необходимо для конструктивной самореализации и адекватной социализации подростков в общеобразовательной школе.

<...>Зависимое поведение в подростковой среде
Подростковый период – наиболее нестабильное время развития личности. Часто его называют переходным возрастом: детское состояние человека
трансформируется во взрослое. Подросток переживает взросление. Меняется его деятельность, взгляд на окружающий мир и на самого себя, формируется собственная точка зрения по различным вопросам. У подростка пробуждается стремление к независимости и самостоятельности, зачастую сопровождающееся глубоким отрицанием наставничества и помощи взрослых. Данному процессу сопутствуют бурные изменения  эмоционально-волевой сферы. На фоне такой кардинальной перестройки личности возникновение аддиктивного поведения очень вероятно, чрезвычайно опасно, и результаты его непредсказуемы.

Особенно, если оно провоцируется или подкрепляется некоторыми установками подростковой субкультуры, которые насаждаются молодежной компанией, неформальным объединением, группой по интересам и т. д. Молодежное объединение в большинстве случаев проецирует на своих членов определенные формы поведения, которые, обыкновенно, и являются видами аддиктивного поведения. При этом в подростковом и юношеском возрасте
авторитет субкультуры непререкаем, а влияние значительно. Безусловно, подростковой средой может оказаться спортивная секция, театральная студия, технический кружок и т. п. В таком случае подросток окажется в более комфортной с социально-психологической точки зрения среде, где формирование зависимого поведения либо не произойдет вовсе, либо будет крайне затруднено.

Именно поэтому весомое значение приобретает профилактика аддиктивного поведения у подростков.Использование социальной рекламы в образовательном процессе
Безусловно, огромную роль в формировании зависимого поведения играет социальное окружение, в том числе общество в целом.
Поведение, отклоняющееся от нормы, может быть сформировано в семье, неформальной молодежной группе. Но воздействуя на те или иные
социальные факторы, можно откорректировать нежелательное поведение подростка. Важным инструментом положительного влияния признается информирование: проведение лекций, уроков, бесед, чтение и обсуждение специальной литературы, просмотр соответствующих видео- и телефильмов. Информационный подход может быть задействован как для улучшения состояния отдельной личности, так и для воздействия на целую группу подростков с зависимым поведением.

Социальная реклама применяется:

  • для привлечения внимания к острым социальным проблемам;
  • для пропаганды здорового образа жизни;
  • в деле охраны окружающей среды;
  • для популяризации необходимости четкого соблюдения правил дорожного движения и т. д.

Оказывать влияние можно и на общество в целом, поощряя положительные поведенческие составляющие и позитивно настроенное конструктивное мышление. Одновременно необходимо создавать отрицательный образ проявлений аддиктивного поведения. Большую практическую помощь в данной работе оказывает создание и широкое применение социальной рекламы, размещение рекламы в детском саду.

Социальная реклама направлена на изменение моделей общественного поведения и служит для привлечения внимания к проблемам социума. Поэтому ее следует отличать от государственной и политической. Чаще всего социальная реклама применяется для борьбы с негативными проявлениями общественной жизни, такими, например, как наркомания, алкоголизм, преступность, аморальное поведение и проч.

Следует отметить, что социальная реклама на протяжении многих лет применяется для профилактики аддиктивного поведения. Поскольку она имеет широкий спектр воздействия на разные целевые аудитории, в том числе на подростков, то применение ее в образовательных организациях необходимо, весьма эффективно и полезно.Использование социальной рекламы в образовательном процессе представлено двумя основными компонентами:
1. Непосредственно применение социальной рекламы.
2. Создание социальной рекламы учащимися.

Первый компонент применения, бесспорно, имеет насущную необходимость. Уже на начальной ступени обучения школьник должен быть готов к осознанию, а возможно, и к решению тех или иных социальных проблем. Их можно представлять в виде образов – предупреждения, обучения, исследования, послушания. Следует отметить, что социальная реклама в данном случае может объяснять очевидное преимущество положительного управляемого поведения и, конечно, будет формировать подобный образ, прививая ребенку «правильные» социальные нормы и установки.

В старшей школе социальная реклама должна применяться с целью максимально возможной «вне негативной» социальной адаптации, включая этико-правовую культуру, толерантность, умение общаться и находить друзей, вести здоровый образ жизни. Второй компонент применения социальной рекламы в образовательном процессе играет еще более важную роль. Вовлечение учащихся в создание социальной рекламы предполагает более высокую степень социализации подростков. В этом случае дети становятся активными участниками творческой деятельности по ее созданию, таким образом глубоко осознавая различные социальные проблемы и хорошо усваивая положительные примеры поведения в социуме.

В настоящее время отмечается повышение интереса к ежегодному Национальному конкурсу социальной рекламы "Новое пространство России". Большинство его участников – школьники, и это говорит о все более глубоком проникновении социальной рекламы в образовательный процесс.

Социальная реклама – эффективный механизм формирования личности школьника и результативное средство профилактики девиантных форм поведения подростков.Об организация работы по созданию и применению рекламы, формах рекламного проекта, алгоритме работы в начальной и старшей школе читайте в статье, размещенной в журнале "Cправочник педагога-психолога. Школа" №12/2013 г. 

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование: Актуальная нормативная база, аналитика и консультации специалистов - в электронной системе. Попробуйте прямо сейчас
Система психологического сопровождения детей группы риска Читайте в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа"
Наши мероприятия Программа образовательных мероприятий для специалистов детского сада, дошкольных образовательных организаций

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль