Консультативная работа с подростками

1924
Консультативная работа с подростками

Авторы:
Е.Г. Немировская, психолог-стажер ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой
А.В. Фокина, канд. психол. наук, доцент ГОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой

Сегодня педагог-психолог занимает вполне определенное место в образовательной системе школы. Несмотря на значительную нагрузку и внушительный список должностных обязанностей, на наш взгляд, школьному педагогу-психологу стоит сосредоточиться на оказании психологической помощи детям и подросткам как приоритетном направлении работы.Примеры из практики консультативной работы
Ниже приведены истории девятиклассниц, которые в течение учебного года посещали педагога-психолога с периодичностью один  раз в неделю с перерывом на каникулы или незначительными перерывами по личной инициативе.

Необходимо подчеркнуть: во всех описанных случаях родители подростков не выразили готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом.
За "точку отсчета" в каждом из случаев взято психологическое неблагополучие в конкретном жизненном аспекте или проблема, а также запрос на психологическую помощь. Под "неблагополучием" понимается не просто ситуация в школе или личной жизни, где требуется совет старшего, а наличие глубинных, системных трудностей, которые затрагивают значимые стороны жизни подростка и, к сожалению, не решаются в течение одной консультации.История первая
Девятиклассница Нина (имя вымышленное), 15 лет, обратилась к педагогу- психологу в начале учебного года с жалобами на сложную ситуацию в семье, от которой она страдала в повседневной жизни. На первых сеансах Нина рассказывала, что ее отец покончил с собой, когда она была в младенческом возрасте. Нина жила с матерью и одним из братьев – наркоманом. Старший брат проживал отдельно, страдал от алкогольной зависимости. Нина отмечала сильную эмоциональную связь матери со старшим братом, ревновала к нему мать и жаловалась на отсутствие подобного внимания к себе.

Нина хорошо училась по всем предметам, была авторитетной ученицей в классе, к ней обращались за помощью одноклассники. Однако мать не уделяла ей внимания, не оказывала желаемую поддержку, демонстрировала равнодушие к достижениям Нины в школе, при этом осуждала школьные  оценки ниже "пятерки", а также отсутствие рвения у дочери к домашнему хозяйству.

Нине фактически не выдавали карманных денег, она сама оценивала свой гардероб как "ужасный" и жаловалась на нехватку вещей первой необходимости, среди которых сменная обувь и некоторые книги по текущей учебной программе.

Основная жалоба Нины заключалась в несправедливом отношении старших братьев и матери к себе и накопленных обидах на них. Девушка самостоятельно сформулировала, что ей требуется такое внимание матери, которое та не способна дать.

После обращения к педагогу-психологу были констатированы крайне неблагополучное психологическое состояние девушки и признаки депрессии, среди которых плаксивость, отсутствие жизненной энергии и ресурсов, необходимых для учебы и жизнедеятельности, ощущение безнадежности и "покинутости", отсутствие интереса к школьной жизни, сосредоточенность на актуальных переживаниях и неспособность переключаться с них.

В течение года с Ниной велась работа над обозначенными проблемами. Учитывая, что ее мать не принимала участия в работе и альтернатива покинуть дом не рассматривалась, внимание Нины было направлено на то, как улучшить собственное эмоциональное состояние в текущей ситуации. В процессе терапии был проработан ряд глубинных проблем, в т. ч. принятие членов семьи Нины такими, какие они есть, переживание всего спектра сопутствующих  чувств и работа над допущением подобных чувств, их осознанием и оценкой, а также поиск ресурсов и необходимость заботы
о себе.

К середине учебного года, спустя несколько месяцев после начала общения с педагогом-психологом, Нина стала иначе выглядеть – перестала сутулиться, подстриглась и покрасила волосы. Она нашла подработку по выходным, благодаря чему сумела обновить гардероб, а также стала посещать выставки и мероприятия, о которых давно мечтала.

В семье Нина начала потихоньку отстаивать свою позицию, защищать себя от нападок братьев и давления матери. Уговорила мать отпустить ее с ночевкой на празднование дня рождения одноклассницы и сама удивилась тому, как легко это произошло, ожидая жесткого сопротивления.
Это была первая подобная поездка в жизни девушки, которая принесла ей много положительных эмоций и впечатлений. Весной Нина влюбилась в мальчика из школы и ряд сессий с педагогом-психологом были посвящены изучению этого чувства.

В конце учебного года Нина решила поступать в театральный колледж с тем, чтобы далее продолжить обучение в театральном
вузе на актерском отделении. Всего у Нины состоялось 22 встречи с педагогом-психологом.

Резюмируя, можно сказать, что работа на терапевтических сессиях позволила школьнице занять относительно стабильную и удовлетворяющую ее позицию в семье, обнаружить ресурсы для реализации актуальных для ее возраста задач обучения, профессионального самоопределения, обретения опыта построения качественно новых отношений.Об оценке результативности консультативной работы с подростком, компонентах консультативного процесса, а также вторую историю из практики школьного психолога читайте в статье "Консультативная работа с подростками" в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" №12/2013 г. >>

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Консультативная работа с подростками

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль