Правовые вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений

33782

В рамках модернизации системы образования в последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях активно проводится реструктуризация и оптимизация сети подведомственных образовательных учреждений, предусматривающая реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений различных типов и видов. Эти процессы в значительной степени затронули сельские общеобразовательные учреждения, а также федеральные учреждения.

Учитывая актуальность этой проблемы для сферы образования, а также в связи с возникающими вопросами по поводу соблюдения установленного законодательством РФ порядка реорганизации и ликвидации детского сада и других образовательных учреждений, предлагаем комментарий специалиста и нормативные документы по данной актуальной теме.

Вопросы, связанные с правовым регулированием порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, необходимо рассматривать в комплексе, учитывая при этом следующие основные моменты.

Во-­первых, общие и обязательные для всех юридических лиц, включая некоммерчес­кие организации в форме учреждения, положения о реорганизации и ликвидации устанавливаются гражданским законодательством, прежде всего Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (подразд. 2. “Лица” § 1. “Основные положения” ст. 48–65; § 5 “Некоммерческие организации” ст. 120) и законодательством о некоммерческих организациях.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7­ФЗ “О некоммерчес­ких организациях” (далее – Закон о некоммерческих организациях) действие этого закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (закон определяет правовой статус только частных учреждений). Следовательно, для применения к государственным и муниципальным бюджетным учреждениям положений указанного федерального закона необходимо специальное на то указание (п. 2 ст. 17).

Правовое положение государственных и муниципальных бюджетных учреждений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирования и использования имущества, а также основы их управления определяются специальными нормативными правовыми актами.

Во-­вторых, особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами, а особенности правового регулирования реорганизации и ликвидации образовательных учреждений – специальными и иными федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными нормативными правовыми актами (в частности, постановлениями Правительства РФ, утверждающими типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов), а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам порядка реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений (п. 3 ст. 120 ГК РФ).

Таким образом, при разрешении вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений, необходимо руководствоваться наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, также положениями, предусматривающими особенности правового регулирования этих вопросов, которые имеют приоритет над общими нормами.

Реорганизация образовательного учреждения

Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действия существующих юридических лиц.

Реорганизация учреждения может быть осуществлена в следующих пяти формах (п. 1 ст. 57 ГК РФ): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Слияние означает создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением существования последних.

Присоединением считается прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому, ранее созданному, юридическому лицу.

Под разделением понимается прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.

Выделением признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего.

Преобразование юридического лица состоит в прекращении его деятельности и образовании на его основе юридического лица другой организационно­правовой формы.

Положения ГК РФ не препятствуют проведению реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) юридических лиц одного вида (одной организационно­правовой формы), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида.

Вопросы преобразования в системе некоммерческих организаций регулируются также Федеральным законом “О некоммерческих организациях”. В соответствии с п. 2 ст. 17 указанного закона преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Вместе с тем необходимо исходить из того, что по вопросу о реорганизации образовательного учреждения предусмотрено специальное правовое регулирование.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством РФ.

Следовательно, обязательными условиями при реорганизации любого образовательного учреждения является соблюдение требований о том, что образовательное учреждение:

  • реорганизуется только в некоммерческую организацию;
  • эта некоммерческая организация может быть иной организационно­правовой формы, нежели учреждение;
  • реорганизованное образовательное учреждение должно оставаться после реорганизации образовательной организацией по своему целевому назначению, т. е. функционировать для достижения образовательных целей.

Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством РФ, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образовательных учреждений – органом местного самоуправления.

Применительно к федеральным государственным образовательным учреждениям действует в части, не противоречащей законодательству РФ, порядок реорганизации, установленный постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений”.

При этом следует отметить, что действующее федеральное законодательство не содержит примеров установления порядка реорганизации федерального образовательного учреждения в иную организационно­правовую форму некоммерческой организации, а изменение типа учреждения с бюджетного на автономное не является реорганизацией.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях эти организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ решение вопроса о реорганизации юридического лица относится к компетенции его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о реорганизации учреждения принимает собственник его имущества (учредитель) в порядке, установленном законодательством.

Особенности реорганизации установлены федеральным законодательством для автономных учреждений как типа государственного или муниципального учреждения.

На основании ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174­ФЗ “Об автономных учреждениях”* (далее – Закон об автономных учреждениях) автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, указанным федеральным законом и иными федеральными законами.

При этом установлено, что реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена только в следующих формах:

  • слияния двух или нескольких автономных учреждений;
  • присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;
  • разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;
  • выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

Предусмотрено особо, что автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.

Наряду с этими условиями указанным федеральным законом определено, что автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально­культурной сфере, в т. ч. прав граждан на получение бесплатного образования.

Пункт 4 ст. 57 ГК РФ определяет момент завершения реорганизации юридического лица, связывая его с моментом государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, а также с внесением записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц при реорганизации в форме присоединения.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица новое юридическое лицо не создается. Завершение реорганизации обоих юридических лиц определяется моментом внесения органом государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Специальные нормы, определяющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридичес­кого лица, содержатся в ст. 50 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Реорганизация связана с переходом прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к существующим (при присоединении) или вновь возникающим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства (ст. 129, 387 ГК РФ). При этом имеются в виду гражданские права и обязанности юридического лица, возникшие из оснований, предусмотренных ст. 8 ГК РФ и иными федеральными законами.

Виды объектов гражданских прав и обязанностей определяются ст. 128 ГК РФ. Права и обязанности юридического лица в отношении конкретных видов объектов гражданских прав являются, в свою очередь, объектами бухгалтерского учета, отражаются в стоимостном выражении в бухгалтерском балансе юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129­ФЗ “О бухгалтерском учете”* (далее – Закон о бухучете) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Переход прав и обязанностей от реорганизованных юридических лиц к юридическим лицам­правопреемникам осуществляется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

В соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверж­даются учредителями. Причем такое утверж­дение должно происходить с соблюдением порядка, установленного законом и учредительными документами юридического лица.

При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику – вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации юридического лица путем разделения и выделения, права и обязанности распределяются в соответствии с разделительным балансом. В первом случае – между юридическими лицами, возникшими на основе разделенного юридического лица; во втором случае – между реорганизованным и выделившимися из него юридическими лицами.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности при реорганизации юридические лица обязаны проводить инвентаризацию имущест­ва и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ст. 12 Закона о бухучете).

Передаточный акт или разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц, а также для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация образовательного учреждения

Ликвидация является способом прекращения деятельности юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ можно выделить два вида ликвидации юридического лица:

1) добровольная (осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т. ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, либо с достижением цели, ради которой оно создано);

2) принудительная (по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что учреждение (бюджетное и частное) на основании п. 4 ст. 61 ГК РФ не может быть ликвидировано в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований, а по решению суда – только по основаниям, указанным в ГК РФ.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случаях осуществления деятельности: без надлежащего разрешения (лицензии); запрещенной законом; с нарушением Конституции РФ; с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в т. ч. общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Особенности ликвидации отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах, в частности законодательством РФ в области образования.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона РФ “Об образовании” ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • в порядке, установленном: Правительством РФ – для федеральных государственных образовательных учреждений; органом исполнительной власти субъекта РФ – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ; органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений;
  • по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, запрещенной законом либо не соответствующей его уставным целям.

Таким образом, порядок добровольной ликвидации образовательного учреждения устанавливается собственниками (учредителями) образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ, предусматривающим особенности проведения процедур ликвидации и реорганизации.

Так, в соответствии с п. 82 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, с последующими изм. и доп.), ликвидация или реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.

В принудительном порядке по решению суда образовательное учреждение может быть ликвидировано в трех указанных выше случаях: при осуществлении образовательной деятельности без надлежащей лицензии, запрещенной законом или не соответствующей уставным целям образовательного учреждения.

Федеральным законом предусмотрено, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Закона РФ “Об образовании”)*. По смыслу этой правовой нормы речь идет в данном случае о добровольной ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения, для правомерности которой требуется, помимо соблюдения общих положений о порядке ликвидации, согласие схода жителей всех населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

То есть, если данное учреждение посещают обучающиеся, проживающие в различных, как правило, в близлежащих сельских населенных пунктах, необходимо согласие сходов жителей всех этих населенных пунктов.

Для определения понятия “сельский населенный пункт” можно использовать определение понятия “сельское поселение”, которое дано в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131­ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с последующими изм. и доп.). Оно означает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, для сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений федеральным законом установлена специальная гарантийная норма при решении вопроса о добровольной ликвидации такого учреждения.

Однако с учетом происходящего процесса оптимизации сети образовательных учреждений в сельской местности, сопровождающегося реорганизацией и ликвидацией таких учреждений, на практике возникают проблемы с применением этой гарантийной нормы, если в результате реорганизации сельское образовательное учреждение утрачивает статус юридического лица и становится сельским филиалом образовательного учреждения, находящегося в другом населенном пункте.

В целях обеспечения реализации специальной гарантийной нормы, с нашей точки зрения, представляется целесообразным и обоснованным добиваться:

  • во­-первых, применения в этих ситуациях общеправового принципа – аналогии закона, поскольку по содержанию своей деятельности филиалы выполняют полностью (или частично) функции образовательного учреждения (при этом нередко продолжают именоваться учреждениями);
  • во-­вторых, закрепления уточняющих положений в этой части в региональных законах, касающихся образования.

Наряду с этим, в обязательном порядке должен применяться гарантийный механизм предварительной экспертной оценки последствий ликвидации сельского филиала образовательного учреждения.

Справка

По данным Счетной палаты РФ, с 2002 по 2007 гг. количество общеобразовательных учреждений сократилось на 6000: в сельской местности – на 5100, в городской местности – на 900. В сельской местности в основном ликвидируются или объединяются с другими образовательными учреждениями (реорганизуются) малокомплектные общеобразовательные школы.

При решении вопросов о правомерности ликвидации образовательного учреждения должны также учитываться положения ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

Согласно п. 2 ст. 13 указанного закона, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской и лечебно­профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Следовательно, в дополнение к общему порядку ликвидации образовательного учреж­дения должно быть соблюдено требование о проведении уполномоченным органом экспертной оценки последствий решения о ликвидации государственного или муниципального образовательного учреждения для детей.

Отсутствие такой оценки означает, что решение о ликвидации образовательного учреждения (в равной степени и филиала образовательного учреждения) как объектов социальной инфраструктуры для детей является недействительным, т. е. не порождающим правовых последствий, с момента его вынесения.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение (а значит и государственное, и муниципальное автономное образовательное учреждение) может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Процедурные особенности ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица представляет собой не одномоментный акт, а специальную достаточно длительную процедуру прекращения деятельности юридического лица, состоящую из ряда обязательных и последовательных операций.

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Законом на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, возлагается ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они должны: незамедлительно письменно сообщить о принятом решении в уполномоченный государственный орган, установить порядок и сроки ликвидации.

Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (ст. 23 НК РФ).

Порядок и сроки ликвидации самостоятельно устанавливаются лицами (органами), принявшими решение о ликвидации юридического лица, в соответствии с нормами ГК РФ, других законов и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица.

Как следует из п. 3 ст. 62 ГК РФ, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению его внутренними и внешними делами, в т. ч. выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени учреждения совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Статьей 63 ГК РФ установлены порядок и содержание действий ликвидационной комиссии. Завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, она помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, рассчитывается по обязательствам юридического лица, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, в установленных случаях решает вопрос о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям.

Предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ действия ликвидационной комиссии по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности направлены на получение объективных данных о финансовом состоянии юридического лица. Такие данные необходимы для составления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточности либо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. При этом предполагается, в частности: проведение инвентаризации имущества и обязательств юридического лица; проверка факта существования конкретного кредитора или должника, его наименования, места нахождения и платежных реквизитов; уточнение размера кредиторской или соответственно дебиторской задолженности, а также истребование последней, в т. ч. в судебном порядке.

Дополнительной гарантией для кредиторов является обязанность ликвидационной комиссии письменно уведомлять их о ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ) составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухучете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств юридического лица, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, для утверждения им.

В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК РФ утверждение промежуточного баланса является основанием для проведения расчетов с кредиторами юридического лица в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией, начиная со дня утверждения ликвидационного баланса в установленном порядке.

Окончательный ликвидационный баланс юридического лица, о котором говорится в п. 5 ст. 63 ГК РФ, отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в т. ч. о взыс­кании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов и об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.

Окончательный ликвидационный баланс, как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется ликвидационной комиссией и утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Пункт 6 ст. 63 ГК РФ содержит специальную норму об удовлетворении требований кредиторов, финансируемых собственником учреждений.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Возможность предъявления кредиторами таких судебных исков к собственникам имущества ликвидируемого частного и бюджетного учреждений связана с субсидиарной ответственностью собственников имущества по обязательствам частного и бюджетного учреждений (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Частное и бюджетное учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества.

Что касается государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений, то согласно ч. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с указанным федеральным законом может быть обращено взыскание.

Пункт 7 ст. 63 ГК РФ касается имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов юридического лица соответствующего вида. Указанное имущество передается его учредителям (участникам) юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Имущество финансируемых собственником учреждений передается их учредителям, имеющим на это имущество в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ право собственности или иное вещное право.

В частности, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Вопросы о судьбе имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческих организаций, регулируются в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность этих организаций.

Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрено, что при ликвидации общеобразовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения (абз. 2 п. 82 в ред. постановления Правительства РФ от 20.07.2007 № 459).

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона об автономных учреждениях имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Юридическим фактом, с которым п. 8 ст. 63 ГК РФ связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица (п. 3 ст. 49 ГК РФ), т. е. прекращается существование юридического лица как такового.

Секретарь ЦК Профсоюза работников
народного образования и науки РФ,
заведующая правовым отделом ЦК ПрофсоюзаЖ.П. Осипцова

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль