Требования к проектированию, созданию и эксплуатации систем технической защиты образовательного учреждения

6633

Самой важной задачей при организации системы безопасности образовательного учреждения является точное представление о всех нюансах его функционирования, точность формулировки первостепенных подходов в обеспечении безопасности, круга проблем и методов их решения.

Система безопасности, вопреки распространенному мнению о дополнительных затратах, прямо оказывает позитивное воздействие на деятельность всего образовательного учреждения и даже позволяет обеспечить стабильность его функционирования. При этом огромную роль играют инженерно-технические средства безопасности, которые с необходимым уровнем повышают надежность и качество комплексной безопасности образовательного учреждения.

Учитывая данные аспекты, на федеральном и региональном уровнях в 2006-2007 годах была проделана большая работа по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. По данным Федерального агентства по образованию, только 2004 году в подведомственных образовательных учреждениях установлена в дополнении к уже имеющимся, автоматическая пожарная сигнализация в 40% вузов и 30% начального и среднего образования. В 2005 году были закуплены и поставлены противопожарное оборудование, средства защиты и пожаротушения, системы видеонаблюдения для 1474 общеобразовательных и специальных образовательных учреждений, школ интернатов, детских садов, сельских школ. В настоящее время данная работа продолжается.

Наиболее проблемными и серьезными вопросами в организации инженерно-технического обеспечения являются организация и проведение комплексного обследования, проектирования, монтажа и ввода в эксплуатации технических средств безопасности.

На федеральном уровне эти вопросы регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации».

Алгоритм решения данных вопросов на уровне детского сада или школы предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • разработка технического задания на проведение комплексного обследования;
  • проведение комплексного обследования;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию системы безопасности;
  • проведение тендера;
  • подготовка проектной документации;
  • проведение монтажных работ;
  • пусконаладочные работы и прием технических средств безопасности в эксплуатацию.

Организация планирования и выполнения мероприятий обследования, проектирования, монтажа и приема в эксплуатацию систем технической защиты образовательного учреждения должно осуществляться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Кроме того, реализация вышеперечисленных мероприятий потребует разработки целого пакета нормативных документов с участием администрации образовательного учреждения. Среди них основными будут являться:

  • договор об оказании консультирования и предоставления рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • техническое задание на проведение комплексного обследования образовательного учреждения;
  • акт результатов комплексного обследования образовательного учреждения;
  • договор на оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств безопасности;
  • проект на монтаж системы технических средств безопасности;
  • программа и методика испытаний технических средств безопасности;
  • акт о приемке технических средств безопасности в эксплуатацию.

Разработка каждого документа имеет свои особенности. Особое внимание следует уделить договору на проектирование и монтаж технических средств безопасности.

При подготовке проекта договора следует учесть следующие вопросы:

  • в предмете договора должно быть предметно указано, какая инженерно-техническая система будет смонтирована в образовательном учреждении;
  • в правах и обязанностях сторон целесообразно указать сроки предоставления проектной документации, завершения монтажных и пусконаладочных работ, сдачи системы в эксплуатацию;
  • в порядке сдачи и приема работ следует предусмотреть, что прием системы осуществляется на основании программы и методики испытаний комплекса технических средств безопасности, а также сроки проведения комплексного прогона системы;
  • в порядке расчета определить этапы оплаты стоимости услуг.

Кроме того, при подготовке договора следует обратить внимание на наличие гарантийных обязательств со стороны исполнителя и обязанность заказчика за соблюдение правил эксплуатации в период гарантийных обязательств. В случае, если проект договора устраивает стороны, с учетом внесенных в него предложений сторон, договор подписывается, а фирма-исполнитель приступает к разработке проектно-сметной документации.

Разработка и подготовка проектной документации является сложным и творческим процессом. Руководство образовательного учреждения должно в данной работе принимать самое активное участие.

Требования законодательных и нормативных документов, а также опыт и практика показали, что в состав технического проекта включаются следующие документы:

  • пояснительная записка, содержащая поставленные перед системой задачи, обоснование выбранных способов реализации этих задач, виды и состав оборудования и аппаратуры для установки на объекте и ожидаемые коэффициенты защищенности наиболее важных помещений в результате реализации проекта;
  • методика приемосдаточных испытаний системы после ее монтажа;
  • принципиальные и монтажные схемы всей системы;
  • схемы размещения оборудования и коммуникаций на планах здания и территории;
  • чертежи отдельных узлов и деталей, подлежащих изготовлению;
  • калькуляции на оборудование, производство монтажных и пуско-наладочных работ на объекте.

Особое внимание при разработке проектной документации следует обратить на пояснительную записку, программу и методику испытаний комплекса.

Грамотно разработанная программа и методика испытаний комплекса позволяет в ходе проведения испытаний выявить все недостатки, скрытые монтажные недоработки, определить какие поставленные задачи не решает комплекс. В программе и методике испытаний комплекса, как правило, указывается:

  • программа испытаний (объект испытаний, цель испытаний, объем испытаний);
  • методика испытаний (состав технической документации, состав комплекса, проверка качества монтажных работ, проверка работоспособности комплекса);
  • порядок комплексного прогона;
  • порядок и состав отчетной документации.

Разработка и утверждение данной программы в пакете проектно-сметной документации повышает ответственность фирмы-исполнителя за качество и надежность проведения монтажных работ.

После утверждения технического проекта фирма-исполнитель приступает к проведению монтажных работ. Проведение монтажных работ осуществляется под контролем руководства образовательного учреждения.

По завершении монтажных работ фирма-исполнитель представляет комплекс к приему. При этом предоставляются заказчику следующие документы:

  • официальное уведомление о готовности комплекса к проведению приемо-сдаточных работ;
  • техническую документацию на аппаратуру, приборы и блоки, входящие в состав комплекса (эксплуатационная документация, описания, инструкции, сертификаты качества, гарантийные талоны);
  • техническое описание и инструкции по эксплуатации всего комплекса;
  • инструкции по технике безопасности;
  • проект акта приема комплекса;
  • гарантийные обязательства фирмы исполнителя.

Для проведения приемки руководством объекта назначается комиссия из представителей образовательного учреждения и фирмы-исполнителя. Акт приемки работ после проведения всех необходимых мероприятий и испытаний представляется руководителю образовательного учреждения, и это является основанием для окончания проводимых работ. В случае выявления недостатков составляется документ или акт по устранению недостатков с указанием конкретных сроков и решается вопрос о сроках окончательного расчета.

На данном этапе также согласуются вопросы и определяются мероприятия по поддержанию технических средств безопасности в рабочем состоянии в процессе эксплуатации. При решении данных вопросов целесообразно привлекать фирму, которая проектировала и вела монтажные работы в образовательном учреждении.

После завершения всех работ смонтированная и введенная в эксплуатацию техническая система безопасности считается готовой. В целях ее устойчивой ее работы и правильной эксплуатации в образовательном учреждении назначается ответственное лицо, которое контролирует работоспособность системы, осуществляет взаимодействие с фирмой, обслуживающей данную систему, и проводит анализ всей поступающей информации о технических средствах безопасности.

Таким образом, инженерно-техническое обеспечение, широкое использование технических средств безопасности невозможно без соответствующего нормативно-правового обеспечения и проведения определенного комплекса мероприятий.

Чл.-кор. Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Педагогической академии последипломного образования Минобразования Московской областиА.А. Парфенов

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль