Карта проблем как средство управления развитием школы

4017

Педагогическим коллективам школ приходится сталкиваться с серьезными задачами и проблемами, требующими длительной и кропотливой работы, исследований, коллективного взаимодействия. Для решения этих задач составляется план мероприятий, определяется их содержание, к работе может привлекаться весь коллектив образовательного учреждения или отдельные кафедры, творческие группы педагогов.

 Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той или иной проблемы? Когда можно сказать: "Все, эта проблема решена"? Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на основе объективного анализа может помочь карта проблем.

наверх

Карта проблем  и ее назначение

Что такое карта проблем? Это бланк определенной формы, куда вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа. Форма карты представляет собой систему ячеек. Проблемы могут быть сформулированы по следующим направлениям:

  • управление школой;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • научно-методическая, опытно-экспериментальная работа;
  • учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
  • взаимодействие школы с социумом и др.

Проблемы фиксируются в карте в виде предложения, состоящего из двух частей. Первая часть описывает фактическое состояние объекта, направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и др., а вторая часть фиксирует существующее противоречие, проблему, негативное состояние и т. п. В каждой из проблем намеренно усилено, обострено противостояние двух ее составляющих. Это дает возможность заинтересовать педагогов, усилить их восприятие и чувства, мотивировать на работу с картой проблем. В качестве примера предлагаем карту проблем, составленную при промежуточном анализе реализации Программы развития лицея (приложение).

Для подготовки карты проблем создается творческая группа, в которую могут входить члены администрации, заведующие кафедрами, ведущие педагоги школы, любой член педагогического коллектива. В работе творческой группы используется метод "мозгового штурма", который позволяет генерировать множество идей в течение относительно короткого времени. Полученные в результате штурма наиболее интересные, перспективные идеи обсуждаются, уточняются их формулировки, усиливается тональность.

Какие проблемы нужно вносить в карту? Безусловно, те, которые требуют обсуждения всем коллективом, по которым необходимо создать общее представление. Анализ таких проблем должен подвести педагогический коллектив к принятию стратегически важных решений, к новым идеям развития.

наверх

Организация работы с картой проблем в образовательном учреждении 

Организовать работу с картой проблем можно на педагогическом совете в конце учебного года или на педагогическом совете, подводящем промежуточные или итоговые результаты реализации Программы развития школы.

Работа с картой проблем включает в себя:

  • деление педагогического коллектива на группы, количество которых зависит от количества и масштаба поставленных администрацией задач;
  • предоставление каждой группе отдельного задания;
  • рассмотрение участниками каждой группы в соответствии с заданием всех проблем и определение 2–5 наиболее актуальных, отметка их в карте (можно заштриховать нужную ячейку или отметить ее галочкой). Аргументы и обоснования выбора приводятся устно или фиксируются на обратной стороне карты. В ходе обсуждения в группе карта может быть дополнена новой проблемой;
  • представление каждой группой результатов своей работы педагогическому совету; члены других групп могут при этом задавать уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, дополнять и т. п.

В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой из задач. Проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить, сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает различные оценки групп. Это указывает на необходимость более пристального ее рассмотрения и изучения.

Результаты анализа проблем могут использоваться:

  • администрацией для стратегического планирования, разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по разработке или исследованию проблемы, организации эксперимента;
  • заведующими кафедрами для планирования работы;
  • учителями для выбора темы самообразования и др.

наверх

КАРТА ПРОБЛЕМ,
составленная при промежуточном анализе реализации Программы развития образовательного учреждения

Приложение

Качество образовательных услуг

Уровень удовлетворенности учителей условиями работы в лицее выше, чем уровень удовлетворенности обучающихся условиями учебы

Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования от 9-го класса к 11-му снижается

У большинства обучающихся лицея есть любимые учителя и предметы, но уровень удовлетворенности отношениями в системе "учитель – ученик" низкий

Уровень удовлетворенности качеством обучения в лицее у обучающихся 9-х и 11-х классов ниже, чем у их родителей

Уровень удовлетворенности обучающихся качеством обучения высокий, а качеством подготовки к жизни значительно ниже

Творческая деятельность педагогов

Увеличивается число педагогов, участвующих в конкурсах, конференциях, семинарах, однако представленный опыт не становится точкой отсчета в их инновационной, экспериментальной деятельности

Администрация лицея стремится привлечь к творческой работе как можно большее количество педагогов (семинары, педсоветы и т. д.), а сами педагоги инициативы и "энтузиазма" не проявляют

В методической работе большое значение придается деятельности кафедр, однако сами кафедры не стали центрами новых интересных инициатив

Администрация лицея предлагает учителям новые темы, идеи для работы, однако учителя уклоняются от участия в процессе принятия решений, разработках программ

Уровень квалификации педагогов лицея высокий, а качество знаний обучающихся низкое

Внедрение современных технологий в учебный процесс

Педагогам обозначена задача учета индивидуальных особенностей обучающихся, а на деле преобладают фронтальные формы работы

Учителя стремятся построить урок по принципу его значимости для ребенка, а обучающиеся слабо представляют, как практически применить получаемые знания

Информированность учителей о современных педагогических технологиях, новшествах растет, а их освоение на практике не происходит

Обеспеченность лицея компьютерной техникой высокая, а эффективность использования – низкая

Уровень владения обучающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) по многим позициям высокий, а уровень владения ИКТ учителями – низкий

Организация учебного процесса

Изучаемые темы многих предметов перекликаются, а интегрированные уроки практически отсутствуют

Современные стандарты образования ориентированы на формирование компетенций, а учебные программы – на формирование знаний и умений

Статус инновационного заведения требует разработки и утверждения программ спецкурсов на уровне ИПКРО, а требования к уровню квалификации учителей I и высшей категории этого не предусматривают

Статус физико-математического лицея подразумевает широкие связи с профильными вузами, однако на деле такие связи у лицея практически отсутствуют

Задача лицея – отбирать детей, ориентированных на точные дисциплины, а фактически лицей принимает детей, чьи родители заинтересованы в благополучном учебном заведении

Внеурочная работа

Научное общество учащихся (НОУ) организовано, но не является центром детского научного творчества в лицее

Существуют органы детского самоуправления, но фактически участие детей во многих делах происходит "с разрешения", "с позволения" учителей, администрации

В лицей поступают благополучные дети, а микроклимат в классах бывает очень сложный

Внеурочная занятость обучающихся в лицее высокая, однако она нацелена на предметное и околопредметное содержание

Администрацией лицея, медицинским персоналом ведется большая работа по сохранению здоровья обучающихся, а уровень здоровья детей тревожный, уровень удовлетворенности родителей по данному направлению низкий

Воспитательная работа

В лицее проводится много разно­образных воспитательных мероприятий для обучающихся, а система воспитательной работы не сформирована

Учитель и классный воспитатель решают общую задачу – развитие личности обучающегося, а их взаимодействие ограничено только вопросами успеваемости

Классные воспитатели проводят много мероприятий с обучающимися, с родителями, а их работа оценивается реже, чем работа учителей-предметников

У классных воспитателей наработан определенный методический опыт, который они готовы представить коллективу, однако большинство методических мероприятий ориентированы на учителей

Родители предъявляют высокие требования к качеству обучения и воспитания в лицее, к вне­урочной занятости, а сами уклоняются от участия в мероприятиях

наверх

Пример заданий группам учителей для работы с картой проблем:

выберите проблемы:

  • успешно решенные в лицее (1-я группа);
  • решение которых невозможно в настоящее время (2-я группа);
  • актуальные для коллектива лицея (3-я группа);
  • не актуальные для коллектива лицея (4-я группа);
  • к решению которых коллектив подготовлен (5-я группа);
  • к решению которых коллектив не подготовлен (6-я группа);
  • решение которых вне компетенций коллектива лицея (7-я группа).

Л.И. Чалганская,
зам. директора по УВР МОУ "Лицей № 2", г. Братск Иркутской обл.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль