Программа развития образовательного учреждения. Анализ ошибок и недостатков

1419

Анализ программ развития образовательных учреждений позволяет выявить наиболее существенные недостатки, которые приводят к негативным для программ и их реализации последствиям.

1. Программа развития образовательного учреждения ошибочно отождествляется с концепцией и разрабатывается только как набор идей, а не как документ, содержащий в себе план работы с присущей ему четкостью, ясностью и определенностью. Отсутствие плана действий по реализации основных направлений развития образовательного учреждения ставит под сомнение саму возможность отнесения созданного документа к программе развития.

2. Авторы программы развития образовательного учреждения торопятся прописать частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в образовательном учреждении. Вместо концепции нового состояния  образовательного учреждения в программах развития дается сразу перечень инновационных действий, что полностью нарушает логику программы развития и решения ее главных задач.

3. Часто программы развития образовательного учреждения не являются прогностичными, в них редко удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашнему образовательному учреждению, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты его деятельности. Иногда вопрос о социальном заказе вообще игнорируется.

4. Слабо анализируется влияние на состояние образовательного учреждения  дальней и ближней внешней среды, в условиях которой начинается развитие учреждения как целенаправленный комплексный процесс, а также взаимодействие с основными группами: заказчиками, клиентами, поставщиками ресурсов и т. д.

5. В программах развития нечетко формулируются ключевые проблемы образовательного учреждения, на решение которых будет направлена его основная деятельность; проблемы слабо структурируются по степени значимости, наблюдается смешение проблем конкретного образовательного учреждения  с глобальными проблемами и внешними ограничениями, снять которые самостоятельно учреждение не в силах. Анализ проблем образовательной подсистемы не доводят до рассмотрения причин этих проблем в обеспечивающей и особенно управляющей подсистемах образовательного учреждения.

6. Отсутствует логическая связь между идеями нового образовательного учреждения и его ключевыми проблемами (проблемы – сами по себе, концепция – сама по себе).

7. Недостаточно определяются сильные стороны образовательного учреждения, которые могут служить “плацдармом” в ходе нововведений. Программы развития образовательного учреждения слабо соотносятся с реальным потенциалом школьного сообщества, сообщества детского сада, что приводит либо к нереальности поставленных задач и ориентиров, либо к недостаточной напряженности этих задач.

8. Медленно преодолевается основной недостаток – неспособность формулировать четкие, операциональные цели перед всеми участками деятельности образовательного учреждения и его подразделениями.

9. Отсутствует реальный образ будущего состояния образовательного учреждения  и его функционирования после осуществления задуманных инноваций. Неполнота описания образа нового образовательного учреждения  часто связана с тем, что далеко не всегда можно увидеть развернутую характеристику системы ценностей и миссии образовательного учреждения, обоснованный образ выпускника школы или детского сада. Концепции образовательной системы часто не содержат характеристики общей направленности образовательного процесса и среды. Концепции ресурсов и системы ресурсообеспечивающей деятельности, а также образ будущей управляющей системы образовательного учреждения вообще не прописываются. Концепции системы управления, если они есть, как правило, подменяются без всяких пояснений изображением схемы организационной структуры управления.

10. Блок стратегии и тактики реализации программы развития образовательного учреждения не обеспечивает:
– четкого представления об этапах и главных направлениях развития образовательного учреждения;
– ясного образа целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития;
– определенности относительно порядка работ, конкретной ответственности за их выполнение, сроков и ресурсов.

11. Разработчики программы развития образовательного учреждения не основываются на современном системном понимании образовательного учреждения как особой разновидности социальной организации, целостной системы. Отсюда программы развития образовательного учреждения строятся путем механического "сшивания" слабо связанных между собой фрагментов.

12. Программы развития образовательного учреждения часто слабо характеризуют индивидуальность образовательного учреждения, не носят авторского характера. Создается впечатление, что некоторые из них написаны не работниками самого учреждения, а посторонними специалистами.

13. Наряду с описанием планируемых инноваций в программах развития образовательного учреждения развития часто присутствуют "сюжеты", касающиеся текущего функционирования образовательного учреждения, что для программы развития является избыточной информацией.

Имеются основания утверждать, что во многих случаях причинами итоговых недостатков оказываются конкретные просчеты, допускаемые на этапах разработки программ развития образовательного учреждения.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль