Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

21468

На современном этапе дошкольное образование меняется в своей содержательной части, а потому требует вариативности и комплексности, что, соответственно, возлагает огромную ответственность на коллектив детского сада за реализацию, разработку и выбор образовательных программ, включая парциальные. Перед началом разработки программных проектов следует ознакомиться с законодательными и нормативными актами, которые регламентируют учебный процесс в детских садах, изучить методическую и педагогическую литературу. 

Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Содержание организационно-педагогических условий определяют качество образования в ДОУ и эффективность управления детским садом. Данные условия способствуют эффективности воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, с учетом требований нового времени: 

  •  формирование развивающей среды, которая отвечает задачам и целям процесса образования в детском саду;
  •  использование развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);
  •  задействование творческого и личностного потенциала, педагогического опыта каждого воспитателя и всего педколлектива ДОУ в целом;
  •  управленческий контроль за педагогической деятельностью (мотивация, адаптация, корректирующие мероприятия и действия);
  •  использование парциальных и комплексных программы дошкольного образования, достижение адаптированности их к специфике образовательной деятельности в ДОУ. Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


Комплексные образовательные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Над разработкой современных образовательных программ дошкольного образования работали авторы, которые использовали специфику управленческого процесса, отечественную учебную практику, достижения психолого-педагогической науки. Руководителям и воспитателям в ДОУ нередко сложно выбрать и оценить подходящие комплексные и парциальные программы в детском саду по ФГОС. От выбора программного обеспечения во многом зависит качество управления образовательным учреждением, потому важно уметь делать обоснованный выбор. 

Виды дошкольных образовательных учреждений:

  • Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • Детский сад для детей раннего возраста;
  • Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
  • Детский сад присмотра и оздоровления;
  • Детский сад компенсирующего вида;
  • Детский сад комбинированного вида;
  • Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
  • Центр развития ребенка – детский сад.

Вид дошкольного образовательного учреждения во многом определяет вид предпочтительных образовательных программ. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, регламентирует восемь видов ДОУ. Этот документ закрепляет право детского сада на самостоятельный выбор программных проектов. В П.21 Положения указано, что образовательная программа ДОУ определяет содержание процесса образования.

Комплексные или парциальные программы в ДОУ по ФГОС составляются, утверждаются и осуществляются согласно требованиям федерального государственного стандарта, диктующего требования к структуре этих документов, учитывая при этом возможности и психофизическое развитие детей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" также выделено несколько видов программ дошкольного образования. 

Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Парциальные программы ДОУ по ФГОС

В образовательной программе дошкольного образования содержатся сведения об обучении и воспитании дошкольников. Документ ставит основной целью достижение результатов образования, которые регламентированы федеральными государственными требованиями, он направлен на интеграцию потребностей в образовании всех участников образовательного процесса.  Общеобразовательная программа является комплексом дополнительных и основных программных проектов, согласно приоритетным направлением деятельности дошкольного учреж­дения. Дополнительные и основные программы — это автроские образовательные проекты, которые создаются усилиями конкретных авторов или трудовых коллективов.

Среди основных программ дошкольного образования выделяют комплексные, парциальные и авторские.  

Цель общеобразовательной программы – решение задач создания общей культуры личности, основы для осознанного выбора, адаптации к жизни в обществе, освоения профессиональных образовательных программ.

В.М. Полонский

Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации

  • общеобразовательные (основные):
  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования;
  • общеобразовательные (дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).

Парциальная программа акцентирует внимание на одном или нескольких сферах развития дошкольника. Такие образовательные проекты реализуются в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреж­дения.

Дополнительные программы не могут заменять собой или реализовываться в то время, которое было отведено на основные образовательные программные прокты. Изредка роль дополнительных программ могут выполнять парциальные. Все образовательные программные проекты в детских садах подразумевает многочисленные виды детской деятельности в ДОУ по ФГОС, учитывают их возрастные особенности и возможности, акцентирую внимание на индивидуальном подходе к детям, обеспечении охраны здоровья и оптимальной учебной нагрузки. 

Основные программы регламентируют спектр развивающих задач, аспекты содержания образовательного процесса в контексте реализации основных образовательных услуг.

О.А. Соломенникова

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных нормативных документов. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения программного материала, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Дополнительные программы – образовательные разработки по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных в студиях, кружках, секциях и т. д.

О.А. Соломенникова

Следовательно, стоит выбирать комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС, учитывая поставленные цели и задачи, задав приоритетные направления деятельности детского сада, а также кадрового состава и квалификации педагогов, развивающей среды. Если проекты не прошли экспертизу на федеральном, региональном или муниципальном уровне, они не допускаются к реализации.

После выбора образовательных программ решение о внедрении их в работу детского сада принимается на педсовете. Те проекты, которые будут одобрены, следует внести в локальные акты ДОУ. После этого учреждению нужно получить лицензию на реализацию образовательной деятельности, в которой должен быть весь перечень реализуемых образовательных программ. Последним этапом является государственная аккредитация.

Дополнительно:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль