Оценка образовательной среды школы и ближайшего окружения. SWOT-анализ школы

33939

SWOT-­анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы иближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджментеиспользуют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон,возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработкистратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ несодержит экономических категорий, его можно применять к любыморганизациям для построения стратегий в самых различных областяхдеятельности.

Пример оформления результатов SWOT-­анализа школы показан в табл. 1

Таблица 1
Рабочая таблица оформления результатовSWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Сплоченность и работоспособность коллектива

Преобладание в коллективе традиционных устаревшихподходов к образовательному процессу

Высокий авторитет директора в школе

Низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

В результатах образовательного процесса заинтересованыродители и органы местного самоуправления

Разница в оплате труда может привести к оттоку рядапедагогов в школы с большим количеством учащихся

В результатах взаимодействия заинтересованы учреждениядополнительного образования района

Асоциальные группировки могут оказывать негативноевлияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы , целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабыестороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии(высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, вкотором работает (будет работать) школа; постараться определить, какиевозможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.


По результатам PEST- и SWOT-анализов разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должныбыть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешнихвозможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Пример SWOT-анализа образовательного учреждения

SWOT-АНАЛИЗ
состояния образовательной системы лицея

Статус ОУ, состояние образовательной системы и прогноз возможныхизменений в ней определяют миссию лицея.

Миссия лицея – максимально полное удовлетворениезапросов и потребностей социальных заказчиков ОУ, ориентированных наформирование прослойки современной интеллигенции.

Современный человек в нашем понимании – это личность:

  • с развитыми интеллектуальными и творческими способностями,высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевымикомпетенциями и потребностью в непрерывном образовании;
  • с активной гражданской позицией, ориентированная наобщечеловеческие и национальные ценности и идеалы;
  • реализующая здоровый образ жизни;
  • способная к профессиональному и личностному самоопределению вусловиях развитого демократического правового общества, рыночнойэкономики.

Таблица
Скачать в .docx

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребностив непрерывном образовании

Сильные стороны

Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 4 года (качество обучения выросло с 58% до 65%; количество отличников – с 48 до 92 чел.).

Разнообразие вариативной части учебного плана.

Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию лицеистов.

Сложившаяся система работы с одаренными детьми.

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно­-популярного, методического характера.

Достаточная материально­-техническая база, вт. ч. мультимедийная.

Результативная система дополнительного образования.

Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).

Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней)

Слабые стороны

Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний.

Отсутствие:

  • должной профессиональной подготовки у педагогов лицея для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;

необходимых условий (материально­-техническое оснащение, подготовка педагогов и пр.) для полномасштабного внедрения информационно-­коммуникационных технологий(ИКТ) в процесс преподавания обязательных предметов учебного плана лицея(кроме информатики и ИКТ)

Предупреждающие компенсирующие действия

Проектирование научно-­методической работы лицея, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение ИКТ, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей).

Планирование и реализация программы информатизации воспитательно-­образовательного процесса лицея

Возможности 

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся (95%).

Система городских и всероссийских(открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования

Угрозы (ограничения ириски) 

Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся (возможны варианты недостаточного набора учащихся, прежде всего, в 1­е и 10­е классы).

Удаленность территории поселка от культурных и научных центров.

Относительно низкий культурный уровень социума.

Отсутствие школы искусств в поселке.

Риск ликвидации центра эстетического воспитания лицея с переходом на нормативное подушевое финансирование

Предупреждающие, компенсирующие действия

Разработка и реализация PR­ программы образовательной системы лицея.

Лицензирование центра эстетического воспитания как структурного подразделения лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной  на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Сильные стороны

Разработана и апробирована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций школьников в конкретных
территориальных условиях.
В ходе ее реализации повысились показатели сформированности ценностных ориентаций у 45% учащихся.

В лицее действуют определенные традиции самоуправления (Совет лицея, Управляющий совет, родительский комитет).

Разработаны и действуют программы:

  • "Протяни руку другу!";
  • "Я – гражданин России".

Существуют внутрилицейские традиции.

Действует Музей истории лицея.

Имеется опыт вовлечения родителей ввоспитательно­-образовательный процесс

Слабые стороны

Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность)деятельности органов общественного управления лицея.

Низкая правовая культура лидеров общественных организаций – участников воспитательно­образовательного процесса лицея

Предупреждающие компенсирующие действия

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия лицея с органами общественного управления

Возможности 

Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательно­-образовательный процесс лицея.

Наличие детских и юношеских организаций муниципального и регионального уровней ("Надежда", "Молодая гвардия").

Действие муниципальной программы "Лидер".

Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "Орленок", "Океан".

Возможность участия родителей в Интернет ­собраниях городского, регионального и российского уровней

Угрозы (ограничения ириски) 

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея

Предупреждающие, компенсирующие действия

Разработка локальных актов лицея, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии лицея с общественностью (положения, договоры и пр.)

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся  

Сильные стороны

Деятельность спортивно­оздоровительногоцентра.

Работа спортивных секций, туристическогоклуба "Меридиан".

Третий час физической культуры с выборомучеником вида  деятельности (плавание, танцы,художественная гимнастика, хореография).

Динамические паузы в расписании занятийначальных классов лицея.

Система профилактических мероприятий(кварцевание, ароматерапия и др.).

Традиционные Дни и Недели здоровья лицея.

Ежегодные спортивные соревнования в лицее.

Система экологического воспитания учащихся.

Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея

Слабые стороны

Не продлен договор с шефским предприятием опроведении уроков плавания.

Недостаточно высокий уровень мотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Часть рабочих программ, вариативной частиучебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся (третийчас физической культуры), и спортивных секций не рецензированы.

Здоровьесберегающие технологии неиспользуются в полном объеме на учебных занятиях

Предупреждающие компенсирующие действия

Продлить договор с шефским предприятием опроведении уроков плавания.

Спортивно­оздоровительному центру организовать деятельность по повышениюмотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Отрецензировать рабочие программывариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активностьучащихся, и спортивных секций.

Разработать и реализовать в лицееспециальную программу, направленную на полноценное внедрение здоровье­
сберегающих технологий на учебных занятиях

Возможности 

Заинтересованность потенциальных иреальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­реплении здоровья учащихся.

Развитая муниципальная системаспортивно­оздоровительных меро­приятий.

Сохранение в штатном расписании лицеяпозиций работников спортивно­оздоровительного центра.

Организация шефским предприятием летнегоотдыха детей.

Предоставление шефским предприятиемспортивно­оздоровительного центра для нужд лицея.

Взаимодействие с Центрами основ здоровьяМуниципального учреждения дополнительного педагогического образования"Информационно­методический центр
г. Белово" и Томского государственного университета

Угрозы (ограничения ириски) 

Риск ликвидации спортивно­оздоровительногоцентра лицея с переходом на нормативно­подушевое финансирование. Неблагополучная экологическая ситуация впоселке.

Недостаточно высокий уровень медицинскогообслуживания в поселке.

Неблагополучная ситуация в социумеотносительно вредных привычек

Предупреждающие, компенсирующие действия

Лицензирование спортивно­оздоровительногоцентра как структурного подразделения лицея. Дальнейшее осуществление экологическоговоспитания лицеистов

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Сильные стороны

Лицей – областная экспериментальнаяплощадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с2003 г.

Преподавание профильных предметов,элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональнойориентации, информационных курсов и пр.

Система психологического сопровожденияпредпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результативное сотрудничество с вузамирегиона:

  • проведение индивидуальных, групповыхзанятий с обучающимися; 
  • работа подготовительных курсов набазе лицея;
  • научное консультированиеисследовательских работ и пр.

В среднем 85% выпускников поступают в вузыв соответствии с профилем, по которому учились в лицее.

Хорошая материально­техническая база дляреализации профильного обучения

Слабые стороны

Недостаточная информированностьпотенциальных и реальных потребителей образовательных услуг опреимуществах профильного обучения в лицее.

Недостаточное количество учащихся лицеядля необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке"учащихся из других ОУ.

Отсутствие географической площадки какнеобходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне

Предупреждающие компенсирующие действия

Разработка и реализация PR­программыпрофильного обучения в лицее.

Создание географической площадки лицея

Возможности 

Наличие в городе специалиста попроф­ориентационной работе.

Востребованность профильного обучения уреальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея.

Наличие широкой сети муниципальных ирегиональных услуг дополнительного педагогического образования повопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения,подготовки к ЕГЭ

Угрозы (ограничения ириски) 

Возможны недостаточно высокие результатыЕГЭ выпуск­­
ников лицея и, как следствие, потеря статуса лицея ипотенциальных потребителей его образовательных услуг

Предупреждающие, компенсирующие действия

Планомерная подготовка педагогов иучащихся к ЕГЭ

Е.Н. Белова,
канд. пед. наук, зам. директора по НМР МОУ "Лицей № 22 г. Белово",доцент кафедры управления, экономики и правового регулированияобразования Кемеровского регионального института повышения квалификации ипереподготовки работников образования

Статья из журнала "Справочник заместителя директора школы" №8-2009 год - "Рекомендации по разработке программы развития школы и лицея"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль