Методическая служба в ДОУ

22410

Структура методической службы в ДОУ

Методическая служба в ДОУ – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Методическая работа службы содействует становлению, развитию и реализации творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.

Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", методическая служба в ДОУ призвана обеспечить:

  • достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
  • построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих и социокультурных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
  • адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • светскость образования.

Особенности работы методической службы в ДОУ компенсирующего вида

В МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 65 "Дельфин"» с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников методическая служба действует на основании принятого Положения о методической службе ДОУ и является общественным органом, имеющим сложную организационную структуру и формируемым на добровольной основе. Руководит деятельностью службы старший воспитатель.

Целями методической службы нашего ДОУ являются:

  • реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
  • создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;
  • обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.

Задачи методической службы в ДОУ:

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

Функции методической службы ДОУ

Играя важную роль в управлении детским садом, методическая служба в ДОУ выполняет определенные функции.

Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  • анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  • вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  • оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  • установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  • анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  • анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  • поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  • изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы в ДОУ являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

  • прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
  • определение вариантов моделей выпускника;
  • формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • моделирование новых форм существования ДОУ;
  • проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  • проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  • знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
  • четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Структура методической службы ДОУ

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.

Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.

Три управленческих уровня методической службы ДОУ 

Методическая служба в ДОУ организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

На стратегическом уровне (методический совет) определяется основное направление методической деятельности ДОУ, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (методический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм организации методической работы в ДОУ и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.

Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:

  • на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  • воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа методической службы в ДОУ с педагогическим коллективом

Определение задач методической службы в ДОУ помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • опробовать педагога в новой ­роли.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Очень важным в системе методической работы в ДОУ является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Критерии эффективности работы методической службы в ДОУ

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы, определяет самосознание педагогов ДОУ. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

  • эффективность для ребенка:
  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • эффективность для родителя:
  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
  • эффективность для педагога:
  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности.

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией реализует Программу укрепления здоровья сотрудников. Проводит различные мероприятия: тренинги здоровья, дегустационные столы здоровой пищи, посещение сауны и бассейна, организация динамического часа, коллективные поездки на Красноярское водохранилище и т. д. На сегодняшний день мы отмечаем высокий уровень развития педагогического коллектива нашего учреждения.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль