Образовательная программа ДОУ: алгоритм разработки

41446

Разработка образовательной программы ДОУ

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Во всех комплексных и парциальных образовательных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ 

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая раз­рабатывает дошкольную образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива ­(5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица (приложение 2).

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы (приложение 3).

Шаг 6 – проект обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант документа утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

На начальном этапе работы важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

  • оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения);
  • сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);
  • анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);
  • уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);
  • сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
  • диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);
  • информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);
  • состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);
  • характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

Приложение 1

Скачать положение о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ
Скачать в .docx

Приложение 2

Скачать план деятельности Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ
Скачать в .docx

Приложение 3

Скачать протокол оперативного совещания Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ
Скачать в .docx

Структура образовательной программы ДОУ

  • Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
  • цели и задачи дошкольного образования по четырем сферам развития ребенка;
  • учебный план;
  • режим дня;
  • программно-методическое обеспечение процесса обучения;
  • модель выпускника;
  • управление реализацией образовательной прог­раммы;
  • план реализации образовательной программы на 5 лет;
  • мониторинг результатов;
  • приложение.

Учебный план составляется в соответствии с требованиями всех нормативных документов . Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.

На основе учебного плана опреде­ляется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса (приложение 4). По каждому документу составляется отдельная таб­лица. Режим дня устанавливается по каждой возрастной группе с учетом 12­-часового пребывания детей в дошкольном учреждении.

Модель выпускника – предполагаемый результат реализации образовательной программы – включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.

В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные цик­лограммы деятельности администрации уместно включить в приложение.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:

  • нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
  • кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
  • программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую (изучение педагогической литературы, методической литературы);
  • научное и методическое сопровождение педагогов ДОУ, образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
  • построение образовательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
  • работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
  • взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).

Далее составляется мониторинг результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследо­вание.

В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.

Таким образом, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации процесса обучения детей.

Приложение 4

Скачать программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Скачать в .docx

Читайте также о развитии дошкольников:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • План деятельности Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • Протокол оперативного совещания Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль