Создание семейных детских садов

4492

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания. Указом Президента РФ от 14.06.2007 № 761 “О проведении в Российской Федерации Года семьи” 2008 г. объявлен Годом семьи.

Семья – один из древнейших “институтов”, который пережил целые эпохи. Его долговечность объясняется тем, что он позволяет человеку во все времена более устойчиво держаться в обществе. Семья как источник питает более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины и патриотизм. По признанию ученых, семья – величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством.

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Общественное дошкольное образование создано как инструмент помощи семье в воспитании и образовании ребенка. Характер взаимодействия этих двух важных для общества институтов диктуется новыми условиями жизни. Семья и детский сад в хронологическом ряду находятся в преемственной связи.

Первые детские сады, детские сады сироты в России появились в середине XIX в. Они были организованы союзами семей, объединяющимися для общего дела – воспитания детей.

Исторический экскурс в систему становления и развития дошкольного образования позволяет выделить те основные позиции, которые необходимо учитывать и в современном обществе. Вот некоторые из них:

  • Изначально детский сад задумывался как учреждение семейного типа, помогающее семье воспитывать ребенка.
  • Первые детские сады организовывались в России союзами семей.
  • Идеи семейного воспитания маленьких детей отстаивали многие русские педагоги.

Общество утвердилось в позиции, что полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо. Для этого должна развиваться разнообразная сеть дошкольных образовательных учреждений.

Исторический опыт каждого домашнего, семейного детского сада уникален и окрашен личностью тех людей, которые благодаря своему энтузиазму и активности находили решение всех экономических и педагогических проблем этого нового для российского общества дела.
 Система дошкольного образования в Москве – это огромное достижение, народное достояние. Принципы региональной политики в области развития дошкольного образовании – ориентация на обеспечение полной и сбалансированной системы образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных услуг населению, предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания ребенка.

Для реализации этих принципов создана дифференцированная видовая сеть дошкольных образовательных учреждений. Развивается система услуг семье, воспитывающей ребенка в домашних условиях: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи. Возрождается институт гувернерства.
Основой для разработки и построения новой инновационной модели семейного детского дошкольного образовательного учреждения в Москве стал аналитический и статистический обзор запросов на дошкольное образование разных категорий семей, а также анализ накопленных знаний по проблемам родительства и семейного жизнеустройства.

Создание еще одной инклюзивной модели – семейного детского дошкольного учреждения – позволит сделать услуги дошкольного образования более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.
Мы понимаем, что введение такой модели не может быть массовым, но уверены, что она вызовет интерес у некоторой части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по самым разным причинам не посещают детский сад. Между тем данную модель не следует рассматривать как альтернативную форму дошкольного воспитания и образования. Она должна дополнять и развивать вариативную систему дошкольного образования Москвы, учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.
При создании семейных детских дошкольных учреждений необходимо учитывать запросы конкретных семей, планирующих пользоваться данной услугой. Поэтому семейный детский сад может быть многовариантным по форме организации и по содержанию работы с детьми. Построением семейных детских садов должны заниматься люди, увлеченные и любящие детей, так как это требует немалых сил и творческих способностей. 

Модели семейного дошкольного образовательного учреждения:

  • семейный детский сад для многодетной семьи;
  • "мама-клуб" – общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного педагогического общения молодых мам, имеющих детей раннего и дошкольного возраста;
  • семейный детский сад – объединение семей, заинтересованных вопросами воспитания и развития своих детей, на базе ДОУ.

При строительстве детского сада важно учитывать, что любая из создаваемых моделей семейного детского сада должна взаимодействовать с государственным дошкольным образовательным учреждением или быть его структурным подразделением с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Согласно первой модели многодетная семья, имеющая 3–4 детей раннего и дошкольного возраста, может создать домашний детский сад в помещении собственной квартиры при условии заключения договора с управлением образования. Последнее определяет ДОУ, в структуру которого и войдет семейный детский сад как подразделение данного учреждения. Многодетная мама принимается на должность воспитателя семейного детского сада, прослушивает педагогические курсы с учетом возраста ее детей, после чего устанавливается порядок взаимодействия семьи и ДОУ. 

Территориальное расположение ДОУ и семейного детского сада должно быть удобным, так как не только мама приводит детей в детский сад на занятия, но и отдельные специалисты посещают их на дому. Важно определить, какие обязанности будут возлагаться на “домашнего воспитателя”, как она будет совершенствовать свою педагогическую компетентность, кто в семье станет ей помогать быть не только мамой, но и педагогом. Хорошими помощниками могут быть бабушка, муж, другие родственники.

Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должен умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам.

В соответствии с Примерным положением об организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель – 1,0 ст.;
  • воспитатель по физической культуре – 0,25 ст.;
  • музыкальный руководитель – 0,25 ст.;
  • старшая медицинская сестра – 0,25 ст.;
  • педагог-психолог – 0,25 ст.;
  • социальный педагог – 0,5 ст. 

Данные штатные единицы определяются из расчета 3% детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением ДОУ.

Семейные детские сады должны быть разными, и практика их создания в будущем подтвердит это. А пока это идеи.

Модель “Мама-клуб” создается с целью содействия развитию общественной инициативы молодых и студенческих семей; ориентации молодых семей на здоровый образ жизни, организованный творческий досуг и отдых; распространения опыта семейного воспитания.

Студенческая семья находится в наиболее сложных социально-экономических условиях, поэтому ей необходима поддержка государства, педагогическая поддержка семьи ДОУ на этапе становления. Молодые люди создают свой мир, устанавливают свои законы, ищут пути решения проблем с появлением в семье ребенка. Одно из решений – создание проекта “Мама-клуб”, который направлен на оказание методической, информационной поддержки молодым семьям, организацию и проведение совместных мероприятий, способствующих укреплению молодой семьи, решению проблем по воспитанию детей.

“Мама-клуб” – это общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного педагогического общения молодых мам, имеющих детей раннего и дошкольного возраста.

Цели данной модели:

  • повышение роли и активности семей в пропаганде семейного творчества;
  • раскрытие педагогических и творческих способностей молодых мам благодаря изучению основ психологии и педагогики;
  • оказание помощи молодым супругам в приобретении опыта воспитания детей;
  • совершенствование системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Объединение нескольких молодых семей, заинтересованных вопросами воспитания и развития своих детей, может служить основой для создания клуба.

Актуальность данного проекта определяется спецификой семейного воспитания:

  • мама всегда рядом – нет стрессов при разлуке;
  • малочисленность группы позволяет индивидуально подходить к вопросам воспитания и развития ребенка.

Для деятельности такой организации на первом этаже жилого дома может быть выделено и оборудовано помещение (квартира) для игр, занятий детей под присмотром и руководством взрослых (мамы, папы, бабушки).

Молодые семьи, участвующие в Московской программе “Молодой семье – доступное жилье”, могут выступить с инициативой предоставления помещения для семейного детского сада в том доме, где они проживают. 

Основные направления деятельности “Мама-клуба”– общение, информирование, обучение, развитие творческих начал, отдых и занятия. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы и подвижны и зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в тех либо иных аспектах. Примерная суть каждого из направлений такова.

Общение – установление взаимных деловых, педагогических и дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с воспитанием и развитием детей. Происходит оно на нескольких уровнях: “ребенок – взрослый”, “ребенок – ребенок”, “родитель – педагог”. Для детей – это общение в процессе игры, для взрослых – неформальное межличностное общение, лекторий, круглый стол, обмен опытом, встреча с педагогами и специалистами системы дошкольного образования и другие формы, с обсуждением проблем воспитания и развития детей.

Е.Д. Ушинский подчеркивал пользу кратковременного пребывания детей в кругу своих сверстников, объясняя, что не всякая мать может дать надлежащее воспитание.
Информирование – освоение педагогической информации, т. е. получение сведений о содержании, организации работы с детьми, об особенностях их психического, физического развития и здоровья в разные возрастные периоды. Беседы по вопросам воспитания детей, создание собственного сайта, подготовка информационного буклета.

П.Ф. Лесгафт считал лучшей средой для маленького ребенка семью, позволяющую индивидуализировать его воспитание. Однако признавал необходимость существования детских садов по принципу большой семьи – воспитательница и 4–5 детей.

Развитие творческих начал предполагает использование имеющихся задатков и способностей взрослых и детей. Организация увлекательной художественно-продуктивной деятельности с детьми: рисование, лепка, аппликация, музицирование, пение, вышивание и вязание и др. Распределение между взрослыми обязанностей по ведению этих занятий с учетом имеющихся возможностей.

Отдых – это организация праздников, развлечений, театрализованных представлений, походов и экскурсий, в которых участвуют взрослые и дети.

Занятия – процесс обучения, при котором учитывается специфика дошкольного детства; ребенок занят чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока.
Участники определяют режим и план работы “Мама-клуба”. При этом возможно распределение между взрослыми обязанностей в соответствии с возможностями и интересами: кто-то ведет занятия по рисованию и лепке, кто-то читает детям и рассказывает сказки, а кто-то организует прогулки, экскурсии и походы и т. д. Режим утверждается Советом Клуба.

Суть третьей модели заключается в том, что альтернативный детский сад создается на базе ДОУ и является его структурным подразделением. При этом отличие от группы кратковременного пребывания состоит в том, что семья определят содержание работы с детьми, активно в ней участвует, взаимодействует с педагогами учреждения по проектированию индивидуального маршрута развития каждого ребенка. Объединяясь, семьи проявляют заинтересованность не только в организации работы с детьми, но и в повышении педагогической компетентности, 
в обмене опытом семейного воспитания. Основная цель создания таких детских садов – повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений: “семья – структура дошкольного образования города”. Основная функция такого учреждения – воспитательная.

Таким образом, “семейный детский сад” постепенно должен стать центром распространения в городе опыта семейного воспитания.

Семейный детский сад создается на принципах взаимопомощи родителей и педагогов ДОУ. Родители объединяются в группы и устраивают прогулки, занятия, игры и развлечения, соответствующие возрасту и развитию детей. Для их организации могут приглашаться педагоги и специалисты из ДОУ или этим занимаются сами родители. Помещение должно предоставляться одним из родителей или выделяться в соседнем ДОУ. Идея взаимопомощи рассматривается как возможность родителей сообща решать вопросы воспитания и обучения детей, при необходимости обращаться за помощью и советом к специалистам ДОУ. Из этого вытекает особенность семейного детского сада – активное участие родителей в воспитании детей.

При такой организации у родителей возникает желание и потребность компетентно решить многие педагогические задачи. Являясь воспитателями своих детей, они могут разработать индивидуальный маршрут каждого ребенка, опираясь на помощь специалистов дошкольного образования. Для того чтобы сохранить в детском саду атмосферу семьи, количество детей ограничивается до 10 человек.

М.М. Цапенко, 
канд. пед. наук, заместитель  начальника управления дошкольного и общего образования 
Департамента образования  г. Москвы

К.Ю. Белая, 
канд. пед. наук, профессор  кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль