Конспект занятия "Разведка осенних примет"

1133
Конспект занятия

  Автор:  Мурзаева Наталья Николаевна  воспитатель МБДОУ "Ручеёк" (Ямало-Ненецкий автономный округ)

НАБЛЮДЕНИЕ
Цели:

  • расширять знания о сезонных изменениях в природе;
  • учить находить приметы осени;
  • формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Установление измерения температуры воздуха. Цель: учить измерять температуру воздуха.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: "Перепрыгни через лужи", "Осень", "Зайчата и лиса"
Цели:

  • учить внимательно слушать воспитателя;
  • развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты;
  • формировать навыки прыжков в длину;
  • повышать двигательную активность детей;
  • Воспитывать ловкость и выносливость

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Лазанье
Цели:

  • развивать координацию движений;
  • воспитывать смелость, решительность

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ВЫНОСНЫМ МАТЕРИАЛОМ Мячи, скакалки, обручи, наборы для игр с песком, куклы, посуда, машины. Цель: воспитывать дружеские отношения.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, воздушный шарик! Сейчас я его достану. Да он не простой шарик, а с каким – то посланием.

(Достаю звуковое письмо и план – схему).
"Звуковое письмо" "Дорогие ребята, обращаются к вам зайцы из пригородного леса. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ведь вы можете определить – наступила ли осень? Говорят, что она идет к нам в лес через город. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу? Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень не простое! Надеемся на вашу помощь! Заячье собрание. Пригородный лес".Воспитатель: Ребята, зайцы хотят знать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в городе? Как же нам это сделать? Я предлагаю провести разведку и найти все доказательства: действительно наступила ли осень? Тут, ребята и маршрут с остановками нарисован, по которому нам с вами нужно отправиться за приметами осени. Посмотрите внимательно на схему и скажите, где сейчас мы с вами находимся?Дети: Возле березы с кормушкой.Воспитатель: А чем это место обозначено на схеме?Дети: Это место на схеме обозначено красным кружком.Воспитатель: Куда мы должны дальше идти?Дети: Сначала прямо, потом направо до синего треугольника.Воспитатель: Давайте мы найдем этот знак. (Идут) Ой, ребята, на пути у нас препятствия, которые надо преодолеть. (Дети проходят через обручи, которые расположены вдоль дороги). (Находят этот знак).Воспитатель: А вот и первая наша остановка. Как она называется?Дети: (читают) "Следопыты".Воспитатель: А вы знаете, кто такие следопыты?Дети: Это люди, которые находят объекты по следам, листьям, веткам, пням.Воспитатель: А мы с вами должны найти следы осени. Ребята, здесь какие - то схемы. Что на них изображено?Дети: Небо, дерево, градусник.Воспитатель: О чем могут говорить нам эти знаки?Дети: Мы должны понаблюдать за небом, деревом, температурой.Воспитатель: Нам предстоит много наблюдать, поэтому предлагаю подготовить наши глазки к наблюдениям. (Гимнастика для глаз. Ребята "рисуют" взглядом лодочку (2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза), быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.)Воспитатель: Итак, глазки для наблюдения мы приготовили, стали все зоркими, как настоящие следопыты.Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и найдите в нем приметы осени.
Осень

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

А.ПлещеевВоспитатель: Какие приметы осени вы нашли в этом стихотворении?Дети: ....Воспитатель: А теперь давайте найдем приметы осени у нас. Предлагаю рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем? (Облака, тучи, солнце) Даем по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая) Далее определяем есть ли ветер (ищем признаки, по которым можно его обнаружить). Даем другое определение погоды: ветреная (тихая).Воспитатель: А что ветер умеет делать?

Дети: Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, развивать флаги, поднять пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть.Воспитатель: Да, ребята, ветер многое умеет делать. А как ветер помогает человеку, растениям?Дети: Надувает паруса, крутит мельницы, разносит семена растений.Воспитатель: Вот какой он разный. Может быть добрым волшебником и злым колдуном. Давайте мы с вам поднимем руки вверх - сделаем глубокий вдох и произнесем на выдохе "у – у", раскачиваясь при этом вправо и влево. Подумайте и скажите, какой ветер бывает осенью?Дети: Прохладным, сильным, холодным.Воспитатель: Посмотрите на схему, какой следующий знак?Дети: Термометр.Воспитатель: Прежде чем выйти на улицу, взрослые смотрят на термометр. Зачем они это делают?Дети: Чтобы узнать холодно на улице или тепло.Воспитатель: Как узнать, какая температура воздуха?Дети: Нужно посмотреть на столбик термометра. Если столбик термометра намного выше отметки 0, значит, мы говорим жарко. Если столбик термометра находится чуть выше 0, мы говорим тепло. Если столбик термометра находится на отметке 0, мы говорим прохладно. Если столбик термометра находится ниже отметки 0, мы говорим холодно.Воспитатель: Давайте посмотрим на термометр и определим: жарко, тепло, прохладно или холодно сегодня. (Определяем)Воспитатель: Ребята, можем мы сказать, что нашли следы осени? Какие?Дети: Серое небо, голые деревья, пасмурно, ветрено, холодно.Воспитатель: Мы с вами собрали все приметы осени и нам пора отправляться дальше. Посмотрите на схему и скажите, куда нам идти дальше?Дети: Стрелка показывает, что идти надо прямо до зеленого квадрата. (Находят значок, на котором нарисован карандаш, лопата и грабли)

Воспитатель: Как называется эта остановка?Дети: "Помощники"Воспитатель: Как вы думаете, что здесь мы должны сделать? Мы с вами только что нашли следы осени, наблюдая за небом, деревом, ветром, температурой. Я предлагаю Володе и Денису нарисовать портрет осени, т.е. раскрасить заданный пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. (Дети берут планшеты, восковые мелки и раскрашивают в контурном черно – белом варианте пейзаж) А мы с вами будем сгребать листья. Скажите, можно ли собранные в кучу листья сжигать? Почему?Дети: Нет нельзя. Могут погибнуть подземные обитатели, корни растений.Воспитатель: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. А как вы думаете, что нужно с ними делать?Дети: Вывозить за город.Воспитатель: Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегниют в земле и станут удобрением для растений. Этим сейчас мы и займемся, но сначала отгадайте загадку: Зубы имеют А зубной боли не знают! (Грабли) Я предлагаю девочкам: Лиле, Ане, отправиться в лес собрать шишки, которые нам потом пригодятся в игре. Остальные разбиваются на две команды по 5 человек. Трое из каждой команды выкапывают ямки для листьев, а двое сгребают листья в эти кучи. Затем дети, которые выкапывали, закапывают листья.Воспитатель: Мы славно с вами потрудились: и те, кто работали на участке и наши художники. Поэтому немножко отдохнем. (Физминутка)

Раз, два, три, четыре, пять!
На другой руке опять:
Будем пальчики считать –
Раз, два, три, четыре, пять!
Крепкие, дружные,
Пальчики быстрые,
Всем такие нужные.
Хоть не очень чистые.Воспитатель: Отдохнули, а теперь посмотрим рисунки наших художников. По этим рисункам можно сказать, что действительно наступила осень?Дети: Да, небо раскрашено в серые, мрачные оттенки, трава пожелтела, листья опали с деревьев…Воспитатель: Ну, я думаю, что по этим рисункам зайцы поймут, что действительно наступила осень. И эти доказательства мы отправим в лес. Ну как это сделать? (Предлагаю посмотреть на схему, может там есть какая-нибудь подсказка)Дети: Стрелка указывает, что надо пойти направо до красного прямоугольника.Воспитатель: Давайте найдем этот значок. Но на нашем пути опять препятствие. Впереди болото и нам нужно добраться до места, перескочив с кочки на кочку, чтобы не упасть в болото. (Добираемся до места и читаем, как называется остановка).Дети: Почта.Воспитатель: Как вы думаете, что решат зайцы делать, получив наше письмо?Дети: Зайцы поймут, что пора менять шубки.
(Воспитатель опускает письмо в почтовый ящик.) Воспитатель: Посмотрите на схему, наше путешествие закончилось? Дети: Нет, стрелка зовет нас дальше и указывает на следующий значок: оранжевый ромб. Воспитатель: Как нужно идти? Дети: Прямо. (Идут и находят нужный значок. Читают. Остановка «Веселые старты»)Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в лягушат. (Физминутка)

Раньше были мы икрою,
А теперь мы – лягушата!
Ква – ква! Ква – ква!
А теперь мы все герои,
Прыгай с берега, ребята!
Ать – два. Ать – два!
Головастиками были,
И с хвостом
Ква – ква!
И без хвоста
Дружно хвостиками били,
Жить на свете
Ать – два! Красота! Ква – ква!!!Воспитатель: И сейчас как настоящие лягушата, мы с вами перепрыгнем через лужи и соберемся все на одной большой кочке. (Дети по очереди перепрыгивают через лежащие на полу "лужи")П/ игра "Осень" (Делим детей на две команды. В каждой команде должен быть "червяк" и "дерево". На одной линии, на определенном расстоянии друг от друга (5м) чертятся два круга. Это "норки" червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей. У противоположной стороны аналогично создаются два круга для детей, играющих роль "деревьев". Дети – "деревья" также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, "червяк" из каждой команды находится, напротив своего "дерева". Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего "дерева". По команде ведущего: "Осень" - дети "деревья" бросают один лист на пол. Стоящий ближе всего к "дереву" ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести "червяку". Получив лист, "червяк" поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему "дереву", вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. "Дерево", получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды и т.д. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему "дереву" стакан с почвой. Как только "дерево" получит последний стакан с землей, оно "вырастает" - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – "ветви" вверх. Выигрывает команда, чье "дерево" выросло первым.Воспитатель: Мы с вами поиграли, повеселились, но чуть не забыли, что нам пора отправляться дальше. Куда же дальше идти?Дети: Прямо и направо до желтого цилиндра. (Идут по намеченному пути)Воспитатель: Ой, ребята, а тут какой - то домик! (Дети читают надпись на домике - "Волшебные превращения")Воспитатель: Я сейчас зайду и посмотрю, что там такое? (Заходит и выходит сказочницей). Я сейчас Машу, Пашу, Данила, Артема, Катю превращу в героев сказки, а вы отгадаете, какая это сказка? (Показ отрывка сказки "Заюшкина избушка")Воспитатель: Кто в этой сказке сделал доброе дело?

Дети: Заяц – пожалел лису и впустил в свою избушку.Воспитатель: А кто совершил зло?Дети: Лиса – выгнала зайца из избушки.Воспитатель: Кто еще сделал добро?Дети: Петух – помог зайцу, прогнал лису.Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?Дети: Быть добрым, защищать слабых.Воспитатель: А сейчас всех превращу в зайцев, а Аню в лису. (П/и "Зайчата и лиса") (Упражнение на дыхание )Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наш маршрут. Есть ли там еще остановки?Дети: Еще одна остановка и обозначено она на схеме красным кружком. (Дети находят его и читают остановку "Спортивная")Воспитатель: Эта остановка у нас последняя, на ней мы будем заниматься спортом, для этого у нас в корзине мячи, которые вы можете побросать в кольцо. У нас есть шишки, которые вы можете побросать в цель, есть обручи, различные препятствия. Мальчики могут отправиться в космос на ракете, девочки попрыгать на скакалке, поиграть в "Дочки – матери". (В процессе самостоятельной игры с выносным материалом, с Евой и Катей провожу индивидуальную работу – лазанье. Цель: развивать координацию движений; воспитывать смелость, решительность).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль