Информационные технологии в управлении ДОУ

10916

Значение информационных технологий в системе дошкольного образования

Все более важной становится роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Разработчики представляемого ниже проекта рассказывают о новых способах управления качеством образовательного, физкультурно-оздоровительного и воспитательного процессов в ДОУ.

Рекомендуем приобрести компакт-диски с шаблонами документов

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

В последние десятилетия XX в. появились работы, в которых предлагается считать личностное формирование воспитанников (образованность, компетентность) конечным продуктом образовательного учреждения.

Однако данные труды не дают ответа на вопрос, каким образом может и должна складываться и отслеживаться индивидуальная траектория развития ребенка. Для этого нужны иные принципиальные позиции в организации достижения и оценки результата образовательного процесса, соответствующие им технологии, специальная система сбора и переработки педагогической информации. 

Особый спектр модернизации российского образования составляют разработки и использование информационных технологий управления образовательным процессом в практике решения уставных задач. 

Только имея значимые и измеряемые уровни качества в достижениях отдельно взятого образовательного учреждения, можно говорить о качестве системы образования в целом.

Чтобы эффективно "управлять по результатам", необходимо:

  • четко представить всю полноту и многогранность качественных показателей ожидаемого результата;
  • изменить качество исполнения своих профессиональных функций на вверенной "территории ответственности", определяющих сущность конкретных управленческих циклов и их технологичность, управленцам всех уровней образовательного процесса (от воспитателя до руководителя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

наверх

Цель проекта "Информационные технологии в управлении ДОУ"

Цель проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" – оптимизация и эффективность профессиональной деятельности руководителей ДОУ посредством информационных технологий, обеспечивающих гарантированное качество решения задач управления образовательным процессом.

Чтобы профессиональная деятельность управленцев образовательных учреждений стала совершеннее и могла отвечать требованиям современной науки и практики в вопросах контроля, анализа и целеполагания, она должна располагать соответствующим (адекватным их сущности) инструментарием. В свою очередь, необходимый программный продукт должен учитывать производственную спецификацию и запросы конкретного потребителя. На это и была направлена деятельность в рамках Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением".

наверх

Результаты проекта "Информационные технологии в управлении ДОУ"

Главный результат (продукт) Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" был получен около десяти лет назад. Тогда в практику управления ДОУ городов Тольятти, Самары, Сургута, Белгорода и других внедрили разработанный программно­-технологический комплекс "Качество результата образовательного процесса" (далее – ПТК; авторы: Канаев Б.И. и Канаев Д.Б.).

В настоящее время в пятнадцати городах России используется школьная версия ПТК, а также комплекс, созданный для учреждений культуры. В этом году планируется разработка версии ПТК для учреждений дополнительного образования детей.

ПТК (версия для ДОУ) представляет собой совокупность технических, технологических и методических средств профессионализации управленческой деятельности, непосредственно соприкасающейся с показателями качества результата (конечным продуктом деятельности ДОУ).

Принципиальные установки разработчиков ПТК таковы:

  • рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения;
  • оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций;
  • добиваться простоты сбора и ввода, минимизации объема исходной информации.

Комплекс предназначен для решения учетно­-аналитических, прогностических и информационных задач, связанных с управлением образовательной деятельностью в дошкольных учреждениях, и нацелен на то, чтобы помочь руководителям ДОУ осуществлять анализ реального результата образовательной деятельности, оценивать его качество, осуществлять мониторинг детского развития в ДОУ, видеть динамику развития каждого конкретного ребенка, учебной группы или образовательного учреждения в целом по уровням его основных параметров.

Программная структура ПТК включает в себя "Главный модуль" и дополнительные автоматизированные модули (схема). 

Информационные технологии в управлении ДОУСхема "Структура программно­технологического комплекса"

"Главный модуль" состоит из четырех многофакторных блоков, которые оценивают и структурируют показатели познавательной, социальной, эстетической и психо-физической граней результата образовательного процесса, и двух системообразующих блоков: "Базы данных", обеспечивающей ввод и хранение требуемой для работы ПТК информации, и "Итогов учебного года", предоставляющих аналитически обработанные сведения для принятия решения на вверенных "территориях ответственности". Три раза в год осуществляются контрольные срезы: нулевой (0), первый (I), второй (II).

Конкретные сроки определяются руководством ДОУ. Нулевой срез проводится в начале учебного года и служит воспитателю базой (выявляются возможности ребенка) для определения плановых (желаемых) достижений в текущем учебном году. Полученные показатели отражаются в таблице "Целеполагание". Данные заполняются педагогами, специалистами и заведующим ДОУ в рабочее время. В приложении 1 представлены образцы отчетных форм ПТК. 

Дополнительные автоматизированные модули: "Целеполагание" (способствует комплектованию "дерева целей"), "Итоговый анализ" (обеспечивает познание проблем результата, охватывающих структуру образовательного учреждения в целом), "Анализ проблем" (помогает выяснить причины обнаруженных проблем результата и найти их возможные решения) – располагаются с "Главным модулем" в едином системном поле. Заведующий и заместитель заведующего по УВР имеют доступ ко всем результатам, внесенным в основные блоки сотрудниками ДОУ, но могут начать свою работу сразу с модуля "Анализ проблем". Для медицинских работников доступна оценка психофизической грани результата образовательного процесса. В таблицах мониторинга признаков самочувствия ребенка содержатся результаты ежедневного наблюдения за состоянием здоровья воспитанников. Наличие признака отмечается знаком – þ, а его отсутствие – ¨. Цифровой показатель отражает процент качества данного уровня.

Вторым результатом (продуктом) Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" является "Тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения" (далее – Тетрадь), разработанная и внедренная в 2006 г. в практику органов управления ДОУ. Она призвана обеспечить оптимальные условия для постоянного слежения за основными признаками познавательной, социальной, эстетической и психофизической граней развития ребенка (табл.).

наверх

Приложение 1

Примеры отчетных форм ПТК
(скриншот)

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Условные обозначения:

В – "высокий"
Д – "достаточный"
К – "критический"
Н – "недостаточный"
• – знак лидеров
þ – знак "зоны тревог".

наверх

Приложение 2

Таблицы мониторинга признаков развития ребенка
(младший дошкольный возраст, 2–3 года)

1. Сфера развития речи и речевого общения  

Содержание мониторинга

200__/200__ 

200__/200__ 

II 

II 

1

7

Информационно­технологический раздел 

1. Умеет говорить внятно, не торопясь 

 

 

 

 

 

 

2. Произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных

 

 

 

 

 

 

3. Согласовывает существительные и местоимения с глаголом

 

 

 

 

 

 

4. Согласовывает слова в роде, числе, падеже 

 

 

 

 

 

 

5. Использует в речи глаголы совершенного и несовершенного вида

 

 

 

 

 

 

6. Использует в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности

 

 

 

 

 

 

7. Понимает ситуации, передаваемые с помощью предлогов и наречий (во втором полугодии)

 

 

 

 

 

 

8. Понимает содержание простых рассказов без наглядного сопровождения 

 

 

 

 

 

 

9. Узнает персонажей знакомых литературных произведений по звукоподражанию

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Деятельностно-­творческий раздел

1. Может внеситуативно общаться на близкие ему темы (из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.)

 

 

 

 

 

 

2. Воспроизводит интонациями речи ритм стихотворений

 

 

 

 

 

 

3. Умеет пересказывать при помощи воспитателя знакомые сказки

 

 

 

 

 

 

4. Умеет составлять рассказ о виденном из двух – четырех предложений

 

 

 

 

 

 

5. Самостоятельно обращается к взрослым и детям по разным поводам, задает вопросы 

 

 

 

 

 

 

6. Соотносит словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек

 

 

 

 

 

 

7. Сопровождает речью игровые действия, выражает отношение к происходящему

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-­ценностный раздел 

1. Внимательно слушает, понимает и выполняет поручения взрослого, состоящие из двух­-трех связанных по смыслу действий

 

 

 

 

 

 

2. Речевое общение в процессе всех режимных моментов достаточно эмоционально

 

 

 

 

 

 

3. Активно вступает в общение, пользуясь всеми доступными – речевыми и неречевыми – средствами

 

 

 

 

 

 

4. Интересуется делами сверстников и желает делиться с ними своими впечатлениями

 

 

 

 

 

 

5. Отвечает на вопросы и откликается на предложения взрослого высказаться, выразить свои желания, чувства, мысли

 

 

 

 

 

 

6. Активно участвует в играх со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы: управление ДОУ, дошкольное учреждение, заведующий, информационные технологии, мониторинг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль